СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с нарушениями интеллекта. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с нарушениями интеллекта. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с нарушениями интеллекта. 4 класс»

Пояснительная записка

В соответствии с программой образования обучающихся с умственной отсталостью, предмет «Математика» реализует программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой


Программа предназначена для обучащихся четвертых классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОУ «Новоуральская школа»;

  • Учебный план ОУ «Новоуральская школа» на 2018-2019 учебный год.



Данная программа рассчитана на 34 часа.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной куль­туры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является од­ним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию техничес­ких средств, музыка стала одним из самых распространен­ных и доступных видов искусства, сопровождающих челове­ка на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов ис­кусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсут­ствие прямого подтверждения ее воздействия на деятель­ность человека непосредственно в момент восприятия. На­ряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального вос­приятия имеет место возникновение бессознательных пси­хических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные про­изведения, которые могли бы, воздействуя на аффек­тивную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, моти­вация.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер му­зыки и адекватно реагировать на музыкальные пережива­ния, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамиче­ские оттенки, ладогармонические особенности, исполни­тельские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения:




Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения про­изведений различных жанров, а также в процессе собствен­ной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

  • совершенствовать певческие навыки;

  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагиро­вать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

2) Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьни­ков через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм пове­дения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глу­бокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

3) Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном раз­витии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной сто­роны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспита­ния являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творче­стве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.


Планируемые результаты освоения учебного предмет

Минимальный уровень

  • современные детские песни для самостоятельного испол­нения;

  • значение динамических оттенков (форте — громко, пиа­но— тихо);

  • народные музыкальные инструменты и их звучание (дом­ра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

  • особенности мелодического голосоведения (плавно, от­рывисто, скачкообразно);

  • особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание

Достаточный уровень

  • петь хором, выполняя требования художественного ис­полнения;

  • ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

  • исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

  • различать разнообразные по характеру и звучанию мар­ши, танцы.

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения должны отражать:


1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.


Место предмета в учебном плане

Предмет «Музыка» по учебному плану входит в предметную область «Искусство». Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями , образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.




Содержание учебного предмета


Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музы­кальной грамоты». В зависимости от использования различ­ных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинирован­ные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока явля­ется уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого под­бираются наиболее адекватные виды музыкальной деятель­ности, обладающие либо активизирующим, либо успокаи­вающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцеваль­ного характера, выполнение танцевально-ритмической раз­минки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбель­ной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослуши­вание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следу­ет обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным приме­ром, стимулирующим самостоятельные занятия воспитан­ников.

Формирование вокально-хоровых навыков является ос­новным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с дру­гим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченны­ми возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкаль­ного материала на письме и др., опирающихся на абстракт­но-логическое мышление.

Пение

1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом мате­риале.

2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.

3) Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восхо­дящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.

4) Развитие умения показа рукой направления мело (сверху вниз или снизу вверх).

5) Развитие умения определять сильную долю на слух.

6) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.

7) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).

Слушание музыки

1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.

2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вал полька, полонез, танго, хоровод).

3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, му­зыка для отдыха, релаксации).

4) Формирование представлений о составе и звучании ор­кестра народных инструментов. Народные музыкальные ин­струменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гар­монь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Количество часов

Тема

Элементы содержания. Основные виды деятельности.

Дата проведения

планируемая

фактическая

1.

2.

1

Введение в тему. Отличительные черты музыки и литературы.
Цель: выявить черты сходства и различия литературы и музыки.

Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Русская народная музыка» «Музыка стран мира», «Композитор-исполнитель-слушатель».

Слушание: В.Гроховский. Русский вальс. Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара.



3.

4.

1

Инструментальные песни. Понятие – вокализ.
Цель: расширить представления учащихся о жанре – песня на примере вокализа.

Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Слушание: «Грустная песенка» - П.И.Чайковский; Гимн России - Г.Александров; «Вокализ» -С.В.Рахманинов.

Разучивание: «Детский вокализ» - Д.Б.Кабалевский.



5.

6.

1

Музыка в сказках.
Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки в литературном жанре – сказка.

Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки.
Слушание: сказка «Чонгурист», Н. Аладов «Мелодия»,

сказка «Музыкант-чародей» - чтение с музыкальными фрагментами.
Разучивание: «Волшебный цветок»



7.

