Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 8.
Обсуждено: На заседании МО Протокол № _______ от « _____» ___________ 2017 г. | Рассмотрено: На педагогическом совете Протокол № _______ от « _____» ___________ 2017 г. | Утверждено: Директор школы _______ И.В Васильева Приказ № _______ от « _____» ___________ 2017г. |
.
Рабочая
программа
по учебному курсу «Изобразительное искусство»
5-7 класс
Программа разработана
учителем Павловой Л.А.
п.Новосмолинский
2017-2018 учебный год
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по изобразительному искусству С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Структура рабочей программы по ИЗО
предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка
Основное содержание предмета, практические работы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нормы оценок
Календарно-тематический план реализации рабочей программы по ИЗО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изобразительному искусству
Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказа 1830 от 31.07.2013 года Министерства образования Нижегородской области .
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
Развитие аналитико — синтетической деятельности, сравнения, обобщения;
Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:
ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И.А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;
Учебно-тематический план по изобразительному искусству
предусматривает следующее распределение по часам:
По федеральному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 5 и 7 кл.;
По школьному учебному плану – 1 ч. в неделю, 34 часа в год в 5 и 7 кл.;
Количество часов по рабочей программе – 1 ч. в неделю, 34 часа в год
5 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 12ч |
2 | Декоративное рисование | 10ч |
3 | Рисование на темы | 6ч |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 6ч |
ИТОГО: | 34 часа |
7 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Рисование с натуры | 14ч |
2 | Декоративное рисование | 4ч |
3 | Рисование на темы | 8ч |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 8ч |
ИТОГО: | 34 часа |
Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства
Предмет | Класс, автор, название учебников, издательство | Входит в Федеральный перечень учебников |
Изобразительное искусство 5 – 7 классы | Специальных учебников нет. | |
Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится
- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;
- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов
- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям
- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров
Реализация коррекционной работы :
- Развитие воображения и творческого мышления
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.
- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.
- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.
- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.
- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
II. Основное содержание предмета, практические работы по ИЗО
Краткое содержание рабочей программы по ИЗО
(по крупным разделам программы)
Раздел | Краткое содержание раздела |
I четверть (8 ч) | |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве. | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
II четверть (8ч) | |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
III четверть (10ч) | |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Рисование на темы Беседы об изобразительном искусстве. | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
IV четверть (8ч) | |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры Беседы об изобразитель-ном искусстве | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Рисование на темы | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. |
5 класс
Темы | Краткое содержание тем |
Рисование с натуры | Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета. |
Декоративное рисование | Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения. |
Рисование на темы | Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок. |
Беседы об изобразительном искусстве | Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях. |
7 класс
Темы | Краткое содержание тем |
Рисование с натуры | Рисование предметов квадратной формы под углом, цилиндрической, усеченной, комбинированной формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета. |
Декоративное рисование | Составление узоров из растительных форм применяемых в дальнейшем в оформлении открыток, поздравительных газет. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения. |
Рисование на темы | Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование, приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок. |
Беседы об изобразительном искусстве | Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях. |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основными объектами проверки являются знания и умения:
3 класс:
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
цвета;
строение изображаемого предмета;
правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
В 5 классе:
Обучающиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
В 7-9 классе:
Обучающиеся должны знать:
Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
Отличительные признаки видов изобразительного искусства (скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество, живопись);
Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, гранит, дерево, фарфор);
Отличительные особенности декоративно-прикладного творчества;
Названия крупнейших музеев страны.
Обучающиеся должны уметь:
Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линия;
Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
V. Приложение.
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий
по предмету ИЗО
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М : Агар. 1997г.
Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
5 класс
1 час в неделю
За год – 34 часа
№ | Тема | Учебная задача | Кол-во часов | Наглядный и дидактический материал | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края» (художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех). | Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства. | 1 | Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм. | | |
2. | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | Закрепление понятия о чередующемся узоре. | 1 | Изображения стилизованных природных форм. | | |
3. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. | 1 | Стилизованные растительные элементы. | | |
4. | Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону). | Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности. | 1 | Образцы геометрических орнаментов. | | |
5. | Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). | Передача объема предметов доступными средствами. | 1 | Стакан и яблоко для рисования с натуры. | | |
6. | Рисование симметричного узора по образцу. | Учить использовать среднюю (осевую) линию. | 1 | Образцы симметричных узоров. | | |
7. | Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см). | Составление узоров из растительных элементов в круге. | 1 | Шаблон круга, образцы узоров в круге. | | |
8. | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). | Передача объема предметов доступными средствами. | 1 | Ваза керамическая. | | |
9. | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). | Формирование общего понятия о художественных средствах. | 1 | Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм. | | |
1. | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы «Крутой спуск», «Дорожные работы»). | Совершенствование умения анализировать объекты изображения. | 1 | Образцы дорожных знаков. | | |
2. | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения. | 1 | Детская раскладная пирамидка. | | |
3. | Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.). | Формирование общего представления о художественных средствах. | 1 | Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм. | | |
4. | Декоративное рисование - оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7 х 30 см). | Учить находить гармонически сочетающиеся цвета. | 1 | Образцы пригласительных билетов. | | |
5. | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см). | Учит работать гуашевыми красками. | 1 | Образы новогодних карнавальных очков. | | |
