СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по логопедии»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________













АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ



Класс: 2; 5.

Учебный год: 2020-2021

Учитель-логопед: Кутузова Ирина Игоревна











с. Новая Брянь

Пояснительная записка


Рабочая программа по логопедии разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М., 1996.

4.Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида».

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И. Лалаевой и других авторов.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

- коррекция и развитие психологической базы речи;

- постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базеразвития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи;

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедия» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.

Для которых характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Срок реализации программы 1 год.



Общая характеристика коррекционного курса


Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале учебного года.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут.

Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1.Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).

2.Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).

3.Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).

4.Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6.Работа над слоговой структурой слова.

7.Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).

8.Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...).

9.Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).

10.Развитие грамматического строя речи.

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12.С обучающимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

В одно занятие включается не более пяти видов работы в начальных классах.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. В 5 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится смена видов деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы во 2 классе являются:

1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.

2. Формирование фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи (уточнение понимания смысла известных слов, активизация употребления слов в речи, особенно прилагательных и глаголов; формирование умения правильно сочетать слова в словосочетаниях, во фразах по смыслу и грамматически; отработка навыка высказывания, освоение различных форм диалога, формирование навыка описания объекта, явления (по схемам, опорам, шаблонам и без них); развитие основ контекстной речи: умения отобрать нужную лексику для описания, построить фразу, опираясь на шаблоны).

4. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Развитие высших психических функций.

7. Воспитание мотивации к учению, общению.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 5 классе являются:

1.Коррекция звукопроизношения.

2.Развитие грамматического строя речи (овладение моделями предложений различных синтаксических конструкций; отработка навыков согласования, управления).

3.Развитие навыков сложных форм звукового анализа и синтеза.

4.Развитие связной устной и письменной речи (изложение по плану; творческий пересказ по плану с добавлением эпизодов; составление предложений и рассказа по вопросам, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений; составление рассказа по опорным словам после разбора с логопедом).

5.Обогащение словарного запаса путем использования синонимов, антонимов, фразеологизмов в речи.

6.Развитие высших психических функций.

7.Воспитание мотивации к учению; воспитание базовых эмоций личности; эмоционально адекватного поведения.

8.Развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики.

9.Воспитание языковой культуры речи.



Описание места коррекционного курса в учебном плане


В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Логопедия» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на его изучение отводится:

2 классе- 90 часов (3 часа в неделю)12 ч- обследование; всего- 102 ч

5классе- 90 часов (3 часа в неделю) 12 ч- обследование; всего- 102 ч


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение имисоцио-культурным опытом.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по коррекционному курсу «Логопедия»

на конец обучения во 2 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, в произношении

  • списывать с печатного текста отдельные слоги и слова

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять с помощью педагога предложения, выделять предложения из речи и текста.

  • читать по слогам отдельные

слова, соотносить их с предметами и картинками;

  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (2-3 пункта)


  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух в произношении, написании;

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

  • связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта)


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по коррекционному курсу «Логопедия»

на конец обучения в 5 классе:

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов;

  • с помощью педагога проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • обозначать мягкость согласных буквой Ь;

  • с помощью педагога разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное как часть речи;

  • строить простое распространенное предложение;

  • связно высказываться устно

  • различать предмет, признак предмета, действие предмета;

  • с помощью педагога находить главные и второстепенные члены предложения

  • различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;

  • подбирать группы родственных слов;

  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • обозначать мягкость согласных буквой Ь;

  • разбирать слово по составу;

  • пользоваться различными способами словообразования;

  • строить простое распространенное предложение;

  • связно высказываться устно, письменно;

  • знать алфавит;

  • знать изученные части речи;

  • знать признаки главных и второстепенных членов предложения;



Состав базовых учебных действий, обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные:

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Обучающиеся должны:

-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей;

Коммуникативные:

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Обучающиеся должны:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа, учитель-группа);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любомзанятии и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия дляформирования и реализации начальных логических операций.

