СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по курсу "Живой мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по курсу "Живой мир" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по курсу "Живой мир"»








АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Живой мир»







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г., программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по живому миру для 1-4 классов (автор программы Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова). – М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой), учебников: «Живой мир» для 1 класса (Н.Б. Матвеева); «Живой мир» для 2 класса (Н.Б. Матвеева); «Живой мир» для 3 класса (Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова ), «Живой мир» для 4 класса (Е.Д. Худенко, И.А.Терехова).

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» рассчитана на 4 года обучения, на 2016-2020гг.

Рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного предмета; содержание учебного предмета; календарно-тематическое планирование.

Учебный предмет "Живой мир" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Специфика интеллектуального дефекта учащихся школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Цель программы обучения:

- углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

- формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

1. Уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах.

2. Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.

3. Вырабатывание умений наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. Конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала.

4. Вырабатывание умений делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи.

5. Формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

6. Развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.

7. Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка. 8. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.

9. Формирование умений планировать свою деятельность.

10. Осуществление контроля и самоконтроля.

В 1 класса обучение осуществляется по учебному предмету «Мир природы и человека» и соответствует ФГОС1.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

В программе определен обязательный базовый уровень знаний. Первый уровень определяется для учащихся, способных к освоению основных разделов программы. Второй уровень предназначен для детей с более сниженными интеллектуальными возможностями. Исходя из уровней определяются требования к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении. Дети, которые не смогут освоить требований первого и второго уровня, должны заниматься по индивидуальной программе, составленной учителем.

Содержание программы и уроки по предмету «Живой мир» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому в качестве основной формы обучения особое значение придается экскурсиям, позволяющим организовать непосредственные наблюдения за живыми и неживыми объектами и явлениями природы. Кроме того на уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кино- и диафильмы. Ведущими методами обучения являются: беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описания объектов или природных явлений, а также опытный труд в природе и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Знания по программе «Живой мир» необходимо реализовать на уроках развития устной речи, математики, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Место учебного предмета «Живой мир» - образовательная область «Естествознание».

Рабочая программа рассчитана:

1 класс «Мир природы и человека» – 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

2 класс «Живой мир» – 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

3 класс «Живой мир» – на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

4 класс «Живой мир» – на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«ЖИВОЙ МИР»


Личностными результаты освоения предмета:

- Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;

- способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету;

- освоить роль ученика;

- уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);

- формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная);

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей.


Метапредметные результаты освоения предмета:

- организовывать своё рабочее место с помощью учителя;

- уметь использовать в деятельности на уроках цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.


Предметные результаты освоения предмета:

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;

- относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;

- называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

- знать основные правила личной гигиены;

- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;

- выполнять задания под контролем учителя;

- владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);

- составлять повествовательный план или описательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя;

- адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.


Требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны уметь:

I уровень

-         правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

-         различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

-         называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

-         называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

II уровень

- правильно и точно называть изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека.

2 класс

Учащиеся должны уметь:

I уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

- различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе;

II уровень

- называть изученные объекты и явления;

- различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений;

- ухаживать за комнатными растениями;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

- различать изученных диких и домашних животных, рыб;

- различать признаки времен года;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

3 класс

Учащиеся должны уметь:

I уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

- сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

- соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

- определять по сезонным изменениям времена года;

- определять направления ветра;

II уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; различать ягоды, орехи, грибы;

- сравнивать домашних и диких животных, птиц; описывать их повадки;

- соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

- соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

4 класс

Учащиеся должны уметь:

I уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;

II уровень

- правильно называть изученные объекты и явления;

- сравнивать и различать растения сада, огорода, леса, поля, рассказывать об их использовании человеком;

- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;

- бережно относиться к природе и к людям;

- различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разное время года.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЖИВОЙ МИР»

1 класс

«Неживая природа»:

Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнце. Солнце и жизнь растений. День и ночь. Небо днём и ночью. Сутки. Занятия людей в течение суток.

«Сезонные изменения (времена года)»:

Осень. Признаки осени. Занятия и одежда детей осенью.

Зима. Признаки зимы. Одежда и занятия детей зимой.

Весна. Признаки весны. Одежда и занятия детей весной.

