СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изобразительное искусство (33 ч.) 1-д класс
№ п/п |
Тема урока |
УУД
|
Элементы содержания |
Задания и материалы
|
Дата | |
П | Ф | |||||
1.Ты изображаешь (9 часов) | ||||||
1 | Изображения всюду и вокруг нас
| Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
| Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. Материалы: цветная бумага (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.
| 01.09 |
|
2 | Знакомство с формой круга. Теплые и холодные цвета. Композиция «Сказочная луна» | Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Создавать, изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с формой круга. Смешивание холодного цвета на палитре. Темный фон. Рисуем форму круга. Композиция «Сказочная луна». Знакомство с понятием «форма». | Вариант задания: Композиция «Сказочная луна» Материалы: гуашь, палитра, набор кистей, Ф4
| 08.09 |
|
3 | Изображать можно пятном
| Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы). | Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
| Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.). Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.
| 15.09 |
|
4 | Изображать можно в объеме
| Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
| Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.
| Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. (лепка). Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
| 22.09 |
|
5 | Изображать можно линией
| Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни. | Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».
| Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе». Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета. Материалы: гуашь, черный фломастер или карандаш, бумага. | 29.09 |
|
6 | Разноцветные краски
| Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?) Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). | Задание: проба красок — создание красочного коврика. Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.
| 06.10 |
|
7-8 | Расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании. Композиция «В далеком космосе» | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен. Воспитывать интерес к воображению.
| Продолжить развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании. Форма круга. Смешивание красок на палитре (синею, голубую, фиолетовую, чёрную). Знакомство с фоном. Развивать чувство композиции. Воспитывать интерес к воображению. | Задание: Композиция «В далеком космосе» Материалы: гуашь, кисти, бумага.
| 13.10 20.10 |
|
9
| Изображение сказочного цветка | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей. | Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа). Вариант задания: изображение сказочного цветка. Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага. | 27.10 |
|
2.Ты украшаешь (7 часов) | ||||||
10 | Красоту надо уметь замечать | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. | Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
| Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми). Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графическими материалами).
| 10.11 |
|
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен
| Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких форм в узоре.
| Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. | Задание: украшение крыльев бабочки (бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми). Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графическими материалами). | 17.11 |
|
12 | Красивые рыбы. Монотипия
| Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приемы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать. Монотипия — это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру. | Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой) Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага. | 24.11 |
|
13 | Украшения птиц. Объемная аппликация
| Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять характер (веселая, быстрая, важная) Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры. | Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Материалы: разноцветная и разно-фактурная бумага, ножницы, клей. | 01.12 |
|
14 | Узоры, которые создали люди
| Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
| Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают? | Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги. | 08.12 |
|
15 | Как украшает себя человек | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений. Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага. | 15.12 |
|
16 | Украшения для праздника (обобщение темы) | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
| Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | Задание: создание украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов; коллективного панно «Новогодняя елка». Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей. | 22.12 |
|
3.Ты строишь (11 часов) | ||||||
17 | Постройки в нашей жизни | Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. | Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. | Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей. Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.
|
|
|
18 | Дома бывают разными
| Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
| Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. | Вариант задания: построение на бумаге дома с помощью печаток. Материалы: разведенная на блюдце гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки (в качестве печатки), шероховатая бумага.
|
|
|
19-20 | Домики, которые построила природа
| Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
| Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.
| Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге (к концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город). Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь. |
|
|
21-22
| Дом снаружи и внутри
| Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей. | Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход и т. д.). Вариант задания: изображение в виде домика самых разных предметов. Материалы: мелки, цветные карандаши иди фломастер (лучше по акварельному фону), бумага. |
|
|
23-24 | Строим город
| Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.
| Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. | Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка горогда из бумажных домиков. Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей. Вариант задания: создание домиков из коробочек или пластилина; создание города из этих домиков. |
|
|
25 | Все имеет свое строение
| Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
| Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
| Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. |
|
|
26 | Строим вещи
| Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. |
|
|
27 | Аппликация с элементами рисования «Машины на улицах города» (обобщение темы)
| Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. | Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
| Задание: создание панно «Машины на улицах города» (коллективная работа или индивидуальные работы) Материалы: склеенный большой лист бумаги (тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фоне панно. |
|
|
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч) | ||||||
28 | Взаимодействие трех видов художественной деятельности
| Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать изображения, украшения и постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
| Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. В конкретной работе один из видов изобразительной деятельности всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. |
|
|
|
29-30
| Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов. Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. | Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм. Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы. | Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек. Материалы: цветная бумага, ножницы. Клей, нитки.
