Пояснительная записка
В соответствии с программой образования обучающихся с умственной отсталостью, предмет «Математика» реализует программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой
Программа предназначена для обучащихся четвертых классов с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ОУ «Новоуральская школа»;
Учебный план ОУ «Новоуральская школа» на 2018-2019 учебный год.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения:
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический слова формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
2) Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
3) Задачи коррекционно-развивающие:
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Планируемые результаты освоения учебного предмет
Минимальный уровень
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание
Достаточный уровень
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» по учебному плану входит в предметную область «Искусство». Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями , образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Содержание учебного предмета
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра ни простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Пение
1) Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
2) Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни. Работа над кантиленой.
3) Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
4) Развитие умения показа рукой направления мело (сверху вниз или снизу вверх).
5) Развитие умения определять сильную долю на слух.
6) Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
7) Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
Слушание музыки
1) Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
2) Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вал полька, полонез, танго, хоровод).
3) Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
4) Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
| Количество часов | Тема | Элементы содержания. Основные виды деятельности. | Дата проведения |
планируемая | фактическая |
1. 2. | 1 | Введение в тему. Отличительные черты музыки и литературы. Цель: выявить черты сходства и различия литературы и музыки. | Обобщение летних музыкальных впечатлений детей. Повторение тем: «Русская народная музыка» «Музыка стран мира», «Композитор-исполнитель-слушатель». Слушание: В.Гроховский. Русский вальс. Исполнение: на усмотрение учащихся из ранее разученного репертуара. | | |
3. 4. | 1 | Инструментальные песни. Понятие – вокализ. Цель: расширить представления учащихся о жанре – песня на примере вокализа. | Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Слушание: «Грустная песенка» - П.И.Чайковский; Гимн России - Г.Александров; «Вокализ» -С.В.Рахманинов. Разучивание: «Детский вокализ» - Д.Б.Кабалевский. | | |
5. 6. | 1 | Музыка в сказках. Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки в литературном жанре – сказка. | Музыка - «главное действующее лицо» музыкальной сказки. Слушание: сказка «Чонгурист», Н. Аладов «Мелодия», сказка «Музыкант-чародей» - чтение с музыкальными фрагментами. Разучивание: «Волшебный цветок» | | |
7. 8. | 1 | Музыка в баснях. Цель: сформировать представления учащихся о роли музыки в литературном жанре – басня. | Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова. Определение «квартет». Разнообразие исполнительского состава в квартете. Творчество А.П. Бородина. Слушание: «Квартет» . «Волшебный смычок» Разучивание: «Настоящий друг» - М. Пляцковский. | | |
9. 10. | 1 | Музыка в рассказах. Цель: познакомить учащихся с рассказами русских писателей о музыке и музыкантах, раскрыть роль музыки для данного жанра. | Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Слушание: «Старый повар» - К.Паустовский Разучивание: «Чему учат в школе» - М. Пляцковский. | | |
11. 12. | 1 | Музыка в мультфильмах. Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки для киноискусства – мультфильм. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Мультфильм. Особенности жанра. Просмотр: мультфильмы «Новогоднее приключение». «Умка». Разучивание: «Будьте добры». | | |
13. 14. | 1 | Музыка в кино. Цель: сформировать представления у учащихся о роли музыки для киноискусства – музыкальный фильм. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Слушание: кинофильм «Звуки музыки» - Р.Роджерс -фрагмент. Разучивание: «До-ре-ми» из кинофильма «Звуки музыки». | | |
15. 16. | 1 | Образы духовной музыки. Цель: сформировать представления у учащихся о связи музыки с церковным каноном. | Музыка – обязательная часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме. Понятие «канон». Песнопения в русском и католическом храме. Жанровые признаки духовной музыки. Слушание: Реквием – В.А.Моцарт; | | |
17. 18. | 1 | Музыкальная викторина по теме «Музыка русских композиторов». Цель: контроль усвоения знаний. | Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий.
| | |
19. 20. | 1 | Значение литературы для музыкального искусства. Цель: дать представление учащимся о роли литературы в музыкальном искусстве. | Песня – наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусств. Значение литературного текста для жанра песня. Слушание: «Марш Черномора» - М.И.Глинка Разучивание: «Солнечная капель". И.Вахрушева | | |
21. 22. | 1 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре. | Понятие «кантата». Роль поэзии в развитии музыки. Особенности жанра кантата. Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения. Слушание: «Песня индийского гостя». Н.Римский – Корсаков. Разучивание: «Не плачь, девчонка» | | |
23. 24. | 1 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные Произведения: оратория Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – оратория. | Видеоряд по теме «Моцарт и Сальери». Слушание: Турецкое рондо – В.А.Моцарт. Разучивание: Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. | | |
25. 26. | 1 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: опера. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – опера. | Понятия «опера», «либретто». Либретто – литературная основа жанра оперы, в котором кратко излагается сюжет оперы. Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Слушание: Ж.Оффенбах Опера «Парижские радости». Разучивание: «Маленький ковбой». Муз. и слова В.Малого | | |
27. 28. | 1 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: балет. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – балет. | Понятие «балет». Либретто – основа балетного спектакля. Особенности жанра балет. Как музыка балета передает характеры героев балетного спектакля. Слушание: Фрагменты из балета «Доктор Айболит»: «Полька», «Морское путешествие», «Галоп»-И. Морозов. Разучивание: «Мир похож на цветной луг». М. Пляцковский | | |
29. 30. | 1 | Музыкальные жанры, в основе которых лежат литературные произведения: мюзикл. Цель: сформировать представления у учащихся о роли литературы в музыкальном жанре – мюзикл. | Понятие «мюзикл». Либретто – основа мюзикла. Особенности жанра мюзикл. Слушание: «Три чуда». Н.Римский – Корсаков. Разучивание: «Во кузнице». Русская народная песня. | | |
31. 32. | 1 | Музыкальная викторина по теме «Музыка вокруг нас» Цель: контроль усвоения знаний. | Слушание: «Дважды два – четыре». В.Шаинский. Разучивание: «Родная песенка» П.Синявский. | | |
33. 34. | 1 | Обобщение тем полугодия «Связь музыки и литературы». Цель: обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы; контроль усвоения знаний. | Литература и музыка взаимообогащают друг друга. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех жанрах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Музыка усиливает выразительность и воздействие литературных произведений на мысли и чувства людей. Способность музыки обогащать литературный сюжет и углублять характеристику персонажей, событий. Исполнение по желанию учащихся. | | |
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
не менее 65 % правильных ответов на музыкальной викторине;
не менее 8 правильных ответов в тесте;
художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
50-65% правильных ответов на музыкальной викторине;
5-7 правильных ответов в тесте;
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
не более 4 правильных ответов в тесте;
не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Учебно-методическое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г..
Ноутбук.
Интернет ресурсы.