8.

1

Музыка в баснях.
Цель: сформировать представления учащихся о роли музыки в литературном жанре – басня.

Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение «квартет». Разнообразие исполнительского состава в квартете. Творчество А.П. Бородина.
Слушание: «Квартет» . «Волшебный смычок»
Разучивание: «Настоящий друг» - М. Пляцковский.



9.

10.

1

Музыка в рассказах.
Цель: познакомить  учащихся с рассказами русских писателей о музыке и музыкантах, раскрыть роль музыки для данного жанра.

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта.
Слушание: «Старый повар» - К.Паустовский

Разучивание: «Чему учат в школе» - М. Пляцковский.



11.

12.

1

Музыка в мультфильмах.
Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки для киноискусства – мультфильм.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Мультфильм. Особенности жанра.
Просмотр: мультфильмы «Новогоднее приключение». «Умка». Разучивание: «Будьте добры».



13.

14.

1

Музыка в кино.
Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки для киноискусства – музыкальный фильм.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа.
Слушание: кинофильм «Звуки музыки» - Р.Роджерс -фрагмент.
Разучивание: «До-ре-ми» из кинофильма «Звуки музыки».



15.

16.

1

Образы духовной музыки.
Цель: сформировать представления у учащихся о связи музыки с церковным каноном.

Музыка – обязательная часть церковных обрядов.

Музыка в русском православном храме. Понятие «канон». Песнопения в русском и католическом храме. Жанровые признаки духовной музыки.
Слушание: Реквием – В.А.Моцарт;



17.

18.

1

Музыкальная викторина по теме «Музыка русских композиторов».
Цель: контроль усвоения знаний.

Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей.

Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий.



19.

20.

1

Значение литературы для музыкального искусства.
Цель: дать представление учащимся о роли литературы в музыкальном искусстве.

Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Значение литературного текста для жанра песня.

Слушание: «Марш Черномора» - М.И.Глинка

Разучивание: «Солнечная капель". И.Вахрушева



21.

22.

1

Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные

произведения.

Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре.

Понятие «кантата». Роль поэзии в развитии музыки. Особенности жанра кантата. Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения. Слушание: «Песня индийского гостя». Н.Римский – Корсаков. Разучивание: «Не плачь, девчонка»



23.

24.

1

Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные

Произведения: оратория

Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – оратория.

Видеоряд по теме «Моцарт и Сальери».
Слушание: Турецкое рондо – В.А.Моцарт.
Разучивание: Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.



25.

26.

1

Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные

произведения: опера.

Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – опера.

Понятия «опера», «либретто». Либретто – литературная основа жанра оперы, в котором кратко излагается сюжет оперы. Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).
Слушание: Ж.Оффенбах Опера «Парижские радости».
Разучивание: «Маленький ковбой». Муз. и слова В.Малого



27.

28.

1

Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные

произведения: балет.

Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – балет.

Понятие «балет». Либретто – основа балетного спектакля. Особенности жанра балет. Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля. Слушание: Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп»-И. Морозов.

Разучивание: «Мир похож на цветной луг». М. Пляцковский



29.

30.

1

Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные

произведения: мюзикл.

Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – мюзикл.

Понятие «мюзикл». Либретто – основа мюзикла. Особенности жанра мюзикл.

Слушание: «Три чуда». Н.Римский – Корсаков.
Разучивание: «Во кузнице». Русская народная песня.



31.

32.

1

Музыкальная викторина по теме «Музыка вокруг нас»

Цель: контроль усвоения знаний.

Слушание: «Дважды два – четыре». В.Шаинский.

Разучивание: «Родная песенка» П.Синявский.



33.

34.

1

Обобщение тем полугодия «Связь музыки и литературы».
Цель: обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы; контроль усвоения знаний.

Литература и музыка взаимообогащают друг друга. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех жанрах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий.
Исполнение по желанию учащихся.

























Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»



Оценка «5» ставится:

  • не менее 65 % правильных ответов на музыкальной викторине;

  • не менее 8 правильных ответов в тесте;

  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 50-65% правильных ответов на музыкальной викторине;

  • 5-7 правильных ответов в тесте;

  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

  • не более 4 правильных ответов в тесте;

  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.



Учебно-методическое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г..

  3. Ноутбук.

  4. Интернет ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!