СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета математика для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью.

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 3 класса с легкой умственной отсталостью.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

  • Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» утвержденного приказом от 01.09.2019г.

  • Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденного приказом от 01.09.2019г.

  • Учебный план ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» на 2019-2020 учебный год.

  • Учебник «Математики» Алышева Т.В., для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений (- М., «Просвещение», 2019г.)

Настоящая программа составлена на 136 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Цель предмета: социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, математика решает следующие задачи:

• формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;

• максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

• воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.

Математика, являясь одним из основных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни в социуме и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основании: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М : Просвещение, 2011г). В соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант.

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

В основу программы по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости 3 класса положены следующие принципы.


Общедидактические принципы:

· сознательности и активности;

· наглядности;

· систематичности и последовательности;

· прочности;

· научности;

· доступности;

· связи теории с практикой.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

- динамичность восприятия;

- продуктивной обработки информации;

- развития и коррекции высших психических функций;

- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.


Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие пространственных представлений и ориентации;

  3. развитие основных мыслительных операций;

  4. развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  5. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  6. обогащение словаря;

  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок - виртуальная экскурсия, урок-диалог.


Межпредметные связи:

Обучение математике носит практическую на­правленность и тесно связано с другими учебными пред­метами:

  1. Чтение – самостоятельное чтение задания, краткий пересказ задачи.

  2. Русский язык – запись задач в тетрадь, списывание с печатного текста.

  3. Труд - умение пользоваться линейкой, шаблонами.


Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные.

Место предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2019-2020 учебный год, предусматривает изучение предмета математики в количестве 136 часов в год (34 учебные недели). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.

Учебный предмет «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Математика» 4 часа в неделю.

Математика в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Достаточный уровень освоения предметных результатов:

знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; 23 знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; знать названия элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину лома- ной; узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания.

Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части), знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения; называть порядок месяцев в году, знать названия элементов четырехугольников. откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.

Примечание для минимального уровня освоения предметных результатов.
      1. Решаются только простые арифметические задачи.
      2. Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
      3. Знание состава однозначных чисел обязательно.
      4. Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток.

Основное содержание рабочей программы.


Нумерация

Отрезок числового ряда 11-20.

Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.

Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.

Сравнение чисел. Знаки ,

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.

Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1 ч, 1 мес.

Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.

Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.

Арифметические действия

Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).

Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел. Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).

Понятия больше на ... , меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Арифметические задачи

Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

Геометрический материал

Овал. Луч. Построение луча.

Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.

Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов.

Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).

Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.

Построение геометрических фигур по их вершинам.

Рекомендуемые практические упражнения

Получение любого числа в пределах 20. Сложение чисел в пределах 20 с помощью раздаточного материала «бусы», «кораблики», «кубики», «бруски» и др.).

Тематические экскурсии в магазин, отделы: хлебный, бакалейный, кондитерский, молочный, канцтовары. Ценники. Определение и сравнение цен молочных, хлебобулочных и кондитерских изделий, канцелярских товаров.

Определение массы бакалейных товаров (упаковки по 1 кг, 3 кг, 5 кг, 10 кг).

Экскурсия на рынок. Упаковка овощей (картофель, лук, сладкий перец, баклажаны и др.) – сетки по 5 кг, 10 кг.

Устройство часов. Циферблат, стрелки. Движение стрелок. Определение времени с точностью до 1 часа, получаса. Режимные моменты в школе: определение по часам начала завтрака, обеда, прогулки.

Нахождение прямых углов в окружающих предметах.




Содержание тем учебного предмета.


Наименование раздела

Всего часов

Содержание тем учебного предмета


Повторение. Нумерация.

11

Линии. Числа, полученные при измерении величин. Пересечение линий.

2

Сложение и вычитание чисел второго десятка.

27

Сложение и вычитание без перехода через десяток. Сложение с переходом через десяток. Вычитание с переходом через десяток. Четырехугольники. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Скобки. Меры времени-год, месяц. Треугольники.

3

Умножение и деление чисел второго десятка.

39

Умножение чисел. Умножение числа 2.Деление на равные части. Умножение и деление чисел на 3,4,5,6. Шар, круг, окружность.

4

Сотня

51

Круглые десятки. Меры стоимости. Числа 21-100. Сложение и вычитание круглых десятков. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков. Сложение и вычитание двузначных чисел. Числа, полученные при измерении двумя мерами. Получение в сумме круглых десятков и 100.Вычитание чисел из круглых десятков и100.

5

Умножение и деление чисел.

6

Деление по содержанию. Порядок действий в примерах

6

Повторение.

2


7

Всего часов

136










Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (набор букв, образцы письменных букв).

Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку .

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Ноутбук учителя.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доска для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.



Литература:

    1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Селенгинская СКОШИ».

    2. «Быстро учим таблицу умножения» О. В. Узорова, Е. А. Нефедова

    3. «Математика» 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Т.В. Алышева. Москва, «Просвещение», 2019 год (1 и 2 часть)

    4. Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

    5. Математика .Тесты. Александров М.Ф, Волошина О.И. Учебно –методическое пособие. –М., 2006.



Тематическое планирование. Математика 3 класс.



Наименование разделов и тем

Кол-во

Дата по факту

Дата по плану

Примечание

часов



Повторение 1 четверть 32 ч.

Первый десяток


1

Второй десяток. Нумерация.

1

02.09



2


Предыдущее и последующее число.

1

03.09



3

Десятки, единицы.

1

04.09



4

Контрольные задания №1

1

05.09


Контрольная работа. Входной срез.

5

Линии.

1

09.09




Числа, полученные при измерении величин.

6

Мера стоимости

1

10.09





7

Мера длины

1

11.09



8

Мера массы

1

12.09



9

Мера времени

1

16.09



10

Контрольные задания №2

1

17.09


Проверить знания и умения учащихся.