6. | Рисование на тему «Лес зимой». | Работа акварельными и гуашевыми красками. | 2 | Правильное расположение предметов друг относительно друга. | | |
1. | Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). | Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений. | 1 | Репродукции картин. | | |
2. | Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик). | Установление последовательности выполнения рисунка. | 1 | Репродукции картин. | | |
3. | Рисование на тему «3имние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.). | Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке. | 1 | Образцы рисунков на зимнюю тему. | | |
4. | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | 1 | Цветочный горшок с растением. | | |
5. | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине сторон). | Составление узора в квадрате, применяя осевые линии. | 1 | Образец узора в квадрате. | | |
6. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). | Умение анализировать объекты изображения. | 1 | Образцы объемных прямоугольных предметов для рисования с натуры. | | |
7. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов. «Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины» ). | Воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц. | 1 | Репродукции картин на тему «Мы победили» | | |
8. | Декоративное рисование плаката «8 Mapтa». | Соблюдение последовательности при рисовании узоров. | 1 | Образцы плакатов к «8 марта» | | |
9. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | 1 | Образцы предметов прямоугольной формы. | | |
1. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). | Сравнение рисунка с объектом изображения. | 1 | Образцы предметов прямоугольной формы. | | |
2. | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | 1 | Скворечник. | | |
3. | Иллюстрирование отрывка из литературного про изведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | Передача наиболее существенного из произведения в рисунке. | 1 | Иллюстрации к литературному произведению. | | |
4. | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). | Передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов. | 1 | Игрушки. | | |
5. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). | Передача в рисунке зрительных представлений. | 1 | Иллюстрации к литературному произведению. | | |
6. | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | Соблюдение последовательности при изображении предмета. | 1 | Образцы узоров. | | |
7. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура). | Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства. | 1 | Репродукции картин о Великой Отечественной войне. | | |
8. | Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка, стрекоза, жук - по выбору (натура - раздаточный материал). | Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы. | 1 | Раздаточный материал – предметы симметричной формы. | | |
9. | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). | Ослабление интенсивности цвета. | 1 | Весенние цветы. | | |
Учебно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
7 класс
1 час в неделю
За год – 34 часа
№ | Тема | Учебная задача | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
1. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему (подарочная коробка). | Развивать способности самостоятельно анализировать объект изображения, определять форму, конструкцию, величину составных частей, цвет и положение в пространстве. | 1 | | |
2. | Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы в наиболее простом для восприятия положении. | Обучать умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. | 1 | | |
3. | Беседа на тему: «Виды изобразительного искусства. Живопись». Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись Крупнейшие музеи страны. | Формирование представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах художника. | 1 | | |
4. | Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения. | Совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов цилиндрической формы. | 1 | | |
5. | Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом ¼ части. | Формирование умения пользоваться вспомогательными линиями. | 1 | | |
6. | Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса. | Совершенствование навыка правильной передачи в рисунке объемных предметов формы усеченного конуса. | 1 | | |
7. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы. | Совершенствование навыка передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемых объектов. | 1 | | |
8. | Беседа об изобразительном искусстве: «Выразительные средства живописи | Формирование представления об основных средствах выразительности живописи. | 1 | | |
9. | Изготовление из бумаги шапочки-пилотки и украшение ее узором. | Обучать умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения задания. | 1 | | |
1. | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса. | Развивать способность к творческому воображению. | 1 | | |
2. | Рисование с натуры объемных предметов – посуда. | Анализ связи частей между собой, последовательность построения изображения. | 1 | | |
3. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура» Материал для скульптуры, инструменты скульптора. Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность. | Совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства. Умение отличать скульптуру от произведения живописи и рисунка. | 1 | | |
4. | Рисование с натуры предмета комбинированной формы. | Учить умению продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка. | 1 | | |
5. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура» памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура г. Кириллова. | Эмоционально-эстетическое отношение к памятникам архитектуры. | 1 | | |
6. | Газета – плакат. Новогодний выпуск. | Продумывание пространственной композиции рисунка. | 1 | | |
7. | Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета. | Развитие творческого воображения. | 1 | | |
1. | Тематическое рисование. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса. | Развивать способность к творческому воображению. | 1 | | |
2. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика». Книжная иллюстрация, плакат, карикатура. | Умение высказываться по содержанию рассматриваемого произведения. | 1 | | |
3. | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы. | Совершенствовать навык правильной передачи в рисунке округлой формы. | 1 | | |
4. | Рисование с натуры объемных предметов округлой формы. | Совершенствовать навык правильной передачи в рисунке округлой формы. | 1 | | |
5. | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | Обучать умению соблюдать целесообразную последовательность выполнения рисунка. | 1 | | |
6. | Рисование с натуры объемных предметов комбинированной формы. | Совершенствовать навык передачи в рисунке цветовых оттенков изображаемого объекта. | 1 | | |
7. | Декоративное рисование – составление узора для вазы. | Выработка приемов работы акварельными красками. | 1 | | |
8. | Рисование с натуры объемных предметов комбинированной формы. | Совершенствовать навык правильной передачи в рисунке комбинированной формы. | 1 | | |
9. | «Народное декоративно-прикладное искусство России». Хохлома. Гжель. Жостово. Палех. | Совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства. | 1 | | |
| |
1. | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество». Городецкая роспись. | Развитие творческого воображения. | 1 | | |
2.. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы. | Передача объемной формы, подбор цвета в соответствии с натурой. | 1 | | |
3. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы. | Продумывание и осуществление пространственной композиции рисунка. | 1 | | |
4. | Рисование с натуры предметов комбинированной формы. | Передача объемной формы предмета. | 1 | | |
5. | Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам). | Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план. | 2 | | |
6. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне (П. Логинов и В. Панфилов «Знамя Победы», П. Кривоногов «Брестская крепость» и др.). | Учить высказываться по содержанию рассматриваемого произведения. | 1 | | |
7. | Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям. | Совершенствование умений и навыков использования материалов в процессе выполнения эскиза, подборе гармоничных сочетаний цветов. | 1 | | |
8. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя) | Формировать умение размещать предметы в открытом пространстве. | 1 | | |