СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с нарушениями интеллекта. 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Программа составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова «Русский язык» 4 класс. В 2 частях , М. «Просвещение», 2018 г. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с нарушениями интеллекта. 4 класс»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова «Русский язык» 4 класс. В 2 частях , М. «Просвещение», 2018 г.

При составлении программы мы опирались на следующую нормативно - правовую базу:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ;

  2. Приказ МОН РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (1 вариант);

  4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОУ «Новоуральская школа»;

  5. Устав ОУ «Новоуральская школа»;

  6. Учебный план ОУ «Новоуральская школа».

Обучение грамоте очень важно для детей с нарушением интеллекта. Данный курс поможет решить главнейшую задачу – социализацию обучающихся в общество.

Цели предмета:

1) Развить речь, мышление, воображение школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоить основы знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова).

3) Овладеть умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

  • Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

  • Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

  • Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

  • Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

  • Развитие навыков устной коммуникации;

  • Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Коррекционные задачи

I. Развитие внимание: учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности; развивать наблюдательность; учить ориентироваться в незнакомом материале; распределять внимание (слушать и одновременно писать, рисовать и т.д.); формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой; развивать интеллектуальную активность; развивать устойчивое внимание; учить умению самостоятельно концентрировать внимание;

II. Развитие восприятия:- формировать восприятия величины объектов; формировать восприятия формы объектов; формировать восприятия цветов, цветовых оттенков; формировать временные представления.

III. Развитие памяти: развивать двигательную память; развивать эмоциональную память; развивать образную память; развивать словесно-логическую память; развивать смысловую память - механическую.

IV. Развитие мышления: выделять отдельные свойства предметов; выделять признаки предметов; учить сравнивать похожие, непохожие объекты; учить устанавливать общие признаки объекта; учить выделять главное; учить устанавливать причинно- следственные зависимости;

V. Формирование пространственных отношений:формировать понятия лево -- право; формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый);формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля; научить ориентироваться в пространстве; формировать понятия (около, над, под).

VI. Развитие речи: активизировать речь; пополнять запас активного и пассивного словаря; расширять запас общих представлений; уточнять сведения об окружающем мире; формировать связную речь.

Общая характеристика курса

Обучение русскому языку в дополнительном первом классе (I1) I-IV классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова - «слог» (без называния

термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости лис­та. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т. д.


Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости -глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.

Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога

со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении

предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.


Место учебного курса в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В учебном плане на изучение чтения в четвертом классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.


Учебно-тематический план

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

4

3

102



Тематический план 4 класс


Тема

За год

Повторение

10 ч.

Звуки и буквы

43 ч.

Слово

41 ч.

Повторение пройденного

8 ч.

Всего

102ч.




п\п

Тема урока


Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата планируемая

Дата фактическая

I четверть





Повторение.


Отличие предложения от набора слов. Запись предложений, повторение и закрепление правил записи предложения.

Устное составление предложения на тему, заданную учителем. Списывание предложений. Определение количества предложений в тексте. Составление предложений из данных слов, по схеме, по картинкам, по вопросам.

Составление связного текста из предложений по плану.

Словарная работа: считать, решать, пример.



Выделение предложения из текста.

1



Предложение законченное и незаконченное.

1



Завершение начатого предложения.

1



Предложение и его схема. Распространение предложений.

1



Порядок слов в предложении.

1



Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.

1



Составление предложений по сюжетной картинке.

1



Составление предложений по предметной картинке.

1



Диктант № 1 по теме: «Повторение».

1

Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение задания (1 группа – самостоятельно, 2 группа – с помощью учителя). Проверка работы самостоятельно.



Работа над ошибками.

1

Анализ работ обучающихся. Работа над ошибками. Дидактическая игра




Звуки и буквы.





Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

1

Чтение и заучивание алфавита. Различение звука от названия буквы. Запись слов в алфавитном порядке. Вставка в предложение слов по алфавиту. Словарная работа: пшеница.



Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1

Произношение гласных и согласных звуков, их различие. Выделение в словах гласных и согласных звуков. Выделение и сравнение глухих и звонких, мягких и твердых согласных.