11

Пересечение линий

1

18.09



12


Сложение и вычитание без перехода через десяток

1


19.09



13

Решение примеров и задач по теме «Сложение без перехода через десяток»

1

23.09



14

Нуль в качестве сложения и вычитания

1


24.09



15


Контрольные задания №3

1

25.09


Проверить знания и умения учащихся.

16


Точка пересечения линий


1

26.09



17

Сложение с переходом через десяток

2

30.09

01.10



18

Составление и решение примеров на сложение, и вычитание с переходом через десяток.

1

02.10



19

Таблица сложения

1

03.10



20

Сложение и вычитание в пределах 20

1

07.10



21

Контрольные задания №4

1

08.10


Проверить знания и умения учащихся

22

Углы

1

09.10



23

Вычитание с переходом через десяток.

4

10.10

14.10

15.10

16.10



24


Четырехугольники

1

17.10



25

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи).

2

21.10

22.10



26

Контрольная работа № 5

1

23.10


Проверить знания и умения учащихся

27


Работа над ошибками

1

24.10



2 четверть 32 ч

1


Скобки. Порядок действий

в примерах со скобками

2


05.11

06.11








1




2

Меры времени –год, месяц

2

07.11

11.11



3

Треугольники

1

12.11









4

Повторение темы

1

13.11








Умножение и деление чисел второго десятка

5


Умножение чисел.


1

14.11










1















6

Умножение как сложение

нескольких одинаковых

слагаемых.

1

18.11



7

Замена сложения умножением

2

19.11

20.11



8

Умножение числа 2

1

21.11



9

Решение задач с использованием рисунков

2

25.11

26.11



10

Контрольная работа №6

1

27.11


Проверить знания и умения учащихся

11

Деление на равные части

2

28.11

02.12



12

Деление на 2

1

03.12





1







13

Замена сложения, умножением

1

04.12



15

Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения числа 2

2

05.12

09.12



16

Контрольные задания №7

1

10.12


Проверить знания и умения учащихся

17

Повторение изученного

1

11.12



18

Многоугольники

1

12.12



19

Умножение числа 3

2

16.12

17.12



20

Деление на 3

2

18.12

19.12



21

Дополнение и решение задач

«Умножение и деление на 3»

1

23.12



22

Контрольная работа №8

1

24.12


Проверить знания и умения учащихся







23

Работа над ошибками

1

25.12



24

Умножение числа 4

2

26.12

27.12



3 четверть 40 ч




1

Деление на 4

1

09.01




2

Составление примеров по теме «Умножение и деление на 4»

1

13.01




1




3

Контрольные задания №9

1

14.01


К.р



4

Работа над ошибками

1

15.01



5

Умножение чисел 5 и 6

2

16.01

20.01



6

Деление на 5 и на 6

2

21.01

22.01



7

Контрольные задания №10

1

23.01


Проверить знания и умения учащихся

8

Последовательность месяцев в году

1

27.01



9

Умножение и деление чисел (все случаи)

2

28.01

29.01



10

Контрольные задания №11

1

30.01


Проверить знания и умения учащихся

11

Шар, круг, окружность

1

03.02



12

Сотня. Круглые десятки

2

04.02

05.02



13

Меры стоимости

1

06.02



14

Числа 21-100

1

10.02



15

Сложение и вычитание круглых десятков

2

11.02

12.02



16

Таблица разрядов

1

13.02



17

Сравнение чисел

1

17.02



18

Контрольные задания №12

1

18.02


Проверить знания и умения учащихся

19

Мера длины –метр

1

19.02



20

Меры времени. Календарь

1

20.02



21

Составление таблицы «Год»

1

25.02



22

Контрольные задания №13

1

26.02


Проверить знания и умения учащихся

23

Работа над ошибками

1

27.02



24

Сложение и вычитание круглых десятков

2

02.03

03.03




25

Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел

2

04.03

05.03



26

Решение примеров и задач на умножение и деление.

1

10.03



27

Сложение и вычитание круглых десятков

1

11.03



28

Контрольные задания №14

1

12.03


Проверить знания и умения учащихся

29

Работа над ошибками

1

16.03




30

Центр, радиус окружности и круга

1

17.03



1




31

Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков

1

18.03



32


Сложение и вычитание двузначных чисел


2

19.03

20.03






4 четверть 32 ч


Сложение и вычитание двузначных чисел

1




1

Решение примеров на порядок действий

1

30.03




2

Числа, полученные при измерении двумя мерами

2

31.03

01.04




3

Получение в сумме круглых десятков и 100

2

02.04

06.04



4

Контрольные задания №15

1

07.04


Проверить знания и умения учащихся

5

Работа над ошибками.

2

08.04

09.04



6

Решение примеров и задач

2

13.04

14.04



7

Вычитание чисел из круглых десятков и 100

2

15.04

16.04




8

Решение примеров и задач

2

20.04

21.04








9

Контрольные задания №16

1

22.04



10

Работа над ошибками

1

23.04


Проверить знания и умения учащихся

11

Меры времени -сутка, минута

3

27.04

28.04

29.04



12

Умножение и деление чисел

2

30.04

05.05



13

Решение примеров и задач

2

06.05

07.05



14

Контрольные задания №17


1


13.05




15

Работа над ошибками

1

14.05



Проверить знания и умения учащихся

16


Деление по содержанию.

Деление на две разные части

1


18.05



17

Деление на 3 равные части

1

19.05



18

Деление на 4 равные части

1

20.05



19

Деление на 5 равных частей

1

21.05



20

Контрольные задания №18

1

25.05



21

Работа над ошибками

1

26.05


Проверить знания и умения учащихся

22

Повторение пройденного

1

27.05

















13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!