Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г. ,«Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида Начальный курс физической географии.» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва. Владос, 2012г.
Учебно-методический комплекс:
-География 6 класс, под редакцией Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной. М- Просвещение.2019г.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространённых в своём регионе.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Цель:
- Создание условий для формирования знаний элементарных естественнонаучных понятий и формирование умений оперировать ими в повседневной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формирование основных географических понятий;повышать общий уровень развития учащихся и корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности её изучения;
формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством общения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
формирование и отработка практических навыков и умений.
Коррекционно-развивающие:
коррекция недостатков умственного развития учащихся;в процессе знакомства с географическими понятиями и объектами у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление;
учащиеся имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой; взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Воспитательные:
воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания;
воспитание навыков здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и человека);
Используемые технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
игровые;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
1.По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
2.По месту организации (школьные)
3.Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа)
4.Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
- обогащение и уточнение словаря,чтение литературы по изучаемому материалу,
- наблюдение запроцессами, происходящими в природе, называние и характеристика основных форм рельефа, особенностей их образования, роли в природе,сравнение между собой основных форм рельефа, их классификация, установление взаимосвязи между географическими объектами,
- активное участие в беседе, составление рассказов с опорой на план
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
- освоение на практике полученных знаний.
Фактически за учебный год 67часов.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)
Группы учащихся:
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает, нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты освоения курса:
Учащиеся должны знать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоёмов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и основные знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полётов людей в космос, имена первых космонавтов;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоёмов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам – приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование целостного мировоззрения;
формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимать позицию другого, уметь различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы,
теории);
Предметные результаты:
формировать представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги»,
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и гео-экологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; создавать тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления в презентации.
формировать первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
формировать представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основные этапы её географического освоения, особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы на разных материках и в отдельных странах;
овладеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
овладеть основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
овладеть основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формировать умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формировать представление об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименованиеразделов и тем | Максимальнаянагрузкаучащегося, ч. | Изних |
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
1 | Введение | 2 | 2 | - | - | | | |
2 | Тема 1.Ориентирование на местности | 2 | 2 | - | - | | | |
3 | Тема 2. Формы поверхности Земли | 2 | 1 | 1 | - | | | |
4 | Тема 3. Вода на Земле | 6 | 2 | 3 | 1 | | | |
5 | Тема 4 .План и карта | 5 | 2 | 3 | - | | | |
6 | Тема 5. Земной шар | 8 | 4 | 4 | - | | | |
7 | Тема 6. Карта России | 9 | 8 | - | 1 | | | |
| Итого | 34 | 21 | 11 | 2 | | | |
Календарно-тематическое планирование (34ч, 1ч в нед)
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Введение | 2 | | |
1 | Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 | | |
2 | Явления природы. Географические сведения о нашей местности и труде населения. | 1 | | |
| Тема 1. Ориентирование на местности | 2 | | |
3 | 1. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. | 1 | | |
4 | 2. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. | 1 | | |
| Тема 2. Формы поверхности Земли | 2 | | |
5 | 1. Равнины. Холмы. Овраги, их образование. Практическая работа № 1«Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага». | 1 | | |
6 | 2. Горы. Землетрясения. Извержение вулканов. | 1 | | |
| Тема 3. Вода на Земле | 6 | | |
7 | 1. Вода в природе. Родник, его образование. | 1 | | |
8 | 2. Колодец. Водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. | 1 | | |
9 | 3. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Практическая работа № 2«Моделирование из пластилина и воды озера» | 1 | | |
10 | 4. Болота, их осушение. Океаны и моря. | 1 | | |
11 | 5. Острова и полуострова. Водоёмы в нашей местности. Практическая работа № 3«Изготовление макета острова и полуострова из пластилина». | 1 | | |
12 | 6. Обобщающий урок. Практическая работа № 4 «Показ на физической карте России различных водоемов». | 1 | | |