Обучающиеся должны:

-уметь управлять собой;

-адекватно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

-соблюдать ритуалы школьного поведения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Познавательные:

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Обучающиеся должны (самостоятельно или с помощью учителя):

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях), уметь применять усвоенные навыки в учебной и внеурочной деятельности.


Содержание коррекционного курса


2 класс

Обследование

I.Речь. Предложение. Слово

Знакомство с органами речи. Речь. Речевые и неречевые звуки. Пространственные представления. Временные представления. Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Понятие о слове. Различение понятий слово - предложение. Порядок слов в предложении.

II. Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Образование гласных звуков. Образование согласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различение звуков и букв.

III. Ударение

Понятие ударения. Соотношения слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

IV. Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов

Слогообразующая роль гласного. Слог. Деление слов на слоги. Слоговой анализ и синтез слов. Выделение первого слога в слове. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двух- и трёх-сложных слов на слоги. Перенос части слова при письме.

V. Гласные 1-го ряда

Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность). Выделение гласных звуков из ряда заданных звуков, слогов и слов.

VI. Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

Образование гласных: я, ю, е, ё, и. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё , и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных звуков первого и второго ряда (а-я, у-ю, э-е, о-ё, ы-и) Твёрдые и мягкие согласные. Выделение на слух твёрдого и мягкого звучания согласных. Обозначение мягкости согласных на письме ь (в конце слова и в середине слова)

VII. Парные звонкие и глухие согласные

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов, слов. Дифференциация парных согласных звуков [б]- [п], [в]- [ф],[д] -[т], [г] -[к], [ж]- [ш], [з]- [с]

VIII. Слово

Названия предметов. Названия предметов, отвечающие на вопрос что? Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Действие и его название. Название действий, отвечающие на вопрос что делает? Название действий, отвечающие на вопрос что делают? Подбор названий действий к названиям предметов. Различение названия предметов и названия действий по вопросам.

IX. Предлоги

Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении

X. Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация, букв сходных по оптическим и кинетическим признакам (о-а, и-у, и-ш)

XI. Контроль знаний

Обследование

5 класс

Обследование

I. Звуки и буквы

Звуки и буквы. Дифференциация понятий. Звукослоговой анализ и синтез. Уточнение знаний об алфавите. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) Обозначение мягкости согласных буквой ь. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного по смыслу и произношению. Понятие «согласные звуки и буквы». Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

II. Речь. Предложение. Текст.

Речь и её значение. Место и роль речи в общении между людьми. Дифференциация понятий «предложение» - «слово». Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Восстановление «рассыпанных» предложений. Понятие о подлежащем и сказуемом. Главные члены предложения. Понятие о второстепенных членах предложения.

Текст. Дифференциация понятий текст- предложение. Деление текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Виды предложения по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.

III. Состав слова

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Окончание. Приставка. Слитное написание слов с приставками. Приставка и предлог. Правильное употребление предлогов, развитие связной речи. Дифференциация предлогов и приставок. Раздельное написание слов с предлогами. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Обогащение словарного запаса. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Развитие способности проводить разбор слов по составу. Понятие «безударные гласные». Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

IV. Части речи.

Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

Имя существительное

Имя существительное его значение в речи. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имён собственных.

Число имён существительных (единственное, множественное), изменение имён существительных по числам. Род имен существительных. Различение существительных по родам.

Имя прилагательное

Имя прилагательное его значение в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Изменение прилагательных по родам. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.

Глагол

Глагол его значение в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Изменение глагола по временам. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам

V. Связная речь. Текст

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Построение текста. План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста - повествования, текста- описания.

VI. Контроль знаний

Обследование

Формы контроля: проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты.

Обследование на начало учебного года и конец учебного года. Предусмотрены две проверочные работы по контролю знаний (контрольное списывание с печатного текста, контрольный диктант)

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательного обследования всех компонентов речи, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности нарушений речевых компонентов, индивидуальные особенности проявления. Четкая система логопедического мониторинга позволяет увидеть, насколько изменился уровень развития (как качественно, так и количественно) обучающихся, как в целом, так и отдельных параметров за определенный период. Кроме того, это даст возможность наметить пути работы по коррекции имеющихся нарушений; наглядно увидеть развитие ребенка за весь период обучения.