Составление и запись рассказа по серии картинок.




Различение ударных и безударных гласных.

1



Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1



Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции

1



Проверка безударной гласной в слове.

1



Проверка безударной гласной в слове.

1

Произношение гласных и согласных звуков, их различие. Выделение в словах гласных и согласных звуков. Выделение и сравнение глухих и звонких, мягких и твердых согласных.

Составление и запись рассказа по серии картинок.



Проверка безударной гласной в слове.

1



Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1



Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1



Диктант № 2 по теме: «Гласные звуки и буквы».

1

Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение задания (1 группа – самостоятельно, 2 группа – с помощью учителя). Проверка работы самостоятельно.



Работа над ошибками.

1

Анализ работ обучающихся. Работа над ошибками. Дидактическая игра.



Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

1

Выделение буквы в слове, обозначающей мягкость согласных. Запись Ь после мягких согласных. Вставка пропущенных букв. Подбор слов с Ь по схемам. Составление схем к словам. Объяснение написания слов с Ь.

Различение разделительного мягкого знака от мягкого знака, обозначающего мягкость согласного. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок.

Словарная работа: корабль, деревня, здоровье, аптека.



Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я.

1



Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1



Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1



Различение твердых и мягких согласных.

1



Активизация словаря по теме.

1




Гласные после шипящих.





Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

1

Выделение в словах шипящих согласных, их анализ.

Определение и называние гласных после шипящих. Заучивание правил о написании гласных после шипящих. Выписывание слов с определенным слогом. Изменение слов в тексте. Вставка в словах пропущенной гласной. Объяснение написания слов с пропущенной буквой. Составление и запись рассказа по наблюдениям. Словарная работа: земляника, экскурсия.



Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

1



Различение правил правописания в словах.

1




Разделительный мягкий знак.





Знакомство с разделительным мягким знаком.

1

Выделение буквы в слове, обозначающей мягкость согласных. Запись Ь после мягких согласных. Вставка пропущенных букв. Подбор слов с Ь по схемам. Составление схем к словам. Объяснение написания слов с Ь.

Различение разделительного мягкого знака от мягкого знака, обозначающего мягкость согласного. Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок.




Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

1



Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.

1



Правило правописания слов с разделительным мягким знаком

1



Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.

1



Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

1



Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний.

1



Диктант № 3 по теме: «Мягкий знак».

1

Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение задания (1 группа – самостоятельно, 2 группа – с помощью учителя). Проверка работы самостоятельно



Работа над ошибками.

1

Анализ работ обучающихся. Работа над ошибками. Дидактическая игра.




Звонкие и глухие согласные.

1




Различение звонких и глухих согласных в словах.

1

Чтение парных согласных, их сравнение. Составление слогов и слов по схемам.

Запись и подчеркивание парных согласных. Определение звонких и глухих согласных в словах. Заучивание и закрепление правила о проверке написания парных согласных в конце и в середине слова. Запись слов с парными согласными на конце и в середине по картинкам. Дополнение текста на заданную тему. Работа с деформированным текстом с опорой на план. Дидактическая игра «Буквы спорят», «Один-много». Словарная работа: берег, обед, автобус, билет, ястреб, вдруг.



Наблюдение за парными согласными на конце слова.

1



Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1



Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1



Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1



Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1



Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1



Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1



Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1



Правила правописания в слове. Закрепление знаний.




Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1



Диктант № 4 по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1

Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение задания (1 группа – самостоятельно, 2 группа – с помощью учителя). Проверка работы самостоятельно.



Работа над ошибками.

1

Анализ работ обучающихся. Работа над ошибками. Дидактическая игра.




Слово.





Названия предметов, действий и признаков.

1

Изучение правил об определении слов, которые обозначают названия предметов, обозначающих действия предметов, обозначающих признаки предметов. Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. Выделение окончаний слов признаков. Описание признаков предмета по образцу. Составление рассказа по вопросам. Восстановление деформированного текста. Словарная работа: огромный, телевизор, квартира, телефон, портрет.




Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?

1



Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего?

1



Различение названий предметов по вопросам Кому? Чему?