| Тема 4. План и карта | 5 | | |
13 | 1. Рисунок и план предмета. План и масштаб. | 1 | | |
14 | 2. План класса. План школьного участка. Практическая работа № 5 «Вычерчивание простейших планов (классной комнаты)» | 1 | | |
15 | 3. Условные знаки плана местности. Практическая работа № 6 «Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты». План и географическая карта. | 1 | | |
16 | 4. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Практическая работа № 7 «Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности)» | 1 | | |
17 | 5. Физическая карта России | 1 | | |
| Тема 5. Земной шар | 8 | | |
18 | 1. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. | 1 | | |
19 | 2. Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли, освоение космоса. Глобус-модель земного шара. Практическая работа№ 8«Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов». | 1 | | |
20 | 3. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | |
21 | 4. Океаны на глобусе и карте полушарий. Практическая работа № 9 «Оформление таблицы названий океанов». | 1 | | |
22 | 5. Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая работа № 10«Оформление таблицы названий материков». | 1 | | |
23 | 6. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | | |
24 | 7. Понятие о климате, его отличие от погоды, основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая работа № 11«Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». | 1 | | |
25 | 8. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | | |
| Тема 6. Карта России | 9 | | |
26 | 1. Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | | |
27 | 2. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | | |
28 | 3. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | | |
29 | 4. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | | |
30 | 5. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 | | |
31 | 6. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. | 1 | | |
32 | 7. Озёра России. | 1 | | |
33 | 8. Наш край на карте России | 1 | | |
34 | 9. Урок повторения по теме «Карта России». | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование
курса географии 6 кл (34ч, 1ч в нед)
№пп | Раздел, тема | час | Дата по плану | Д\з |
| Введение 2ч | | | |
1 | Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | 1 | | С.4-11, , вопр с.11 |
2 | Явления природы. Географические сведения о нашей местности и труде населения. | 1 | | С 13-17, , вопр с.17 |
| Тема 1. Ориентирование на местности | 2 | | |
3 | 1. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. | 1 | | С.18-21 |
4 | 2. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. | 1 | | С22-27 |
| Тема 2. Формы поверхности Земли | 2 | | |
5 | 1. Равнины. Холмы. Овраги, их образование. Практическая работа № 1«Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага». | 1 | | С.28-32 |
6 | 2. Горы. Землетрясения. Извержение вулканов. | 1 | | С.33-38 |
| Тема 3. Вода на Земле | 6 | | |
7 | 1. Вода в природе. Родник, его образование. | 1 | | С.39-44 |
8 | 2. Колодец. Водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. | 1 | | С.45-51 |
9 | 3. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды. Практическая работа № 2«Моделирование из пластилина и воды озера» | 1 | | С.51-57 |
10 | 4. Болота, их осушение. Океаны и моря. | 1 | | С.57-63 |
11 | 5. Острова и полуострова. Водоёмы в нашей местности. Практическая работа № 3«Изготовление макета острова и полуострова из пластилина». | 1 | | С.64-68 |
12 | 6. Обобщающий урок. Практическая работа № 4 «Показ на физической карте России различных водоемов». | 1 | | С.39-68 |
| Тема 4. План и карта | 5 | | |
13 | 1. Рисунок и план предмета. План и масштаб. | 1 | | С.69-74 |
14 | 2. План класса. План школьного участка. Практическая работа № 5 «Вычерчивание простейших планов (классной комнаты)» | 1 | | С.74-78 |
15 | 3. Условные знаки плана местности. Практическая работа № 6 «Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты». План и географическая карта. | 1 | | С.78-83 |
16 | 4. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Практическая работа № 7 «Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности)» | 1 | | С.83-87 |
17 | 5. Физическая карта России | 1 | | С.88-90 |
| Тема 5. Земной шар | 8 | | |
18 | 1. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. | 1 | | С.91-96 |
19 | 2. Земля-планета. Доказательства шарообразности Земли, освоение космоса. Глобус-модель земного шара. Практическая работа № 8«Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов». | 1 | | С.96-102 |
20 | 3. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. | 1 | | С.103-105 |
21 | 4. Океаны на глобусе и карте полушарий. Практическая работа № 9 «Оформление таблицы названий океанов». | 1 | | С.106-108 |
22 | 5. Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая работа № 10«Оформление таблицы названий материков». | 1 | | С.109-112 |
23 | 6. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | 1 | | С.112-118 |
24 | 7. Понятие о климате, его отличие от погоды, основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая работа № 11«Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре». | 1 | | С.119-125 |
25 | 8. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. | 1 | | С.125-131 |
| Тема 6. Карта России | 9 | | |
26 | 1. Географическое положение России на карте. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. | 1 | | С.132-140 |
27 | 2. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. | 1 | 9.04.20 | С.140-147 |
28 | 3. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | 1 | 16.04 | С.148-155 |
29 | 4. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | 1 | | С.155-161 |
30 | 5. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. | 1 | | С.162-168 |
31 | 6. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. | 1 | | С.168-174 |
32 | 7. Озёра России. | 1 | | С.175-177 |
33 | 8. Наш край на карте России | 1 | | С.178 |
34 | 9. Урок повторения по теме «Карта России». | 1 | | |