В основу организации процедуры логопедического обследования устной речи обучающихся положена методика Т.А. Фотековой. Методики обследования устной речи применяются для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля); построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Отличительными чертами выбранной диагностики являются: полнота обследования; соотнесение лексического материала и текстов для чтения, пересказа, диктантов с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста; доступность и простота применения; возможность применения данных методик, как целиком, так и частично (при необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно).

Периодичность проведения традиционна: первичное (на начало года); итоговое (конец года). Методики Т.А. Фотековой направлены на выявление актуального уровня развития ребенка. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.

Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику речевого развития.

Мониторинг образовательных результатов представлен в речевом профиле, в котором прослеживается динамика речевого развития ребенка, способствующая оценке эффективности коррекционного воздействия, корректировке и прогнозированию образовательных результатов программы. На основе речевого профиля, выделяются наиболее благополучные компоненты речевой системы и наиболее несформированные, что позволяет разработать индивидуальный коррекционно-образовательный план работы с каждым ребенком.

При проведении мониторинга сформированности навыка письма решаются следующие задачи:

- выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования;

- выявление нарушений письма (характер ошибок, степень выраженности);

- выявление особенностей продвижения в коррекционно-образовательном процессе каждого из учащихся, корректировка характера логопедического воздействия.

Исследование письменной речи обучающихся осуществляется на основе рекомендаций Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. В начале и в конце каждого учебного года проводится обследование навыков списывания, письма по слуху. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами. Исследование навыка чтения обучающихся осуществляется так же на основе рекомендаций Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребёнку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть. При анализе допущенных ошибок используется бальная система, предложенная авторами. Результаты диагностики заносятся в таблицу, для отслеживания динамики вычерчивается индивидуальный профиль состояния навыка чтения.





Тематическое планирование

2 класс

Наименование
разделов и тем

Всего часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Обследование

6


I

Речь. Предложение. Слово

15


1

Органы артикуляции. Строение, основные функции и движения

1

Органы речи, строение артикуляционного

аппарата

2

Речь. Речевые и неречевые звуки

1

Определение неречевых и речевых звуков. Выделение звука из ряда других звуков

3-4


Пространственные представления

2

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда


5-6

Временные представления

2


Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий


7

Предмет и слово его обозначающее

1

Составление простого нераспространённого предложения. Составление предложений по картинке.

Деление предложения на слова.

Составление схем предложений

Определение количества слов в предложении Выделение предложения из текста.

Закрепление правила записи предложения.

Составление и запись предложений по данным словам.

8

Предложение. Предложение как единица речи

1

9

Составление предложений по картинке

1

10

Правило записи предложения

1

11


Дифференциация понятий «предложение» - «слово»

1

12

Определение количества слов в предложении

1

13

Предложение и его схема

1

14

Распространение предложений

1

15

Составление предложений по словам

1

II

Звуки и буквы. Звуковой анализ и синтез

6


16

Звуки речи. Способы их образования

1

Наблюдение за работой органов речи:

Образование гласных первого ряда, согласных

17

Звуки и буквы. Дифференциация понятий

1

Дифференциация понятий «звук» - «буква». Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

18

Гласные звуки и буквы

1

19

Согласные звуки и буквы

1

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных

20

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

1

Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове), соотношение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами

21

Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе слов

1

III

Слогообразующая роль гласных. Слоговой анализ и синтез слов.

5


22

Слог – как часть слова

1

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова.

Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов).





Перенос слов на письме по слогам

23

Деление слов на слоги

1

24

Слогообразующая роль гласных

1

25

Составление слов из слогов

1

26

Перенос части слова при письме

1

IV

Ударение

6


27

Ударение. Роль ударения в различении смысла

1


Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова.

Определение ударного слога в словах. Определение ударного гласного.

Упражнение в постановке ударения в словах.

