Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа п. Корнево» Багратионовского района, Калининградской области
238441, п. Корнево, ул. Школьная, 5 тел/факс: 8-401-56-64-326
e-mail: [email protected]
Рассмотрено на Методическом совете протокол №____ «__»________2018 г. | Согласовано зам. директора по УВР протокол № ____ «__»_________2018 г. | Утверждаю Директор школы __________В.А. Дворянов «___» __________ 2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «География»
Класс: 6
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы – 2018-2019 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч. в год; 1 ч. в неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, АООП ООШ МБОУ «СОШ п.Корнево»,комплексной программы для общеобразовательных учреждений по курсу «География» для 5-9 классов, И. И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина
Учебник - И .И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.
Рабочую программу составила: Яунене Светлана Олеговна
учитель географии
первая квалификационная категория
2018
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся с ОВЗ составлена для основной общеобразовательной программы школы для 6 класса на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии. Рабочая программа по географии 6 класса МБОУ СОШ п. Корнево разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897
Содержание рабочей программы соответствует программе И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина «География », 2015 год с базовым изучением географии.
Рабочая программа ориентирована на содержание учебника: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «География начальный курс» Москва. Дрофа 2016г.
Место курса «Географии» в учебном плане:
Согласно учебного плана школы для обязательного изучения географии в 6 классе отводится в неделю – 1 час.
Программа автором рассчитана на 35 часов (35 учебные недели); Календарный учебный график школы – на 35 недель.
Планируемых практических работ – 4.
Целями изучения предмета «Географии» в 6 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческий деятельности и эмоционального отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей противоречий развития географической оболочки.
Задачи
-формирование представлений о единстве природы , объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
-формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровне;
-развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
-развитие представлений о размещении природных и социально- экономических объектов;
-развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
-развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;
-развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
-развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Формы организации учебного процесса: классные, внеклассные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые
Формы контроля: практическая работа, проверочная работа, тест
Виды организации учебного процесса:
Самостоятельная работа, тест, работа по карточкам, проект с использованием ИКТ, ресурсов интернета.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что рассчитана на обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, связанных с задержкой психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В условиях правильного обучения эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики, и прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.
Новизна программы
Новизна программы заключается в:
логике построения учебного материала, адаптированного для обучающихся с ОВЗ;
выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Создании специальных условий для успешной реализации программы обучения.
Наличием коррекционной составляющей освоении программы.
Цели обучения: Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ.
В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.
Важными коррекционными задачами курса географии являются:
1) развитие у обучающихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
3) формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
4) развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
5) развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по географии вызывает большие затруднения у обучающихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей обучающихся с ОВЗ требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся. Для эффективного усвоения обучающимися с ОВЗ учебного материала по географии и в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем; часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Требования к уровню подготовки детей с ОВЗ (обучающиеся с ЗПР) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения.
Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по биологии в основном звене и в силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
В связи с этим в календарно-тематическое планирование включается блок «Коррекционно-развивающая работа». В данном блоке указаны коррекционные задачи решаемые педагогом в процессе обучения, целью которых является на основе решения развивающих упражнений развитие мыслительных операций, образного мышления, памяти, внимания, речи, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение пройденного.
Результатом коррекции развития детей с ОВЗ являются:
сформированность психических процессов, необходимых для освоения АООП ООО (по результатам психологического мониторинга);
улучшение физического здоровья обучающихся (по результатам медицинского мониторинга);
успешное освоение всеми обучающимися АООП ООО (по результатам педагогического мониторинга);
а так же освоение детьми жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и её временно пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать (понимать):
форму и размеры Земли;
полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа;
части Мирового океана;
виды вод суши;
причины изменения погоды;
типы климатов;
виды ветров, причины их образования;
виды движения воды в океане;
пояса освещенности Земли;
географические объекты, предусмотренные программой.
Обучающиеся должны уметь:
анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;
различать изученные географические объекты, процессы и явления;
создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических объектах и явлениях;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Промежуточная итоговая работа проводиться в форме устного экзамена.
Содержание учебного предмета
Введение
Что изучает физическая география? Путешествия и географические открытия. (1 час)
Земля-планета Солнечной системы (1час).
