СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по логопедии для обучающихся 3-4 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа предназначена для обучающихся с ОВЗ  3-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по логопедии для обучающихся 3-4 классов»

Пояснительная записка

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

. - нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


На групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут.

Занятия проводятся:

В 1 – 3 классах – 4 раза в неделю;

В 4 – 5 классах – 3 раза в неделю;

В 6 – 7 классах – 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.


Содержание логопедических занятий определяется задачами обучения детей:
      • развитие понимания речи;
      • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
      • развитие произносительной стороны речи;


Занятия с каждой группой проводятся:

1 – 3 классы – 4 раза в неделю;

4 – 5 классы – 3 раза в неделю;

6 – 7 классы – 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 – 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.





Учебно – тематический план

(3 класс)

Наименование раздела

Количество часов

1

Развитие мелкой моторики

9

2

Предложение

2

3

Звуки речи

6

4

Слоговая структура слова

5

5

Ударение

4

6

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

12

7

Мягкий знак в слове

4

8

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

13

9

Дифференциация согласных

9

10

Слова, обозначающие предметы

14

11

Слова, обозначающие признак предмета

10

12

Предложение

14

13

Текст

8

14

Предлоги

7

15

Повторение

4


Итого:

135


Содержание изучаемого курса.

3 класс (135 часов).

Развитие мелкой моторики: Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Предложение. Слово. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Слоговая структура слова: Анализ односложных слов. Анализ двухсложных слов. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Ударные и безударные гласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными: Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. Мягкий знак в слове: Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и. Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, ю. Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Дифференциация звонких и глухих парных согласных: Дифференциация Б – П в слогах и словах. Дифференциация Б – П в предложении. Дифференциация В - Ф в слогах и словах. Дифференциация В -Ф в предложении. Дифференциация Г-К в слогах и словах. Дифференциация Г – К в предложении. Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Дифференциация Д-Т в предложении. Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. Дифференциация Ж - Ш в предложении. Дифференциация З-С в слогах и словах. Дифференциация З-С в предложении. Дифференциация согласных: Дифференциация согласны С-Ц в слогах. Дифференциация согласных С-Ц в словах. Дифференциация согласных С-Ц в предложении. Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах. Дифференциация согласных Ч-Ц в словах. Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении. Слова, обозначающие предметы: Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Сравнение двух предметов. Предмет и его части.

Слова, обозначающие действие предмета: Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы). Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у).

Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы. Слова, обозначающие предметы и действия предметов. Слова, обозначающие признак предмета: Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина). Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус). Выделение ведущих признаков предметов (материал). Выделение ведущих признаков предметов (качества характера). Образование относительных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. Подбор прилагательных, близких по значению. Слова, обозначающие признак предмета. Предложение: Обозначение границ предложения. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений с употреблением различных падежей ( р.п.). Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.). Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.). Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.). Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.). Дополнение предложений по вопросам. Работа с деформированным предложением. Работа с деформированным предложением. Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. Сложное предложение. Текст: Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. План. Пересказ текста по плану. Предлоги: Предлоги в предложении. Дифференциация предлогов В-НА. Предлоги С (СО). Предлоги ПО (К). Предлоги С (ИЗ). Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.


Основные требования к умениям учащихся.


1 уровень


- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены и отдифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.






Учебно-тематический план

(4 класс)


Наименование раздела

Количество часов

1

Развитие мелкой моторики

3

2

Развитие артикуляционной моторики

4

3

Звуковой анализ

5

4

Слоговая структура слова

2

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными

13

6

Мягкий знак в слове

3

7

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

12

8

Ударение

6

9

Слова, обозначающие предметы

11

10

Слова, обозначающие действие предмета

8

11

Слова, обозначающие признак предмета

11

12

Предлоги

14

13

Родственные слова

2

14

Текст

5

15

Повторение

3


Итого:

105


Содержание изучаемого курса.

4 класс 105 часов).