Лето. Признаки лета. Одежда и занятия детей летом.

«Растения»:

Растения. Строение и сходство растений. Различие растений. Разнообразие цветов. Семена. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни.

«Животные»:

Животные. Строение и сходство животных. Различие животных. Детёныши животных. Домашние животные. Дикие животные. Приспособление животных к различным условиям жизни. Приспособление животных к временам года.

«Человек»:

Человек. Части тела человека. Гигиенические навыки. Лицо человека. Глаза. Уши. Нос. Рот. Кожа. Осанка. Скелет и мышцы человека.


Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель: 33

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 66


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Неживая природа

10

2

Сезонные изменения (времена года)

21

3

Растения

10

4

Животные

13

5

Человек

11


Итого:

66

2 класс


«Неживая природа»:

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о темперарутере, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

«Сезонные изменения в природе»

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Название времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Живая природа

«Растения»:

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

«Животные»:

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.


Тематическое планирование


2 класс

Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 68


№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Неживая природа

5

2

Сезонные изменения (времена года)

31

3

Растения

12

4

Животные

11

5

Человек

8

6

Повторение

1


Итого:

68


3 класс

Сезонные изменения в природе.

«Сезонные изменения в неживой природе»:

Закрепление представлений в влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный-теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

«Растения и животные в разные времена года»:

Наблюдения за растениями сада и леса в разные времена года: яблоня, осина, липа, акация, орешник.

Увядание и появление цветов и трав (медуница).

Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разные времена года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разные времена года.

«Неживая природа»:

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

«Растения»:

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2-3 названия); ягодные кустарники (2-3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и опасные.

«Животные»:

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к условиям природы.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и отличия: кабан - свинья, заяц - кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд - галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: ласточка, жаворонок.

«Человек»

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления;

- о простейших свойствах воздуха, его значении в жизни растений, животных, человека;

- растениях сада, леса;

- образе жизни и повадках домашних и диких животных, птиц,

роли человека в жизни домашних животных;

  • о сезонных изменениях в неживой и живой природе;

  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.


Тематическое планирование

3 класс

Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 68

Наименование раздела

Количество часов


Повторение

8

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Воздух

6

3

Растения.

14

4

Животные.

12

5

Человек.

8

Всего:

68



График проведения экскурсий, практических работ


Практическая часть

Тема

2

Экскурсия в природу.

Наблюдения за высотой солнца над горизонтом осенью.

8

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

10

Экскурсия в природу.

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы.

17

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой. Сегодня и вчера.

22

Практическая работа.

Измерение температуры воздуха.

24

Практическая работа.

Горизонт. Стороны горизонта: север, юг, восток, запад.

33

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой.

53

Экскурсия в природу.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом весной.

56

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями леса, сада весной.

68

Экскурсия в природу.

Май – коней весны.

Всего:

10



4 класс

Сезонные изменения в природе

«Сезонные изменения в неживой природе»:

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года. Закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

«Растения и животные в разное время года»:

Дикие и домашние животные в разные времена года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие составы почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа

«Растения»:

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

«Животные»:

Домашние животные: лошадь, овца, свинья, корова. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

 Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

«Человек»:

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Повторение

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;

- о растениях поля, сада (цветковых растений), их строении, использовании человеком;

- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

- о насекомых, их роли в жизни природы;

- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы в жизнедеятельности человека;

- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.


Тематическое планирование

4 класс

Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов по учебному плану: 2

Количество учебных часов в год: 68

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

28

2

Почва.

13

3

Растения.

9

4

Животные.

10

5

Человек.

7

6

Повторение

1

Всего:

68



График проведения экскурсий, практических работ

Практическая часть

Тема

4

Экскурсия в природу.

Наблюдения за растениями сада, леса осенью.

9

Экскурсия в природу.

Наблюдения за улицей, на которой расположена школа.

24

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе зимой.

53

Экскурсия в природу.

Наблюдения за погодой, сезонными изменениями весной.

Всего:

4



Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания.


В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социаль-ными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В первом и втором без отметочное оценивание.

В третьем, четвертом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках живого мира. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из не­скольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематическое оценивание по живому миру проводится в устной форме. Для те­матических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итогового оценивания знаний служат результаты наблюде­ний учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и прак­тических работ.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Знания и умения, учащихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.





