ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов с ОВЗ разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского, 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2014) и на основе Рабочей программы по курсу «Изобразительное искусство».
Адаптированная рабочая программа для 1-4 классов с ОВЗ предусматривает более детальный отбор принципов, форм и методов работы с учащимся. Для освоения программы учащимися предусмотрены особые методы и формы работы, позволяющие освоить курс. Такой способ организации образовательного пространства для воспитанника позволит работать на зону его ближайшего развития, корректировать уже имеющиеся недостатки развития школьника. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса. Предусматривается чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Процесс обучения школьников по адаптированной программе имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Отбор материала данной программы выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1.Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. Изобразительное искусство.Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
2. Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
3. Изобразительное искусство. 1 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; под редакцией Б.М.Неменского. 2-е изд. – М.: «Просвещение».
4. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд. – М.: «Просвещение».
5. Изобразительное искусство. 2 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; под редакцией Б.М.Неменского. 2-е изд.- М.: «Просвещение».
6. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение.
7. Изобразительное искусство. 3 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; под редакцией Б.М.Неменского. 2-е изд.- М.: «Просвещение».
8. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского. – М.: «Просвещение».
9. Изобразительное искусство. 4 класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений; под редакцией Б.М.Неменского. 2-е изд.- М.: «Просвещение».
Формой организации учебного процесса является урок, а также нетрадиционных форм занятий: уроков – экскурсий, практических занятий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю (33 часа в год), во 2-4 классах отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
В авторскую программу изменения не внесены.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения предмета обучающиеся 1 класса научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый,голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый,серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый- зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
В результате изучения предмета, обучающиеся 2 класса научатся:
- понимать образный строй пластических искусств, их связь с окружающей жизнью;
- отражать в своих работах выразительные возможности художественных материалов;
получат возможность научиться:
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у учащихся 3 класса будут сформированы:
духовные начала личности и целостная картина мира;
основы художественной культуры;
понимание роли искусства в жизни человека;
умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;
способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;
понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;
передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
В результате изучения предмета обучающиеся 4 класса узнают:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России;
известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся научатся:
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2) уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4) сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5) сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовым признакам;
6) овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
7) использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
5) знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
6) знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
7) понимание образной природы искусства;
8) эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
9) применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
10) способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Ты учишься изображать 9 ч
Изображения всюду вокруг нас. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.Мастер изображения учит видеть. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждать об увиденном Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Ты украшаешь 8 ч
Мир полон украшений. Красоту нужно уметь замечать. Цветы; узоры на крыльях (ритм пятен); украшения птиц; красивые рыбы (монотипия). Украшения, которые создали люди. Как украшает себя человек.
Ты строишь 11 ч
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Всё имеет своё строение. Строим вещи.
Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
2 класс
Как и чем работает художник 8 ч
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов.
Реальность и фантазия 7 ч
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство 11 ч
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: тёплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма: ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций, Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Как говорит искусство 8 ч
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать праздником, радостным событием в школьной жизни. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.
3 класс
Искусство в твоём доме 8 ч
Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времён. Знакомство с народными игрушками. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Разнообразие посуды. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность посуды её назначением и материалом.
Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения.
Искусство на улицах твоего города 7 ч
Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города. Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.Парки, скверы, бульвары.Архитектура садов и парков. Проектирование парков, скверов. Разновидности парков и особенности их устроения. Задание:изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Художник и зрелище 11 ч
Цирк — образ радостного, развлекательного зрелища. Роль художника в цирке.
Истоки театрального искусства. Связь театра с изобразительным искусством. Художник — создатель сценического мира. .
Художник и музей 8 ч
Художественные музеи — хранители великих произведений мирового и русского искусства.
Картины, создаваемые художниками. Как воспитывать в себе зрительские умения.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Портрет как рассказ о человеке. Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).Выставка как событие и праздник общения.
4 класс
Истоки родного искусства 8 ч
Красота природы родной земли. Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Представление о красоте человека, связанной с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Праздник – народный образ радости и счастливой жизни.