Раздел 1. Виды изображений поверхности земли
План местности
Виды изображений поверхности Земли. Понятие о плане местности.(1час)
Изучение форм поверхности Земли. Масштаб.(1час)
Стороны горизонта. Ориентирование. Составление простейших планов местности. Значение планов местности в практической деятельности человека.(1час) Пр.р.3
Географическая карта
Форма и размеры Земли. Географическая карта.(1час)
Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта и долгота.(1час) Пр.р.4
Географические координаты.(1час)
Определение направлений и расстояний, географических координат России и своей области. (1час)
Значение планов местности и географических карт.(1час)
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки
Литосфера
Земля и ее строение. Горные породы и минералы.(1час)
Движение земной коры. Сейсмические пояса Земли.(1час)
Формы рельефа земной коры. Горы. Рельеф суши.(1час)
Рельеф дна мирового океана.(1час)
Гидросфера
Вода на Земле. Части Мирового океана.(1час)
Свойства океанической воды. Волны в океане.(1час)
Океанические течения . Изучение Мирового океана.(1час)
Воды суши. Подземные воды(1час)
Реки.(1час)
Озёра. Ледники. Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы.(1час)
Атмосфера
Строение, значение и изучение атмосферы. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха (1час)
Атмосферное давление. Ветер.(1час)
Водяной пар в атмосфере Облака. Атмосферные осадки (1час)
Погода. Климат.(1час)
Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат. Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре. (1час)
Биосфера
Разнообразие и распределение организмов на Земле. Природные зоны Земли (1час)
Организмы в Мировом океане.(1час)
Воздействие организмов на земные оболочки. Природный комплекс Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека. (1час)
Раздел 3. Население Земли
Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. (1час)
Человек - часть биосферы. Положение государства на материке.(1час)
Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. (1час)
Промежуточная итоговая аттестация в виде устного экзамена.
Внутри предметный образовательный модуль «Вода – как залог здоровья»
Представляемый образовательный предметный модуль, является частью программы курса география, предназначен для обучающихся 6 классов. Данный модуль включён с целью расширения знаний по теме «Вода на земле». Итогом модуля является проект, в виде презентации.
Модуль «Вода, как залог здоровья»рассчитан на 7 часов.
Тематическое планирование, 6 класс, 35 часов.
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов |
Введение – 2 ч. |
1 | Земля-планета Солнечной системы. Мир в котором мы живем. | 1 |
2 | Науки о природе. Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 |
План местности-3 ч. |
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. | 1 |
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 |
5 | Составление простейших планов местности. | 1 |
Географическая карта -5 ч. |
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта | 1 |
7 | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 |
8 | Географическая широта и долгота . Географические координаты | 1 |
9 | Географическая широта и долгота. Географические координаты. | 1 |
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображения поверхности Земли» | 1 |
Литосфера-5 ч |
11 | Земля и ее строение. | 1 |
12 | Движение земной коры. | 1 |
13 | Горы. Рельеф суши | 1 |
14 | Равнины суши | 1 |
15 | Рельеф дна мирового океана | 1 |
Гидросфера-8 ч. |
16 | ВПМ Вода на Земле. | 1 |
17 | ВПМ Мировой океан – главная часть гидросферы . | 1 |
18 | ВПМ Воды суши. Реки. | 1 |
19 | ВПМ Озера. Вода в «земных кладовых» | 1 |
20 | ВПМ Человек и гидросфера. | 1 |
21 | ВПМ Воды своей местности . | 1 |
22 | ВПМ Вода – залог здоровья | 1 |
23 | Повторение по теме «Гидросфера» | 1 |
Атмосфера -5 ч. |
24 | Строение, значение и изучение атмосферы. Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха | 1 |
25 | Атмосферное давление. Ветер | 1 |
26 | Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки | 1 |
27 | Погода. Климат | 1 |
28 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. Причины, влияющие на климат. Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. | 1 |
Биосфера- 3 ч. |
29 | Разнообразие и распределение организмов на Земле. Природные зоны Земли | 1 |
30 | Организмы в Мировом океане | 1 |
31 | Воздействие организмов на земные оболочки. Природный комплекс Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека. | 1 |
Население Земли 4 ч. |
32 | Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Парниковый эффект: вымысел или реальность. | 1 |
33 | Человек- часть биосферы. Положение государства на материке. | 1 |
34 | Промежуточная аттестация. | 1 |
35 | Анализ работ | 1 |