Календарно-тематическое планирование по предмету

Мир природы и человека

1 класс 2 ч. в неделю


Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Раздел « Неживая природа» (10 ч.)

1

Введение. Экскурсия.

1

07.09.

07.09.

2

Объекты живой и неживой природы

1

09.09.

09.09.

3

Земля и солнце

1

14.09.

14.09.

4

Значение солнца

1

16.09.

16.09.

5

Солнце и жизнь растений

1

21.09.

21.09.

6

День и ночь

1

23.09.

23.09.

7

Небо днем и ночью

1

28.09.

28.09.

8

Сутки

1

30.09.

30.09.

9

Занятия людей в течение суток

1

05.10.

05.10.

10

Обобщение полученных знаний

1

07.10.

07.10.

Раздел «Сезонные изменения (времена года)» (12ч.)

Осень (7ч.)

11

Осень

1

12.10.

12.10.

12


Признаки осени

1

14.10.

14.10.

13

Признаки осени

1

19.10.

19.10.

14

Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию.

1

21.10.

21.10.

15

16

Занятия и одежда детей осенью

2

26.10.

26.10.

17

Обобщение полученных знаний.

1

02.11.

02.11.

Зима (5 ч.)

18

Зима

1

11.11.

11.11.

19

Признаки зимы

1

16.11.

16.11.

20

Признаки зимы

1

18.11.

18.11.

21

Одежда и занятия детей зимой

1

23.11.

23.11.

22


Обобщение знаний по теме «Зима».

1

25.11.

25.11.

Живая природа

Раздел «Растения» (10ч.)

23

Растения. Экскурсия в природу, наблюдение за растениями.

1

30.11.

30.11.

24

Строение и сходство растений.

1

02.12.

02.12.

25

Строение и сходство растений.

1

07.12.

07.12.

26

Различие растений

1

09.12.

09.12.

27

Разнообразие цветов.

1

14.12.

14.12.

28

Разнообразие цветов.

1

16.12.

16.12.

29

Семена.

1

21.12.

21.12.

30

Плоды растений

1

23.12.

23.12.

31

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

1

28.12.

28.12.

32

Приспособление растений к разным условиям жизни. Растения (обобщающий урок).

1

30.12.

30.12.

Живая природа

Животные (13ч.)

33

Животные

1

16.01.

16.01.

34

Строение и сходство животных

1

20.01.

20.01.

35

Строение и сходство животных

1

23.01.

23.01.

36


Различие животных

1

27.01.

27.01.

37

Различие животных

1

30.01.

30.01.

38


Детеныши животных

1

3.02.

3.02.

39

Домашние животные

1

6.02.

6.02.

40

Домашние животные

1

10.02.

10.02.

41

Дикие животные

1

13.02.

13.02.

42

Дикие животные

1

17.02.

17.02.

43

Приспособление животных к различным условиям жизни

1

27.02.

27.02.

44

Приспособление животных к различным условиям жизни, временам года.

1

3.03.

3.03.

45

Животные (обобщающий урок).

1

6.03.

6.03.

Весна (5ч.)


46

Весна

1

10.03.

10.03.

47


Признаки весны

1

13.03.

13.03.

48

Признаки весны

1

17.03.

17.03.

49

Одежда и занятия детей весной.

1

20.03.

20.03.

50

Обобщение полученных знаний по теме «Весна».

1

24.03.

24.03.

Человек (11ч.)

51

Человек

1



52

Части тела человека

1



53

Части тела человека




54

Гигиенические навыки

1



55

Лицо человека

1



56

Лицо человека

1



57

Глаза.

1



58

Уши

1



59

Нос

1



60

Рот

1



61

Обобщение полученных знаний по теме «Человек».

1



Лето (4ч.)

62

Лето. Признаки лета.

1



63

Признаки лета.

1



64

Одежда и занятия детей летом.

1



65

Обобщение полученных знаний по теме «Лето».

1



66

Повторение изученного

1




Календарно-тематическое планирование по предмету живой мир

2 класс 2 часа в неделю



п/п


Тема урока


Количество часов


Дата

План

Факт

Сезонные изменения в неживой природе (9ч.)