Древние города нашей земли 7 ч
Образ древнего русского города. Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Организация внутреннего пространства города. Образ жизни людей древнерусского народа; князь и его дружина, торговый люд. Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Каждый народ - художник 11 ч
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Искусство объединяет народы 8 ч
В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
тематическое планирование
1 КЛАСС
Количество часов в году: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Ты учишься изображать | 9 ч |
1 | 1 | Введение в предмет. Все дети любят рисовать. | 1 |
2 | 2 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
3 | 3 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
4 | 4 | Изображать можно пятном. | 1 |
5 | 5 | Изображать можно в объеме. | 1 |
6 | 6 | Изображать можно линией. | 1 |
7 | 7 | Разноцветные краски. | 1 |
8 | 8 | Изображать можно и то, что невидимо. | 1 |
9 | 9 | Обобщение по теме «Ты учишься изображать». | 1 |
Ты украшаешь | 8ч |
10 | 1 | Мир полон украшений. | 1 |
11 | 2 | Цветы. | 1 |
12 | 3 | Красоту нужно уметь замечать | 1 |
13 | 4 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 |
14 | 5 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 |
15 | 6 | Украшения птиц. Объемная аппликация. | 1 |
16 | 7 | Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек | 1 |
17 | 8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. Выставка работ учащихся.. | 1 |
Ты строишь | 11ч |
18 | 1 | Постройки в нашей жизни. | 1 |
19 | 2 | Дома бывают разными. (Одноэтажные) | 1 |
20 | 3 | Дома бывают разные. (Многоэтажные) | 1 |
21 | 4 | Домики, которые построила природа. | 1 |
22 | 5 | Дом снаружи и внутри. | 1 |
23 | 6 | Строим город из картона. | 1 |
24 | 7 | Строим город (спичечные коробки) | 1 |
25 | 8 | Всё имеет своё строение. | 1 |
26 | 9 | Строим вещи. | 1 |
27 | 10 | Строим вещи. (Украшение одежды) | 1 |
28 | 11 | Обобщение по теме «Ты строишь». | 1 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогает друг другу | 5ч |
29 | 1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 |
30 | 2 | Праздник птиц. | 1 |
31 | 3 | Разноцветные жуки. | 1 |
32 | 4 | Сказочная страна. | 1 |
33 | 5 | Времена года. Здравствуй, лето! | 1 |
тематическое планирование
2 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Как и чем работает художник | 8ч |
1 | 1 | Три основных цвета – желтый, красный, синий | 1 |
2 | 2 | Белая и черная краски | 1 |
3 | 3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | 1 |
4 | 4 | Выразительные возможности аппликации. Урок - фантазия | 1 |
5 | 5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 |
6 | 6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Урок – творческая мастерская | 1 |
7 | 7 | Выразительные возможности бумаги. Урок – творческая мастерская | 1 |
8 | 8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). Урок - фантазия | 1 |
Реальность и фантазия | 7 ч |
1 | 1 | Изображение и реальность | 1 |
2 | 2 | Изображение и фантазия | 1 |
3 | 3 | Украшение и реальность | 1 |
4 | 4 | Украшение и фантазия | 1 |
5 | 5 | Постройка и реальность | 1 |
6 | 6 | Постройка и фантазия | 1 |
7 | 7 | Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 |
О чем говорит искусство | 11ч |
1 | 1 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
2 | 2 | Изображение характера животных | 1 |
3 | 3 | Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина | 1 |
4 | 4 | Изображение характера человека: женский образ | 1 |
5 | 5 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 |
6 | 6 | Образ человека в скульптуре | 1 |
7 | 7 | Человек и его украшения | 1 |
8 | 8 | О чем говорят украшения | 1 |
9 | 9 | Образ здания. | 1 |
10 | 10 | Образ здания. Урок - экскурсия | 1 |
11 | 11 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 1 |
Как говорит искусство | 8 ч |
1 | 1 | Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного | 1 |
2 | 2 | Тихие и звонкие цвета | 1 |
3 | 3 | Что такое ритм линий? | 1 |
4 | 4 | Характер линий | 1 |
5 | 5 | Ритм пятен | 1 |