|
|
|
31 | Сказочная страна
| Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.
| Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке. Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага |
|
| |
32 | Времена года | Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры. | Задание: создание панно на основе смешанных техник. Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага |
|
| |
33 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
| Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
| Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими серёжками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые) Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. | Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Материалы: гуашь, кисти или графические материалы, бумага. |
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16»)
«Рассмотрено» На заседании МО Протокол № 1 от 29.08. 2016 г. Руководитель МО ______Г.К.Гаевская |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ____________К.В.Швец
30. 08. 2016
|
«Утверждаю» Директор школы _______О.А. Донцова
Приказ № 373 / 01-03 от 31.08. 2016 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 1-ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КЛАССА
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Велиулаева Анифе Дляверовна,
учитель изобразительного искусства
____________________
г. Евпатория – 2016
Пояснительная записка
-Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития. Вариант 7.2
Нормативно-правовые документы на основании которых разработана рабочая программа :
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
-Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым".
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
-Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №16 города Евпатории Республики Крым», согласовано на заседании Совета школы протокол №2 от 08.06.2015г., принята решением Педагогического совета протокол №8 от 08.06.2015г., утверждена Директором МБОУ «СШ №16»от 08.06.2015г. приказ № 232/01-03, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития( Вариант 7.2) ,принята решением педагогического совета протокол№9 от 23.06.2016г.,утверждена Директором школы МБОУ «СШ№16»от 24.06.2016г.№318/01-03.
-Методические рекомендации об особенностях организации образовательного процесса в начальных классах общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016-2017 учебном году.
-Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
-Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…». Сан Пин 2.4.2.3286-15 зарегистрировано в Минюсте № 38 528 от 14. 08. 2015г.
-Примерная рабочая программа начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству (Б. М. Неменский, программа по изобразительному искусству (Б. М. Неменский, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М: Просвещение, 2010).
Учебный план ориентирован на основные цели и задачи образования:
− историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
− воспитание граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
− разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
− формирование у детей целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
− систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, технологии и техники.
Учебный план составлен для классов коррекционной направленности для детей с задержкой психического развития.
Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения двух основных задач:
− формирование навыков элементарной грамотности и основных учебных умений и навыков, общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре;
− коррекция задержанного психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.
Начальное общее образование
Учебный план для I дополнительного, I, II классов
Предметные области
|
Учебные предметы
| Количество часов в неделю
|
Итого | ||||||
1 дополнительный класс | 1 класс | 2 класс | |||||||
Филология
| Русский язык |
|
|
|
| ||||
Литературное чтение |
|
|
|
| |||||
Математика | Математика
|
|
|
|
| ||||
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир (человек, природа, общество) |
|
|
|
| ||||
Искусство | Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
| Музыка |
|
|
|
| ||||
Физическая культура | Физическая культура |
|
|
|
| ||||
Технология | Технология (труд) |
|
|
|
| ||||
Итого: |
|
|
|
|
| ||||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя) |
|
|
|
| |||||
Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
|
|
|
|
Учебный план для 3-4 классов
Учебные предметы
| Количество часов (в неделю) | Итого
| |
3-й класс | 4-й класс | ||
Русский язык |
|
|
|
Литературное чтение |
|
|
|
Математика |
|
|
|
Окружающий мир (человек, природа, общество) |
|
|
|
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 2 |
Музыка |
|
|
|
Технология |
|
|
|
Физическая культура |
|
|
|
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
Обязательная учебная нагрузка |
|
|
|
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя) |
|
|
|
Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе |
|
|
|
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность обучающихся с задержкой психического развития на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Учебный материал представлен блоками, каждый блок включает разделы, темы в разделах логично вытекают одна из другой. Все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По ним у детей с каждым годом накапливается материал, происходит осмысление и обобщение темы. Через весь курс проходит три основных вида художественной деятельности: изобразительный, конструктивный и декоративный. Тематическая цельность программы помогает ребенку подниматься год за годом по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. В программе применяется принцип – от простого к сложному, он проходит по всему циклу обучения, учитывается возрастная особенность восприятия учебного материала, имеются межпредметные связи с историей, русским языком, технологией.
Ведущие методы: Репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский, проектный.
Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.
Типы уроков: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок.
Проверка знаний учащихся
Форма контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных, фронтальных ответов и творческой работы проводится вербально.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 дополнительного, 1 — 4 классов начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс — 168 ч.