1

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1



2

Формирование представлений о смене времен года.

1



3

Название времен года, название месяцев.

1



4

Наблюдение за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер).

1



5

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно.

1



6

Наблюдения за погодой осенью. Описание их в речи учащихся.

1



7

Наблюдения за растениями (деревья, кустарники) осенью. Тополь, калина, шиповник. Экскурсия.

1



8

Увядание трав, цветов.

1



9

Труд людей в саду и в огороде осенью.

1



Живая природа
Растения (12ч.)

10

Огород. Овощи (4-5 названий). Название овощей, их признаки.

1



11

Особенности произрастания овощей.

1



12

Овощи в питании человека.

1



13

Сад. Фрукты (3-5 названий). Название фруктов, их признаки.

1



14

Особенности произрастания фруктов.

1



15

Фрукты в питании человека.

1



16

Растения садов и огородов нашей местности.

1



17

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения)

1



19

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

1



20

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые (традесканция, кактус).

1



21

Светолюбивые и теневыносливые растения (фиалка и традесканция).

1



22

Уход за комнатными растениями.

1



Животные (9ч.)

23

Домашние животные: корова, лошадь (внешний вид, части тела, повадки, питание, детеныши, образ жизни, место обитания).

1



24

Домашние животные: свинья, овца.

1



25

Домашние животные: кошка, собака.

1



26

Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

1



27

Разнообразие кошек и собак, их повадки.

1



28

Отношение человека к домашним животным.

1



29

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь.

1



30

Сравнение домашних и диких животных. Собака – волк.

1



31

Сравнение домашних и диких птиц.

1



Сезонные изменения в неживой природе (10ч.)

32

Наблюдения за изменениями в природе. Зима. Экскурсия в природу.

1



33

Наблюдения за изменениями в природе. Зима. Экскурсия в природу.

1



34

Зима. Знакомство с названиями месяцев. Долгота дня и ночи в зимнее время.

1



35

Положение солнца в зимнее время (утро, день, вечер, ночь).

1



36

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: заморозки, снегопад, снежинки, мороз, замерзание водоемов.

1



37

Наблюдения за погодой. Их описание в речи учащихся.

1



38

Наблюдение за деревьями и кустарниками в зимнее время. Экскурсия в природу.

1



39

Животные в зимнее время (лиса, белка, еж).

1



40

Животные в зимнее время (лиса, белка, еж).

1



41

Зимующие птицы. Подкормка (синица, галка).

1



Животные (2ч.)

42

Рыбы. Названия рыб нашей местности. Внешний вид, среда обитания, питание.

1



43

Рыбы зимой. Использование рыб человеком. Охрана рыбных угодий.

1



Сезонные изменения в неживой природе (3ч.)

44

Труд человека в зимнее время года (кочегар, дворник).

1



45

Детские игры зимой.

1



46

Поведение человека при наступлении морозов.

1



Неживая природа (5ч.)

47

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачная, отсутствие запаха, текучесть.

1



48

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

1



49

Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.

1



50

Первичные представления о температуре. Термометр как прибор для измерения температуры.

1



51

Наблюдение за изменениями в природе: потепление. Экскурсия в природу.

1



Сезонные изменения в природе (9ч.)

52

Весна. Весенние месяцы.

1



53

Первые весенние птицы (грач, скворец).

1



54

Формирование представлений о явлениях и состоянии неживой природы: потепление, таяние снега, капель, лужи, ручьи, проталины.

1



55

Наблюдения за погодой.

1



56

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Экскурсия в природу.

1



57

Перелетные птицы.

1



58

Появление цветов, трав (одуванчик, мать-и-мачеха).

1



59

Весенние травы и цветы.

1



60

Труд человека весной. Экскурсия.

1



Человек (8ч.)

61

Гигиена тела человека. Закаливание.

1



62

Питание человека. Режим дня.

1



63

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

1



64

Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

1



65

Значение овощей для правильного питания.

1



66

Пища человека. Правильное питание.

1



67

Профилактика пищеварительных отравлений.

1



68


Повторение.

1




Итого:

68





Календарно-тематическое планирование по предмету живой мир

3 класс 2 часа в неделю


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Сезонные изменения в неживой природе (7 ч.)