28


Ударный слог. Упражнения в распознавании ударного слога в словах

1

29

Выделение ударного гласного в слове

1

30

Ударные и безударные гласные, характеристика их звучания

1

31-32

Практические упражнения в постановке ударения в словах

2


V

Гласные 1-го ряда

5


33

Звук [а] и буква А

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

34

Звук [у] и буква У

1

35

Звук [о] и буква О

1

36

Звук [ы] и буква Ы

1

37

Звук [э] и буква Э

1


VI

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные

12


38

Буква Я

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной Я

39

Дифференциация гласных

А-Я

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных А-Я. Дифференциация гласных звуков А-Я.

Соотнесение звуков с буквами

40

Буква Ю

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Ю

41

Дифференциация гласных

У-Ю

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных У-Ю. Дифференциация гласных звуков У-Ю. Соотнесение звуков с буквами

42

Буква Е

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Е

43

Дифференциация гласных

Э-Е

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных Э-Е. Дифференциация гласных звуков Э-Е. Соотнесение звуков с буквами

44

Буква Ё

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной Ё

45

Дифференциация гласных

О-Ё

1

Уточнение и сравнение артикуляции гласных О-Ё. Дифференциация гласных звуков О-Ё. Соотнесение звуков с буквами

46

Буква И

1

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной И

47

Дифференциация гласных

Ы-И

1

Уточнение и сравнение Артикуляции гласных Ы-И. Дифференциация гласных звуков Ы-И. Соотнесение звуков с буквами

48

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце слова

1

Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь

49

Обозначение мягкости согласных буквой ь в середине слова

1

VII

Парные звонкие и глухие согласные

26


50

Парные звонкие и глухие согласные


Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков

51

Звуки [б]-[б’]. Буква Б

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

52

Звуки [п]-[п’]. Буква П

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

53-54

Дифференциация [б]-[п]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [б] –[п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и

«опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков
[б] –[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

55

Звуки [в]-[в’]. Буква В

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

56

Звуки [ф]-[ф’]. Буква Ф

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

57-58

Дифференциация [в]-[ф]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [в]-[ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в]-[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

59

Звуки [д]-[д’]. Буква Д

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

60

Звуки [т]-[т’]. Буква Т

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

61-62

Дифференциация [д]-[т]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [д]-[т]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [д]-[т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами.

63

Звуки [г]-[г’]. Буква Г

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

64

Звуки [к]-[к’]. Буква К

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

65-66

Дифференциация [г]-[к]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [г]-[к]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков

[г]-[к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

67

Звук [ж]. Буква Ж

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

68

Звук [ш]. Буква Ш

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

69-70

Дифференциация [ж]-[ш]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ж]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ж]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

71

Анализ гласных после шипящих жи-ши

1

Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Правописание сочетания жи-ши.

72

Звуки [з]-[з’]. Буква З

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

73

Звуки [с]-[с’] . Буква С

1

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

74-75

Дифференциация [з]-[с]

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков [з]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

VIII

Слово


8



76-77-78-79

Предмет и его название

4


Нахождение в предложении слов предметов отвечающих на вопрос кто? и что?

80-81-82

Действие и его название


3


Нахождение в предложении действий отвечающих на вопрос что делает? Что делают?

83

Различение названий предметов и названий действий по вопросам

1

Дифференциация названий предметов и названий действий

IX

Предлоги

2


84-85

Предлог как отдельное слово

2

Нахождение в предложении предлогов. Составление предложений с предлогами.

X

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам

3


86

Дифференциация букв о-а

1

Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам.

87

Дифференциация букв и-у

1

88

Дифференциация букв и-ш

1

XI

Контроль знаний

2


89

Контрольное списывание с печатного текста

1

Проверка усвоения навыков сформированности списывания и письма под диктовку

90

Контрольный диктант

1


Обследование

6

Выявление результатов проведённой коррекционной работы

ИТОГО

102




5 класс

Наименование
разделов и тем

Всего

часов


Основные виды учебной деятельности обучающихся


Обследование

6


I

Звуки и буквы

11


1

Звуки и буквы. Уточнение знаний об алфавите

1

Фонематический анализ и синтез, слов со сложной структурой









Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда.

Соотнесение количества звуков и букв в слове.