1



Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем?

1



Различение названий предметов по вопросам Оком? О чем?

1



Выделение названий предметов в предложении.

1




Имена собственные.





Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

1

Составление рассказа о себе. Повторение правил написания имен, отчеств, фамилий, названий населенных пунктов. Подчеркивание в тексте имен собственных. Изучение правила о написании названий морей, рек, озер и гор. Дидактическая игра «Я знаю пять имен (фамилий, рек, городов и т.п. ). Запись своего адреса. Словарная работа: фамилия, Россия.



Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1




Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1



Название предметов. Закрепление знаний.

1




Названия признаков.

1




Определение признаков предметов по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие?

1




Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1




Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1




Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.

1




Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

1




Определение предмета по его признакам.

1




Различение названий предметов, действий, признаков.

1




Постановка вопросов к словам в предложении.

1




Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета.

1




Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам.

1




Диктант № 6 по теме: «Название предметов, действий и признаков».

1

Чтение и разбор текста. Беседа. Повторение основных правил. Запись диктанта на слух. Выполнение задания (1 группа – самостоятельно, 2 группа – с помощью учителя). Проверка работы самостоятельно.



Работа над ошибками.

1

Анализ работ обучающихся. Работа над ошибками. Дидактическая игра.




Предлоги.

1




Предлоги ПО, К,ОТ,НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

1

Выделение предлогов в тексте. Выписывание предложений с предлогами. Закрепление правила о написании слов с предлогами. Изучение правила о написании предлогов без, под, над, около, перед, до. Вставка в текст пропущенных предлогов. Выбор в скобках нужного предлога. Соединение слов с предлогами по смыслу. Восстановление предложений. Словарная работа: лестница



Предлог ИЗ со словами.

1



Предлог ЗА со словами.

1



Предлог БЕЗ со словами.

1



Предлог ДО со словами.

1



Предлог ПРО со словами.

1



Предлоги. Закрепление знаний.

1



Предлоги. Закрепление знаний.

1




Предложение.

1




Выделение предложения из текста.

1

Изучение правил о порядке и связи слов в предложении. Запись предложений из слов, по картинкам, по вопросам. Постановка вопросов к словам в предложении. Вставка слов в предложение по вопросам. Расстановка знаков препинания в конце предложения. Изучение правила о восклицательном знаке. Знакомство с главными членами предложения. Изучение правила о подлежащем и сказуемом. Определение и выделение главных и второстепенных членов предложения. Составление рассказа по картинкам, по вопросам.

Словарная работа: костюм, театр, полотенце, лягушка, вагон, вокзал, малина, ягода, цыпленок.




Деление текста на предложения.

1



Завершение начатого предложения.

1



Порядок слов в предложении.

1



Порядок слов в предложении.

1



Связь слов в предложении.

1



Связь слов в предложении.

1



Вопросительные предложения.

1



Восклицательные предложения.

1



Разные по интонации предложения.

1




Повторение

1




Правописание гласных и согласных в слове.

1




Правописание гласных и согласных в слове.

1




Названия предметов, действий, признаков.

1




Названия предметов, действий, признаков.

1




Предложение.

1




Предложение.

1




Контрольный дик­тант за год №10 по теме: «Повторение пройденного».

1




Работа над ошибками.

1






Содержание программы


Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Повторение


10

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Звуки и буквы.

43

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово.

41

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Повторение пройденного

8

Алфавит. Ь на конце и в середине слова. Разделительный ь.   Сочетания гласных с шипящими.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов.

Правописание безударных гласных.

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения.



Основной формой является урок, который проводится в виде дидактической игры, обведения, самостоятельной работы, викторины, беседы.

На уроках используются различные современные технологии: здоровьесберегающие, индивидуального и дифференцированного обучения, информационные технологии, учебно-игровой деятельности.


Промежуточный и итоговый контроль проходит в виде зрительных и слуховых диктантов.


Система оценивания знаний и умений учащихся.

При оценивании письменных работ:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной — тремя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с четырьмя — шестью ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть — восемь ошибок.

Оценка «2 и 1»может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка.