Звуковой анализ: Предложение. Слово. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Слоговая структура слова: Слоги. Слогообразующая роль гласных.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными: Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в слогах. Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в словах. Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в слогах. Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах. Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в слогах. Твердые и мягкие согласные перед гласными У-ю в словах. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в слогах. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словах. Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е», . Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь». Мягкий знак в слове: Разделительный мягкий знак перед гласными е,ё,ю,я,и. Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

Дифференциация звонких и глухих парных согласных: Дифференциация В-Ф в слогах и словах. Дифференциация В-Ф в предложение. Дифференциация Г-К в слогах и словах. Дифференциация Г-К в предложение. Дифференциация Д-Т в слогах и словах. Дифференциация Д-Т в предложение. Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. Дифференциация Ж-Ш в предложение. Дифференциация З-С в слогах и словах. Дифференциация З-С в предложение. Ударение: выделение ударных гласных. Безударные гласные. Слова, обозначающие предметы: Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие понятия. Разлтчение одушевленных и не одушевленных предметов. Слова, обозначающие один и много предметов. Существительные в р.п. единственного о множественного числа. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Слова – предметы, имеющие противоположные значение. Слова-предметы, близкие по значению. Слова, обозначающие действие предмета: Слова, обозначающие действия предметов. Изменение слов, обозначающих действия, по родам. Изменение слов, обозначающих действия, по числам. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с различными приставками (-за, -вы). Употребление глаголов с различными приставками (- при, -от). Слова-действия, имеющие противоположное значение. Слова-действия, близкие по значению. Слова, обозначающие признак предмета: Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина). Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус). Выделение ведущих признаков предметов (материал). Выделение ведущих признаков предметов (качества характера). Образование относительных прилагательных. Образование притяжательных прилагательных. Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. Подбор прилагательных с противоположным значением. Подбор прилагательных, близких по значению. Предлоги: Предлог БЕЗ,. Предлог ПОД. Предлог НАД. Предлог НАД. Предлог ОКОЛО. Предлог ПЕРЕД.

Родственные слова: Родственные слова. Подбор родственных слов.

Предложение: Словосочетание и предложение. Выделение предложений а тексте. Работа с деформированным текстом. Повествовательное предложение. Вопросительное предложение. Восклицательное предложение. Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение.

Текст: Восстановление деформированного текста. Восстановление текста с пропущенными словами. Пересказ текста по вопросам. Пересказ текста по плану.












Основные требования к умениям учащихся.


1 уровень


- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

-Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

-Поставлены и отдифференцированы все звуки;

-Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.




Список литературы


1

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР.—СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

2

Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

3

Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у подростков: пособие для логопеда/Н.А.Гегелия.- 2-е изд., испр. И доп.-М.- Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014.- 270.- (Коррекционная педагогика).

4

Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

5

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

6

Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

7

Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.

8

Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008г.

9

Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос», 2001г.

10

Логопедия. Звуки, буквы и слова.- 2-е изд.- Спб.: КОРОНА принт, 2004.- 144 с, ил.

11

Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

12

Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

13

Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

14

Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

15

Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

16

Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

17

Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

18

Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

19

Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

20

Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

21

Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.












Календарно –тематическое планирование

по логопедическим занятиям в 3 классе (135 ч)



Количество часов в неделю 4

Количество часов в I четверти 32

Количество часов во II четверти 32

Количество часов в III четверти 38

Количество часов в IV четверти 33

Всего часов 135



Планирование составлено на основе

Программы для 1-4 классов специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб 1 Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.


Учебник

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная литература


1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,1998 г.

4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.______________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)



















3а,б классы (135 ч.)

1 четверть

(32 часа)


Название раздела, темы логопедического занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

Развитие мелкой и артикуляционной моторики 9 ч.

1.

Развитие мелкой моторики

1

06.09.

2.

Пальчиковые игры с речевым сопровождением

1

07.09.

3.

Развитие речевого дыхания

1

08.09.

4.

Развитие слухового восприятия и внимания

1

09.09.

5.

Графический диктант «Кошка»

1

13.09.

6.

Формирование представления о звуках речи

1

14.09.

7.

Графический диктант «Собака»

1

15.09.

8.

Артикуляционные упражнения. Развитие речи. Лексика «Лето»

1

16.09.

9.

Развитие артикуляционного аппарата. Развитие речи. Лексика «Осень»

1

20.09.

Предложение. 2ч.

10.

Предложение. Слово.

1

21.09.

11.

Предложение. Слово.

1

22.09.

Звуки речи.6 ч.

12.

Звуки и буквы.

1

23.09.

13.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

27.09.

14.

Гласные звуки и буквы.

1

28.09.

15.

Гласные звуки и буквы.

1

29.09.

16.

Согласные звуки и буквы.

1

30.09.