1

Осень. Сезонные изменения в природе.

1



2

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

1



3

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом осенью. Экскурсия.

1



4

Направление солнечных лучей. Оформление календаря природы.

1



5

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

1



6

Явления и состояние неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, холодный -теплый ветер. Экскурсия.

1



7

Календарь. Название месяцев.

1



Растения и животные осенью (9 ч.)

8

Наблюдение за растениями сада осенью. Увядание трав, цветов. Экскурсия

1



9

Увядание цветов и трав. Цветочные клумбы. Экскурсия

1



10

Наблюдения за растениями сада, леса. осенью.(Яблоня, вишня., липа, орешник.)

1



11

Перелётные птицы

1



12

Насекомые в осенний период.

1



13

Домашние животные осенью.

1



14

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

1



15

Осенние работы в саду, огороде.

1



16

Труд людей осенью.

1



Сезонные изменения в неживой природе (6 ч.)

17

Состояние неживой природы: дождь, холодный-теплый ветер, заморозки.

1



18

Воздух и его значение в жизни человека, животных, растений.

1



19

Термометр. Измерение t воздуха.

1



20

Измерение температуры воздуха. Практическая работа.

1



21

Стороны горизонта. Экскурсия.

1



22

Направление ветра. Экскурсия

1



Живая природа(34 часа)

23

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Экскурсия.

1



24

Части растений: корень, стебель, ветки, почки, листья, цветы.

1



25

Растения сада. Фруктовые деревья. Внешний вид, распознавание. Плоды.

1



26

Ягодные кустарники. Внешний вид, распознавание. Ягоды.

1



27

Лес. Растения леса. Экскурсия.

1



28

Деревья хвойные и лиственные.

1



29

Кустарники леса.

1



30

Семена. Орехи. Лесные ягоды.

Ягоды съедобные и несъедобные.

1



31

Явления и состояние неживой природы вначале зимы (заморозки, оттепель, метель, туман, ветер). Продолжительность дня и ночи. Экскурсия.

1



32

Повторение

1



33

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом зимой. Направление солнечных лучей. Экскурсия.

1



34

Состояние неживой природы: холодный ветер, снегопад, метель, вьюга.

1



35

Труд людей зимой.

1



37

Грибы съедобные и несъедобные.

1



38

Травы полезные и травы опасные.

1



39

Домашние животные зимой.

1



40-41

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание , повадки, образ жизни, детеныши.

2



42

Приспособление диких животных к природным условиям.

1



43-44

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

2



45

Домашние животные зимой. Уход за домашними животными.

1



46

Сравнение домашних и диких животных. Сходства и различия: кабан-свинья, заяц- кролик.

1



47

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

1



48

Зимующие птицы.

1



49

Птицы перелетные.

1



50

Хищные птицы: ястреб, коршун.

1



51

Певчие птицы: соловей, жаворонок.

1



52

Строение гнезд. Забота о потомстве.

1



ЧЕЛОВЕК (8 ч.)

53

Дыхание человека.

1



54

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

1



55

Профилактика простудных заболеваний.

1



56

Сердце. Кровь. Пульс.

1



57

Окружающая среда и здоровье человека.

1



58

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

1



59

Приготовление и хранение пищи.

1



60

Профилактика пищевых отравлений.

1



61

Наблюдение за состоянием солнца весной. Продолжительность дня и ночи. Экскурсия.

1



62

Наблюдения за растениями сада, огорода весной. Экскурсия.

1



63

Появление первых цветов (медуница, мать и мачеха). Экскурсия.

1



64

Лесные животные весной. Детеныши.

1



65

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей весной.

1



66

Лето. Признаки лета.

1



67

Май – конец весны. Экскурсия.

1



68

Повторение.

1






Календарно-тематическое планирование по предмету живой мир

4 класс 2 часа в неделю

п/п


Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Факт

Сезонные изменения в неживой природе (11ч.)

1

Погода

1

7.09.

7.09.

2

Признаки лета

1

9.09.

9.09.

3

Признаки осени

1

14.09.

14.09.

4

Экскурсия в осенний парк

1

16.09.

16.09.

5

Сезонная работа на огороде, в саду

1

21.09.

21.09.

6

Сезонная работа на огороде, в саду

1

23.09.

