СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс.УМК И.И. Баринова, А.А. Плешаков.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района, Калининградской области

238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326

e-mail: [email protected]


Рассмотрено на Методическом совете протокол №____

«__»________2018 г.

Согласовано

зам. директора по УВР

протокол № ____

«__»_________2018 г.

Утверждаю

Директор школы

__________В.А. Дворянов

«___» __________ 2018г.









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «География»


Класс: 5


Уровень образования: основное общее образование


Срок реализации программы – 2018-2019 гг.


Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч. в год; 1 ч. в неделю


Планирование составлено на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, АООП ООО МБОУ «СОШ п. Корнево», комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «География» для 5-9 классов, И. И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина


Учебник - И .И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.


Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна

учитель географии


первая квалификационная категория











2018


Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ОВЗ составлена для основной общеобразовательной программы школы для 5 класса на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии. Рабочая программа по географии 5 класса МБОУ «СОШ п. Корнево» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897

Содержание рабочей программы соответствует программе И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина «География », 2015 год с базовым изучением географии.

Рабочая программа ориентирована на содержание учебника: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.


Место курса «Географии» в учебном плане:

Согласно учебного плана школы для обязательного изучения географии в 5 классе отводится в неделю – 1 час.

Программа автором рассчитана на 35 часов (35 учебные недели); Календарный учебный график школы – на 35 недель.

Планируемых практических работ – 4.

Целями изучения предмета «Географии» в 5 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческий деятельности и эмоционального отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей противоречий развития географической оболочки.

Задачи

-формирование представлений о единстве природы , объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровне;

-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

-развитие представлений о размещении природных и социально- экономических объектов;

-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

-развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Формы организации учебного процесса: классные, внеклассные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые

Формы контроля: практическая работа, проверочная работа, тест

Виды организации учебного процесса:

Самостоятельная работа, тест, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.

Новизна программы

Новизна программы заключается в:

  • логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;

  • выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.

  • систематизировании занятий для прочного усвоения материала.

  • Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.

  • Наличием коррекционной составляющей освоении программы.

Цели обучения: Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.

В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

Важными коррекционными задачами курса географии являются:

1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

5) развитие общеучебных умений и навыков.

Усвоение учебного материала по географии вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала по географии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем; часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.

Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.

Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по гееографии в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного. Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:

  • сформированность психических процессов, необходимых для освоения ООП ООО (по результатам психологического мониторинга);

  • улучшение физического здоровья обучающихся (по результатам медицинского мониторинга);

  • успешное освоение всеми обучающимися АООП ООО (по результатам педагогического мониторинга);

а так же освоение детьми жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации;

  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение обучающихсяс нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости решения современных практических задач человечества и своей страны. В том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода, как основы географического мышления для осознания своего места в целостном многообразном и быстро изменяющимся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизнь, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Промежуточная итоговая работа проводиться в форме проектной работы.


Содержание учебного предмета

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география». Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты

Как люди открывали Землю.

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Великие географические открытия

Земля во Вселенной.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А. Гагарин.

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Виды изображений поверхности Земли.

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Ориентирование на местности. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.

Природа Земли.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. .  Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Внутри предметный образовательный модуль «Развитие нашего края»

Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса география, предназначен для обучающихся 5 классов. Данный модуль включён с целью расширения знаний по теме «Путешественники. Открыватели новых земель». В процессе изучения курса формируются знания и умения работы с картой, умения сравнивать и  анализировать материалы, расширяет кругозор, прививает любовь к родному краю.

Модуль рассчитан на 7 часов.



























Тематическое планирование, 35 часов


Урока

Тема урока

Кол-во часов

Что изучает география – 5ч.

1

Мир, в котором мы живем.

1

2

ВПМ «Этот загадочный мир природы.

1

3

Методы географических исследований.

1

4

ВПМ «История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

1

5

ВПМ По следам великих географических открытий. Географические закрытия.

1

Как люди открывали Землю- 3ч.

6

Открытия русских путешественников.

1

7

ВПМ Приключения с географией. (История с географическими названиями)

1

8

ВПМ История заселения Калининградской областии.

1

Земля во Вселенной – 6ч.

9

ВПМ Составление визитной карточки Калининграда.

1

10

ВПМ Регионы  нашего края. (Янтарный край) Обычаи и традиции нашего региона.

1

11

Соседи Солнца.

1

12

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

13

Уникальная планета- Земля. Современные исследования космоса

1

14

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

1

Виды изображений поверхности Земли – 6ч.

15

Стороны горизонта

1

16

Ориентирование.

1

17

План местности. Краса родного края

1

18

Практическая работа. Составление плана местности по описанию.

1

19

Географическая карта.

1

20

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

Природа Земли- 15ч.

21

Как возникла Земля.

1

22

Внутреннее строение Земли.

1

23

Землетрясения и вулканы.

1

24

Материки

1

25

Путешествие по материкам.

1

26

Описание океанов по каре полушарий и карте океанов

1

27

Вода на Земле.

1

28

Воздушная одежда Земли.

1

29

Погода

1

30

Климат

1

31

Живая оболочка Земли.

1

32

Почва- особое природное тело.

1

33

Человек и природа.

1

34

Промежуточная аттестация

1

35

Анализ работ

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!