17.

Согласные звуки и буквы.

1

04.10.

Слоговая структура слова.5 ч.

18.

Анализ односложных слов.

1

05.10.

19.

Анализ двусложных слов.

1

06.10.

20.

Слогообразующая роль гласных.

1

07.10.

21.

Слогообразующая роль гласных.

1

12.10.

22.

Слогообразующая роль гласных.

1

13.10.

Ударение 4 ч.

23.

Ударение.

1

14.10.

24.

Ударение.

1

18.10.

25.

Ударные и безударные гласные.

1

19.10.

26.

Ударные и безударные гласные.

1

20.10.

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. 12 ч.

27.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах.

1

21.10.

28.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах.

1

25.10.

29.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах.

1

26.10.

30.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в словах.

1

27.10.

31.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах.

1

28.10.

32.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах.

1

01.11.

2 четверть

(32 часа)

1.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах.

1

08.11.

2.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в словах.

1

09.11.

3.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах.

1

10.11.

4.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в словах.

1

11.11.

5.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах.

1

15.11.

6.

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные»

1

16.12.

Мягкий знак в слове - 4 ч.

7.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и.

1

17.11.

8.

Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, ю.

1

18.11.

9.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

1

22.11.

10.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

1

23.11.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 13 ч.

11.

Дифференциация Б – П в слогах и словах.

1

24.11.

12.

Дифференциация Б – П в предложении.

1

25.11.

13.

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

1

29.11.

14.

Дифференциация В -Ф в предложении.

1

30.11.

15.

Дифференциация

Г-К в слогах и словах.

1

01.12.

16.

Дифференциация Г – К в предложении.

1

02.12.

17.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

1

06.12.

18.

Дифференциация Д-Т в предложении.

1

07.12.

19.

Дифференциация

Ж-Ш в слогах и словах.

1

08.12.

20.

Дифференциация

Ж - Ш в предложении.

1

09.12.

21.

Дифференциация З-С в слогах и словах.

1

13.12.

22.

Дифференциация З-С в предложении.

1

14.12.

23.

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

1

15.12.

Дифференциация согласных.9 ч.

24.

Дифференциация согласны С-Ц в слогах.

1

16.12.

25.

Дифференциация согласных С-Ц в словах.

1

20.12.

26.

Дифференциация согласных С-Ц в предложении.

1

21.12.

27.

Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах.

1

22.12.

28.

Дифференциация согласных Ч-Ц в словах.

1

23.12.

29.

Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении.

1

27.12.

30.

Развитие речи.

1

28.12.

31.

Развитие речи.

1

29.12.

32.

Развитие речи

1

30.12.

3 четверть

(38 часов)

Слова, обозначающие предметы -14 ч.


1.

Слова, обозначающие предметы.

17.01.

2.

Слова, обозначающие понятия.

18.01.

3.

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

19.01.

4.

Слова, обозначающие один и много предметов.

20.12.

5.

Слова, обозначающие один и много предметов.

24.10.

6.

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

25.01.

7.

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

26.01.

8.

Существительные мужского рода.

27.01.

9.

Существительные женского рода.

31.01.

10.

Существительные среднего рода.

01.02.

11.

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

02.02.

12.

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

03.02.

13.

Сравнение двух предметов.

07.02.

14.

Предмет и его части.

08.02.

Слова, обозначающие действие предмета- 10 ч.

15.

Слова, обозначающие действие предмета.

09.02.

16.

Сопоставление форм одного и того же глагола.

10.02.

17.

Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы).

14.02.

18.

Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у).

15.02.

19.

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

16.02.

20.

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

17.02.

21.

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

21.02.

22.

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

22.02.

23.

Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы.

24.02.

24.

Слова, обозначающие предметы и действия предметов.

28.02.

Слова обозначающие признаки предметов -14 ч.

25

Слова, обозначающие признаки предметов.

01.03.

26.

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина).

02.03.

27.

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус).

03.03.

28.

Выделение ведущих признаков предметов (материал).

07.03.

29.

Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).

09.03.

30.

Образование относительных прилагательных.

10.03.

31.

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

14.03.

32.

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

15.03.

33.

Подбор прилагательных с противоположным значением.

16.03.

34.

Подбор прилагательных с противоположным значением.

17.03.

35

Подбор прилагательных, близких по значению.