Практическое овладение написания слов с мягким знаком (ь)








Работа с правилом правописания разделительного ь.

2

Дифференциация понятий "звук"- "буква". Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе слов

1

3

Твёрдые и мягкие согласные. Упражнение в звукобуквенном анализе

1

4

Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами

1

5

Мягкий знак, как показатель мягкости предшествующего согласного

1

6

Упражнение в написании слов с ь, звукобуквенный анализ слов с ь

1

7

Разделительный мягкий знак.

1


8

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком

1

9

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака показателя мягкости согласного

1

10

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1

Практическое овладение правилом правописания звонких и глухих согласных

11

Практическое овладение правилом правописания парных звонких и глухих согласных на конце слова

1

II

Речь. Предложение. Текст

18


12

Вводное занятие. Речь и её значение

1

Определение последовательности слов в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений по схемам.








Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого.

Нахождение в предложении второстепенных членах предложения.










Развитие навыков грамматического

анализа и синтеза.

Развитие навыков составления предложений различных по интонации

13

Речь. Предложение и его признаки

1

14

Дифференциация понятий "предложение"-"слово"

1

15

Связь слов в предложении

1

16

Установление связи слов в предложении с помощью вопросов

1

17

Восстановление «рассыпанных» предложений

1

18

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

1

19

Второстепенные члены предложения

1

20

Текст. Различие текста и не текста.

1

21

Текст определение темы текста. Заголовок.

1

22

Текст. Отличие предложения от текста.

1

23

Деление текста на предложения

1

24

Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания

1

25

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения

1

26

Упражнение в составлении предложений различных по интонации

1

27

Деление текста на предложения. Расстановка знаков препинания

1

28

Составление рассказа по картинке "Осень"

1

29

Обобщающее занятие по теме "Предложение"

1

III

Состав слова

15



30

Корень и однокоренные слова

1

Подбор родственных слов. Выделение единого корня в серии слов. Образование однокоренных слов.


31

Дополнение предложений однокоренными словами

1

32

Окончание. Значение окончания для связи слов в предложении

1

Нахождение окончания в словах.

Графическое обозначение окончания. Смысловое значение окончания.

33

Приставка. Образование слов при помощи приставок

1

Нахождение приставки в словах.

Графическое обозначение приставки. Смысловое значение приставки. Правописание приставок. Словообразование приставок. Работа с антонимами.

34

Приставка и предлог.

1

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие пространственно-временных представлений.

Практическое овладение обучающимися дифференцированным использованием приставок и предлогов.

35

Дифференциация предлогов и приставок

1

36

Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов

1

Суффиксы профессий, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы увеличения, прилагательных и глаголов. Графическое обозначение суффикса. Суффиксальный способ словообразования.

37

Образование слов при помощи суффикса существительных

1

38

Образование слов при помощи суффикса прилагательных

1

39

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Звучание одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменение формы слова, подбор однокоренных слов)

40

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова

1

41

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

Практическое овладение правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова

42

Упражнение в написании слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова

1

43

Непроверяемые написания в корне слова

1

Практическое овладение правилом непроверяемых написаний в корне слова

44

Состав слова. Упражнение в разборе слова по составу

1

Закрепление знаний о корне, окончании, приставке, суффиксе. Уточнение значения слов. Составлять слова из значимых частей; разбирать слова по составу; подбирать слова к схемам

IV

Части речи.

28


45

Понятие о частях речи.

1

Расширение и уточнение словарного запаса обучающихся, являющихся различными частями речи.


46

Различение частей речи по вопросам и значению.

1


Имя существительное

10


47

Имя существительное и его значение в речи

1

Обогащение словаря предметов.

Употребление в речи имен существительных одушевленных и неодушевлённых, собственных и нарицательных. Их

дифференциация










48

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

1

49

Практические упражнения в определении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1

50

Собственные и нарицательные имена существительные

1

51

Практические упражнения в нахождении имён существительных собственных и нарицательных

1

52

Изменение имён существительных

по числам

1

Изменение имён существительных по числам

53

Практические упражнения в определении числа имён существительных

1

54

Род имён существительных

1

Определение рода имён существительных

55-56

Практические упражнения в определении рода имён существительных

2


Имя прилагательное

8


57

Имя прилагательное и его значение в речи.