Предмет изучается: в 1 классах — 33 часа, во 2—4 классах — 34 часа (при 1 часе в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать обучающимся с задержкой психического развития ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной
школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение
предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования
научиться:
в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа
произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
в коммуникативной сфере
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Общая характеристика курса:
Данная рабочая программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории –исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), технологией (технологии художественной обработки материалов).
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструкторскую работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (репродукций, презентаций), изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.
Содержание курса
1 дополнительный класс.
Готовой апробированной программы для 1 дополнительного класса (для детей с задержкой психического развития) нет, поэтому я составила ее на основе 2-х программ: Б. М. Неменского (несколько тем из программы 1 класса) и И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Много тем в программе отведено знакомству с различными материалами, техниками, понятиями на доступном для детей с задержкой психического развития языке. Большая роль уделяется драматургии урока, много игровых моментов, коррекционных упражнений, выравнивающих отставание в развитии.
1. Ты изображаешь (9 часов)
1.Изображения всюду и вокруг нас
2.Знакомство с формой круга. Теплые и холодные цвета. Композиция «Сказочная луна»
3.Изображать можно пятном
4.Изображать можно в объеме
5.Изображать можно линией
6.Разноцветные краски
7-8.Расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании. Композиция «В далеком космосе»
9.Изображение сказочного цветка
2. Ты украшаешь (7 часов)
10.Красоту надо уметь замечать
11.Узоры на крыльях. Ритм пятен
12.Красивые рыбы. Монотипия
13.Украшения птиц. Объемная аппликация
14.Узоры, которые создали люди
15.Как украшает себя человек
16.Украшения для праздника (обобщение темы)
3. Ты строишь (11 часов)
17.Постройки в нашей жизни
18.Дома бывают разными
19-20.Домики, которые построила природа
21-22.Дом снаружи и внутри
23-24.Строим город
25.Все имеет свое строение
26.Строим вещи
27.Аппликация с элементами рисования «Машины на улицах города» (обобщение темы)
4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)
28. Взаимодействие трех видов художественной деятельности
29-30.Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки
31.Сказочная страна
32.Времена года
33.Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
Согласно образовательному минимуму содержания программы для 1 дополнительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития, ранее не обучавшихся и обнаруживших низкий уровень готовности к школьному процессу (автор С.Г. Шевченко 2004г.) к концу учебного года они должны:
Требования к уровню подготовки учащихся 1 дополнительного класса для детей с задержкой психического развития.
Учащиеся должны знать, понимать:
Основные виды произведений изобразительного искусства;
Проводить наблюдение за изучаемым объектом.
Осуществлять анализ изучаемого предмета.
Сравнивать 2 предмета по форме, размеру, назначению.
Дополнительно:
Знать такие художественные материалы, как акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель, тушь и уметь ими пользоваться.
Знать название всех цветов.
Уметь:
Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши).
Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах.
Уметь правильно заполнять лист в цвете.
Уметь работать с пластилином и выполнять аппликации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для самостоятельной творческой деятельности.
Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Учебно-методическая литература: Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы» Москва «Просвещение» 2008 г; И.А. Лыкова планирование, конспекты занятий, методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»; И.А. Лыкова «Аппликация из бумаги», «Мы лепим, мы играем», Т.В. Калинина «Большой лес», А.О. Глебова «Учимся рисовать клетки, точки и штрихи», «Анализ форм, создание образа», «Рисование, аппликация и лепка».
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Программа начального общего образования по изобразительному искусству Б.М. Неменского
Учебники: Неменская Л.А. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство 1 класс. Москва «Просвещение» 2014 Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) Учебно-наглядные пособия Альбомы по искусству Таблицы и папки по декоративно-прикладному искусству | Д
К
К
К
| Программа входит в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
|
Информационно-коммуникативные средства и технические средства обучения | ||
Ноутбук | Д |
|
Экранно-звуковые пособия | ||
Классическая музыка | Д |
|
Видеофильмы и презентации: -по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса.
|
Учебно- практическое оборудование | ||
Краски акварельные, гуашевые Тушь Бумага А3, А4 Бумага цветная. Фломастеры Восковые мелки Уголь Кисти беличьи №5, 10, 20 Кисти из щетины №3, 10, 13 Емкости для воды Стеки Пластилин, глина Клей Ножницы Модели и натурный фонд | К К К К К К К К К К К К К К К |
|
Муляжи фруктов и овощей Гербарии Керамические изделия (вазы, кринки и т.д.) Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда. Самовары, подносы и др.) | Д Д Д Д |
|
Игры и игрушки |
|
|
Маски | Д |
|