21.03.

36

Подбор прилагательных, близких по значению.

22.03.

37.

Слова , обозначающие признак предмета.

23.03.

38

Проверочный диктант по теме : «слова, обозначающие предметы, действия, признаки».

24.03.

4 четверть.

(33 часа)

Предложение- 14 ч.

1.

Обозначение границ предложения.

04.04.

2.

Определение количества предложений в тексте.

05.04.

3.

Составление предложений с употреблением различных падежей ( р.п.).

06.04.

4.

Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.).

07.04.

5.

Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.).

11.04.

6

Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.).

12.04.

7

Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.).


13.04.

8

Дополнение предложений по вопросам.

14.04.

9

Дополнение предложений по вопросам.

18.04.

10

Работа с деформированным предложением.

19.04.

11

Повествовательное предложение.

20.04.

12

Вопросительное предложение.

21.04.

13

Восклицательное предложение.

25.04.

14

Сложное предложение.

26.04.

Текст- 7 ч.

15

Восстановление деформированного текста.

27.04.

16

Восстановление деформированного текста.

28.04.

17

Восстановление текста с пропущенными словами.

02.05.


18

Пересказ текста по вопросам.

03.05.

19

Составление рассказа по серии картинок.

04.05.

20

Составление рассказа по серии картинок.

05.05.

21

План. Пересказ текста по плану.

1ч.

10.05.

Предлоги -6 ч.

23

Предлоги в предложении.

1 ч.

11.05.

24

Дифференциация предлогов В-НА.

1 ч.

12.05.

25

Предлоги С (СО).

16.05.

26

Предлоги ПО (К).

17.05.

27

Предлоги С (ИЗ).

18.05.

28

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

19.05.

Повторение- 5 ч.

29

Звуки и буквы

23.05.

30

Слоги и слова

24.05.

31

Предложение

25.05.

32

Текст

26.05.

33

Занимательная логопедия

30.05.
















Календарно –тематическое планирование

по логопедическим занятиям в 4 классе (105 ч)



Количество часов в неделю 3

Количество часов в I четверти 26

Количество часов во II четверти 24

Количество часов в III четверти 31

Количество часов в IV четверти 24

Всего часов 105



Планирование составлено на основе

Программы для 1-4 классов специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб 1 Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.


Учебник

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная литература


1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,1998 г.

4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.______________________________________________

(название, автор, издательство, год издания)



















4 класс

( 105 часов )

1 четверть

(26 часов)

Название раздела, темы логопедического занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Развитие мелкой и артикуляционной моторики- 7 ч.

1.

Развитие мелкой моторики

03.09.

2.

Развитие артикуляционной моторики

04.09.

3.

Развитие дыхания

08.09.

4.

Пальчиковые игры с речевым сопровождением

10.09.

5.

Развитие слухового восприятия и внимания

11.09.

6.

Артикуляционные упражнения. Артикуляционная сказка

15.09.

7.

Графический диктант «Собака»

17.09.

Звуковой анализ -5 ч.

8.

Предложение. Слово.

18.09.

9.

Звуки и буквы. Алфавит.

22.09.

10.

Звуки и буквы. Алфавит.

24.09.

Праздник

11.

Гласные звуки и буквы.

25.09.

12.

Согласные звуки и буквы.

29.09..

Слоговая структура слова -2 ч.

13.

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

01.10.

14.

Слоги. Слогообразующая роль гласных.

02.10.

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными -13 ч.

15.

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в слогах.

06.10.

16.

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И в словах.

08.10.

17.

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в слогах.

09.10.

18.

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в словах.

13.10.

19.

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в слогах.

15.10.

20.

Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словах.

16.10.

21

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в слогах.

20.10.

22.

Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словах.

22.10.

23.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «е».

23.10.

24.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

27.10.

25.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «ь».

29.10.

26.

Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные».

30.10.

2 четверть

(24 часа)

Мягкий знак – 3 ч

1.

Разделительный «ь» перед гласными е, е, ю, я, и.

05.11.

2.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

06.11.

3.

Дифференциация смягчающего и разделительного «ь».

10.11.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных -12 ч.

4.

Звонкие и глухие согласные.

12.11.

5.

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

13.11.

6.

Дифференциация В-Ф в предложении.

17.11.

7.

Дифференциация Г-К в слогах и словах.