1

Обогащение словаря признаков.

Употребление в речи имен прилагательных

Практическое овладение обучающимися подбором антонимов, синонимов

Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов. Постановка вопросов к словам- признакам.

Согласование существительных с прилагательными в роде

58

Имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

59

Изменение имён прилагательных по родам.

1

60

Окончания прилагательных мужского рода

1

61

Окончания прилагательных женского рода

1

62

Окончания прилагательных среднего рода

1

63-64

Упражнение в распознавании рода имён прилагательных.

2


Глагол

8


65

Глагол. Значение глагола в речи.

1

Обогащение словаря действий.

Употребление в речи глаголов.

Соотнесение слов, обозначающих действие предметов. Постановка вопросов к словам - действиям.

Изменение глаголов по временам.

66

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

67

Изменение глагола по временам

1

68

Настоящее время глаголов

1

69

Прошедшее время глаголов

1

70

Будущее время глаголов

1

71-72

Различение глаголов по временам

2


Связная речь. Текст

17


73

Деление сплошного текста на отдельные предложения

1

Выделение предложений из текста. Определение границ предложения. Оформление предложения.


Конструирование предложений из слов, данных в начальной и нужной формах.

74

Составление предложений из слов

1

75

Главные члены предложения.

1

76

Второстепенные члены предложения

1

77

Нераспространённые и распространённые члены предложения

1

78

Однородные члены предложения.

1

Нахождение однородных членов предложения. Знаки пре пинания при однородных членах предложения. Составление схем предложений.

79

Дополнение предложений однородными членами предложения

1

80

Текст. Признаки текста. Главная мысль

1

Работа с текстом: признаки текста, определение темы, основной мысли текста. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

Установление связности и последовательности предложений в тексте.

81

Деформированный текст

1

82

Деление текста на части. Составление плана

1

Деление текста на части, определение главной мысли каждой части текста, озаглавливание её. Составление плана.

83

Текст - повествование

1

Работа с текстом-повествованием. Тема и главная мысль текста и его частей. План изложения.

84

Составление плана к рассказу «Аистята»

1

85

Текст – описание

1

Работа с текстом-описанием. Тема и главная мысль текста и его частей. План изложения.


86

Составление текста описания «Кот Тишка»

1

87

Рассказ по заглавию и данному началу.

1

Главная мысль текста. Последовательность передачи событий. Выбор текста собственного высказывания.

88

Составление рассказа на тему «Весна»

1


Контроль знаний

2

89

Контрольное списывание с печатного текста

1

Проверка усвоения навыков сформированности списывания и письма под диктовку

90

Контрольный диктант

1


Обследование

6

Выявление результатов проведённой коррекционной работы

ИТОГО

102








Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Средства обучения и воспитания коррекционного курса (Логопедия) включают:

Методические пособия для учителя-логопеда:

1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2011.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2005.

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2001.

4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.

5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004.

6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

7.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «Владос», 1999.

8.Садовникова Н.И. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников - М.: «Просвещение» ,1997.

9.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

10.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

11.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.

12.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2013

13.Программы для 0 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011.

Дополнительная литература для родителей:

  1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). "Белый ветер", 2014.

  2. Краузе Е.Н. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. Корона-принт, 2014.

  3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Корона-принт, 2012.

  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда или Большой логопедический учебник. М., 2010.

  5. Косинова Е.М. Логопедические тесты...Эксмо, 2014.

  6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. Литера, 2014.

  7. Лынская М. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. М.: Парадигма, 2015.

  8. Новиковская О.А. Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков. Спб., Корона-Век, 2013.

  9. Книги серии "22 фотокартинки" издательства "Ранок".

Дополнительная литература для обучающихся:

1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004

Печатные пособия:

наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства обучения:

компьютер; логопедический тренажёр «Дэльфа- 142. 1», экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы, игры).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!