Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района, Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю Директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «География»
Класс: 5
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч. в год; 1 ч. в неделю
Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, АООП ООО МБОУ «СОШ п. Корнево», комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «География» для 5-9 классов, И. И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина
Учебник - И .И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель географии
первая квалификационная категория
2018
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ОВЗ составлена для основной общеобразовательной программы школы для 5 класса на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии. Рабочая программа по географии 5 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897
Содержание рабочей программы соответствует программе И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина «География », 2015 год с базовым изучением географии.
Рабочая программа ориентирована на содержание учебника: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.
Место курса «Географии» в учебном плане:
Согласно учебного плана школы для обязательного изучения географии в 5 классе отводится в неделю – 1 час.
Программа автором рассчитана на 35 часов (35 учебные недели); Календарный учебный график школы – на 35 недель.
Планируемых практических работ – 4.
Целями изучения предмета «Географии» в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческий деятельности и эмоционального отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей противоречий развития географической оболочки.
Задачи
-формирование представлений о единстве природы , объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровне;
-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
-развитие представлений о размещении природных и социально- экономических объектов;
-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
-развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Формы организации учебного процесса: классные, внеклассные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые
Формы контроля: практическая работа, проверочная работа, тест
Виды организации учебного процесса:
Самостоятельная работа, тест, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Новизна программы
Новизна программы заключается в:
логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;
выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.
Наличием коррекционной составляющей освоении программы.
Цели обучения: Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Важными коррекционными задачами курса географии являются:
1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
5) развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по географии вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала по географии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем; часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.
Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по гееографии в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного. Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:
сформированность психических процессов, необходимых для освоения ООП ООО (по результатам психологического мониторинга);
улучшение физического здоровья обучающихся (по результатам медицинского мониторинга);
успешное освоение всеми обучающимися АООП ООО (по результатам педагогического мониторинга);
а так же освоение детьми жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение обучающихсяс нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Промежуточная итоговая работа проводиться в форме проектной работы.
Содержание учебного предмета
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты
Как люди открывали Землю.
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Великие географические открытия
Земля во Вселенной.
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А. Гагарин.
Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Виды изображений поверхности Земли.
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
Природа Земли.
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. . Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Внутри предметный образовательный модуль «Развитие нашего края»
Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса география, предназначен для обучающихся 5 классов. Данный модуль включён с целью расширения знаний по теме «Путешественники. Открыватели новых земель». В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.
Модуль рассчитан на 7 часов.
Тематическое планирование, 35 часов
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов |
Что изучает география – 5ч. |
1 | Мир, в котором мы живем. | 1 |
2 | ВПМ «Этот загадочный мир природы. | 1 |
3 | Методы географических исследований. | 1 |
4 | ВПМ «История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте | 1 |
5 | ВПМ По следам великих географических открытий. Географические закрытия. | 1 |
Как люди открывали Землю- 3ч. |
6 | Открытия русских путешественников. | 1 |
7 | ВПМ Приключения с географией. (История с географическими названиями) | 1 |
8 | ВПМ История заселения Калининградской областии. | 1 |
Земля во Вселенной – 6ч. |
9 | ВПМ Составление визитной карточки Калининграда. | 1 |
10 | ВПМ Регионы нашего края. (Янтарный край) Обычаи и традиции нашего региона. | 1 |
11 | Соседи Солнца. | 1 |
12 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | 1 |
13 | Уникальная планета- Земля. Современные исследования космоса | 1 |
14 | Обобщающий урок по теме «Вселенная» | 1 |
Виды изображений поверхности Земли – 6ч. |
15 | Стороны горизонта | 1 |
16 | Ориентирование. | 1 |
17 | План местности. Краса родного края | 1 |
18 | Практическая работа. Составление плана местности по описанию. | 1 |
19 | Географическая карта. | 1 |
20 | Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли» | 1 |
Природа Земли- 15ч. |
21 | Как возникла Земля. | 1 |
22 | Внутреннее строение Земли. | 1 |
23 | Землетрясения и вулканы. | 1 |
24 | Материки | 1 |
25 | Путешествие по материкам. | 1 |
26 | Описание океанов по каре полушарий и карте океанов | 1 |
27 | Вода на Земле. | 1 |
28 | Воздушная одежда Земли. | 1 |
29 | Погода | 1 |
30 | Климат | 1 |
31 | Живая оболочка Земли. | 1 |
32 | Почва- особое природное тело. | 1 |
33 | Человек и природа. | 1 |
34 | Промежуточная аттестация | 1 |
35 | Анализ работ | 1 |