6 | 6 | Пропорции выражают характер | 1 |
7 | 7 | Ритм линий и пятен – средства выразительности. Выставка работ учащихся | 1 |
8 | 8 | Что узнали, чему научились. Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. | 1 |
тематическое планирование
3 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Искусство в твоем доме | 8ч |
1 | 1 | Твои игрушки | 1 |
2 | 2 | Посуда у тебя дома. | 1 |
3 | 3 | Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
4 | 4 | Мамин платок | 1 |
5 | 5 | Твои книжки | 1 |
6 | 6 | Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация, шрифт, буквица | 1 |
7 | 7 | Открытки | 1 |
8 | 8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 |
Искусство на улицах твоего города | 7ч |
9 | 1 | Памятники архитектуры | 1 |
10 | 2 | Парки, скверы, бульвары | 1 |
11 | 3 | Ажурные ограды | 1 |
12 | 4 | Волшебные фонари | 1 |
13 | 5 | Витрины. Роль художника в создании витрин | 1 |
14 | 6 | Удивительный транспорт | 1 |
15 | 7 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 |
Художник и зрелище | 11ч |
16 | 1 | Художник в цирке | 1 |
17 | 2 | Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены | 1 |
18 | 3 | Художник в театре | 1 |
19 | 4 | Театр кукол | 1 |
20 | 5 | Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица | 1 |
21 | 6 | Маски | 1 |
22 | 7 | Афиша и плакат | 1 |
23 | 8 | Композиционное единство изображения и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности | 1 |
24 | 9 | Праздник в городе. Элементы праздничного украшения | 1 |
25 | 10 | Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление | 1 |
26 | 11 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 |
Художник и музей | 8 ч |
27 | 1 | Музей в жизни города (экскурсия в музей) | 1 |
28 | 2 | Картина – особый мир.. | 1 |
29 | 3 | Картина – пейзаж | |
30 | 4 | Картина-портрет | 1 |
31 | 5 | Картина-натюрморт | 1 |
32 | 6 | Картины исторические и бытовые | 1 |
33 | 7 | Скульптура в музее и на улице. Итоговая практическая работа. | 1 |
34 | 8 | Художественная выставка | 1 |
тематическое планирование
4 КЛАСС
Количество часов в году: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
№ п/п | № урока в разделе | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени |
Истоки родного искусства | 8ч |
1 | 1 | Пейзаж родной земли | 1 |
2 | 2 | Изменчивость природы в разное время года и в течение дня | 1 |
3 | 3 | Деревня - деревянный мир. | 1 |
4 | 4 | Украшения избы и их значение. Виды изб | 1 |
5 | 5 | Красота человека | 2 |
6 | 6 | Конструкция мужского и женского народных костюмов | |
7 | 7 | Народные праздники | 1 |
8 | 8 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 |
Древние города нашей земли | 7ч |
9 | 1 | Родной угол | 1 |
10 | 2 | Древние соборы | 1 |
11 | 3 | Города Русской земли | 1 |
12 | 4 | Древнерусские воины - защитники | 1 |
13 | 5 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | 1 |
14 | 6 | Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 |
15 | 7 | Создание проекта «Древние города нашей земли» | 1 |
Каждый народ художник | 11ч |
16 | 1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 |
17 | 2 | Японские рисунки-свитки. Храм - пагода | 1 |
18 | 3 | Народы гор и степей | 1 |
19 | 4 | Художественные традиции в культуре народов степей | 1 |
20 | 5 | Города в пустыне. Глина – главный строительный материал | 1 |
21 | 6 | Орнаментный характер культуры. Здания мечети. Минареты. Мавзолеи | 1 |
22 | 7 | Древняя Эллада | 1 |
23 | 8 | Красота построения человеческого тела - «архитектура» тела, воспетая греками | 1 |
24 | 9 | Европейские города Средневековья | 1 |
25 | 10 | Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях | 1 |
26 | 11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | |
Искусство объединяет народы | 8ч |
27 | 1 | Материнство | 1 |
28 | 2 | Материнство | 1 |
29 | 3 | Мудрость старости | 1 |
30 | 4 | Сопереживание | 1 |
31 | 5 | Герои - защитники | 1 |
32 | 6 | Юность и надежды | 1 |
33 | 7 | Искусство народов мира (обобщение темы). Выставка работ учащихся | 1 |
34 | 8 | Искусство помогает людям понимать себя и других людей | 1 |
24