23.09.

7

Сезонная работа на огороде, в саду, в поле

1

28.09.

28.09.

8

Детские игры летом и осенью

1

30.09.

30.09.

9

Экскурсия улица, на которой расположена школа

1

5.10.

5.10.

10

Дома, тротуары, мостовая, скверы

1

7.10.

7.10.

11

Труд людей осенью

1

12.10.

12.10.

Неживая природа (5ч.)

12

Почва. Состав почвы

1

14.10.

14.10.

13

Простейшие свойства почвы, их значение для растений

1

19.10.

19.10.

14

Значение почвы для жизни животных

1

21.10.

21.10.

15

Способы обработки почвы. Инструменты

1

26.10.

26.10.

16

Обобщение и закрепление полученных знаний

1

28.10.

28.10.

Сезонные изменения в неживой природе (3ч.)

17

Домашние и дикие животные осенью

1

2.11.

2.11.

18

Разнообразие животных в природе

1

11.11.

11.11.

19

Поздняя осень

1

16.11.

16.11.

Неживая природа (4ч.)

20

Состав почвы (песок, глина)

1

18.11.

18.11.

21

Состав почвы (камни)

1

23.11.

23.11.

22

Формы поверхности земли: холмы, горы

1

25.11.

25.11.

23

Формы поверхности земли: равнины, овраги

1

30.11.

30.11.

Сезонные изменения в неживой природе (1ч.)

24

Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь. (Экскурсия)

1

2.12.

2.12.

Растения (8ч.)

25

Растения сада, огорода, леса

1

7.12.

7.12.

26

Сходство и различие растений сада, огорода и леса

1

9.12.

9.12.

27

Парк (сквер). Создание человеком парков

1

14.12.

14.12.

28

Лекарственные растения. Календула

1

16.12.

16.12.

29

Лекарственные растения. Зверобой

1

21.12.

21.12.

30

Растения поля. Рожь, пшеница

1

23.12.

23.12.

31

Растения поля. Овёс, гречиха

1

28.12.

28.12.

32

Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека

1

30.12.

30.12.

Сезонные изменения в неживой природе (4ч.)

33

Зима – начало года

1

16.01.

16.01.

34

Труд людей зимой

1

20.01.

20.01.

35

Животные зимой

1

23.01.

23.01.

36

Растения зимой

1

27.01.

27.01.

Животные (10ч.)

37

Домашнее животное - корова

1

30.01.

30.01.

38

Домашнее животное - лошадь

1

3.02.

3.02.

39

Домашнее животное - овца

1

6.02.

6.02.

40

Домашнее животное - свинья

1

10.02.

10.02.

41

Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки

1

13.02.

13.02.

42

Зимующие и перелетные птицы

1

17.02.

17.02.

43

Домашние птицы: гусь

1

20.02.

20.02.

44

Домашние птицы: индюк

1

27.02.

27.02.

45

Домашние птицы: утка

1

3.03.

3.03.

46

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища

1

6.03.

6.03.

Сезонные изменения в неживой природе (1ч.)

47

Март - весенний месяц

1

10.03.

10.03.

Человек (5ч.)

48

Голова и мозг человека

1

13.03.

13.03.

49

Профилактика травматизма головного мозга

1

17.03.

17.03.

50

Режим дня школьника. Отдых и труд

1

20.03.

20.03.

51

Здоровье человека. Профилактика заболеваний

1

24.03.

24.03.

52

Обобщение и закрепление полученных знаний

1



Сезонные изменения в природе (5ч.)

53

Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия.

1



54

Влияние солнца на изменения в природе

1



55

Труд людей весной

1



56

Животные весной

1



57

Растения весной

1



Животные (4ч.)

58

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание

1



59

Полезные насекомые

1



60

Разведение и использование человеком пчёл. Пасека

1



61

Насекомые-вредители

1



Человек (2ч.)

62

Состояние природы и её влияние на здоровье человека

1



63

Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле

1



Растения (1ч.)

64

Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество

1



Сезонные изменения в природе (3ч.)

65

Труд людей летом

1



66

Животные летом

1



67

Растения летом

1



Повторение (1ч.)

68

Обобщение и закрепление полученных знаний

1





1 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!