19.11.

8.

Дифференциация Г-К в предложении.

20.11.

9.

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

24.11.

10.

Дифференциация Д-Т в предложении.

26.11.

11.

Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

27.11.

12.

Дифференциация Ж-Ш в предложении.

01.12.

13.

Дифференциация З-С в слогах и словах.

03.12.

14.

Дифференциация З-С в предложении.

04.12.

15.

Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные».

08.12.

Ударение -6ч.

16.

Ударение. Выделение ударных гласных.

10.12.

17.

Ударение. Выделение ударных гласных.

11.12.

18.

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.

15.12.

19.

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.



17.12.

20.

Безударные гласные.

- выделение безударной гласной в корне;

- подбор проверочных слов.

18.12.

21

Развитие речи. Чтение сказки «Двенадцать месяцев»

22.12.



Слова, обозначающие предметы -11 ч.

22

Слова обозначающие предметы.

24.12.

23

Слова, обозначающие понятия.

25.12.

24

Различение одушевленных и не одушевлённых предметов.

29.12.

3 четверть

(31 час)

1

Слова, обозначающие один и много предметов.

14.01.

2

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

15.01.

3

Существительные мужского рода.

19.01.

4

Существительные женского рода.

21.01.

5

Существительные среднего рода.

22.01.

6

Слова, обозначающие большой и маленький предмет.

26.01.

7

Слова-предметы, имеющие противоположное значение.

28.01.

8

Слова-предметы, близкие по значению.

29.02.

Слова, обозначающие действие предмета -8 ч.

9

Слова, обозначающие действия предметов.

02.02.

10

Изменение слов, обозначающих действия, по родам.

04.02.

11

Изменение слов, обозначающих действия, по числам.

05.02.

12

Сопоставление форм одного и того же глагола.

09.02.

13

Употребление глаголов с различными приставками (-за; -вы).

11.02.

14

Употребление глаголов с различными приставками (-при; -от).

12.02.

15

Слова-действия, имеющие противоположное значение.

16.02.

16

Слова-действия, близкие по значению.

18.02.

Слова, обозначающие признак предмета -11 ч.

17

Слова, обозначающие признаки предметов.

19.02.

18

Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина).

23.02.

Праздник

19

Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус).

25.02.

20

Выделение ведущих признаков предметов (материал).

26.02.

21

Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).

01.03.

22

Образование относительных прилагательных.

03.03.

23

Образование притяжательных прилагательных.

04.03.

24

Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением.

08.03.

Праздник

25

Подбор прилагательных с противоположным значением.

10.03.

26

Подбор прилагательных, близких по значению.

11.03.

27

Итоговое занятие по теме: « Слова, обозначающие признак предмета».

15.03.

Предлоги -6 ч.

28

Предлог БЕЗ.

17.03.

29

Предлог ПОД.

18.03.

30

Предлог НАД.

22.03.

31

Предлог ОКОЛО.

24.03.

4 четверть

(24 часа)

1

Предлог ПЕРЕД.

05.04.

Родственные слова -2 ч.

2

Родственные слова. Подбор родственных слов.

07.04.

3

Родственные слова. Подбор родственных слов.

08.04.

Предложение -8 ч.

4

Предложение:

Словосочетание и предложение.

12.04

5

Выделение предложений в тексте.

14.04.

6

Работа с деформированным предложением.

15.04.

7

Повествовательное предложение.

19.04.

8

Вопросительное предложение.

21.04.

9

Восклицательное предложение.

22.04.

10

Сложное предложение: сложносочинённое.

26.04.

11

Сложноподчинённое предложение.

28.04.

Текст -5 ч.

12

Восстановление деформированного текста.

29.04.

13

Восстановление текста с пропущенными словами.

03.05.

14

Пересказ текста по вопросам.

05.05.

15

Пересказ текста по плану.

06.05.

16

Пересказ по вопросам

10.05.

17

Составление рассказа по серии сюжетных картин

12.05.

18

Составление рассказа по одной сюжетной картинки

13.05.

19

Работа с деформированном текстом

17.05.

20

Чтение рассказа со скрытом смыслом

19.05.

21

Устное изложение

20

Повторение -5 ч.

22

Звуки и буквы

24.05.

23

Слоги и слова

26.05.

24

Предложение

27.05.





















































Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!