В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.

Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления;

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;

Оценка «2 и 1»не ставится.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Примерный объем текстов контрольных работ: 4 класс – 30-35 слов,


Планируемые результаты:


Личностные результаты:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

8) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

9) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Предметные результаты:

Минимальный уровень:

- деление слов на слоги для переноса;

- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки.


Достаточный уровень:

- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

- запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами;

- дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);

- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

- деление текста на предложения.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета «русский язык»:

  • Учебник «Русский язык»Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова;

Проектор

Компьютер

  • Комплект оборудования для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

  • Комплектация:

1.Комплект методических материалов и средств обучения по русскому языку –1 комплект.

  • Программно-методическое обеспечение;

  • Печатные пособия: наборы картинной азбуки, наборы предметных картинок, картинное лото, наборы сюжетных картинок по темам;

  • Комплекты для обучения грамоте;

  • Дидактический раздаточный материал;

  • Наборы ролевых игр, игрушек, муляжей,

  • Классная доска;

  • экран.



Список литературы

  1. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение» 1998 год.

  2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва - 2005 год.

  3. Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград – 2005 год.

  4. А.К.Аксенова. Обучение грамоте. Методические рекомендации для учителя.

  5. А. К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. «Русский язык. 4 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: «Просвещение»,2012 г.

Приложение 3.


Лист корректировки рабочей программы


№ п/п

Тема

сроки

Примечания

(причина)

По плану

Факти

чески













































































































































Приложение 2.

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку


Входной диктант № 1 по теме: «Повторение».

Диктант

Лепка

Ученики любят уроки труда. Учительница Нина Ивановна дала детям глину. Они стали делать игрушки. Люба лепит чашку. Никита лепит кошку. У Марины вышла репка. В классе будет уголок игрушек.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Составить предложение из слов.

Летом, трудилась, белка В, поют, лесу, птицы

сушила, грибы, ветке, на, Она

№2. Составить схему

седьмого предложения первого предложения.


Диктант № 2 по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы».

Диктант

Помог мороз

В Петербурге строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро. Теперь чудесное метро есть в городе на Неве.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Расположить слова в алфавитном порядке

Земля, вода, стена, работа, мороз, почва Город, болото, метро, машина

№2. Выделение в словах согласные звуки.

Город, болото, метро, почва вода, работа, мороз,


Диктант № 3 по теме: «Мягкий знак».

Диктант

Осенью

На улице ненастье. Льёт дождь. Воет ветер. Деревья стоят голые. Под ногами шуршат старые листья. Гнутся от ветра деревья. Умолкли певуньи птички. Братья Сёма и Илья пришли в лес.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Вставить пропущенные буквы в слова

Д…ревья, р…шать, чел…век, Сч…тать, …птека, к…рабль,

зд…ров…е. пш…ница.

№2. Изменить слова по образцу

А) мыши- мышь

Кони-… Гуси-…

лоси-… двери-…

дожди-…

Б) воробей- воробьи

Муравей-… Стул-…

брат-… лист-…

крыло-…



Диктант № 4 по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

Диктант

Зимний лес

Красив русский лес зимой. Белыми пушистыми шапками накрыты сосны и ели. Морозным узором украсились деревья. Ходит по лесу мороз, стучит по берёзкам. Ай да мороз! Спрятались от мороза под сугробами маленькие деревца.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Вставить пропущенные буквы

Ястр…б, …втобус, б…лет. Бер…г, …бед.

№2. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

В..да- , м…сты- ,к…за- . С…ды- , …кно- , м…чи- .№2.


Диктант № 5 по теме: «Правописание безударных гласных».

Диктант

Песня птиц

Весной везде слышны голоса птиц. Зачем поют птицы? Для птиц песни весной – важное дело.

Вернулся домой маленький певец и запел. Пусть все знают : это его участок. Здесь будут жить его птенцы. А кто смеет нарушить границу, получит взбучку.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Вставить пропущенные буквы

Ящ..р…ца, п…л…тенце,м…нута. Л…гушка, ц…плёнок, в…гон.

№2. подобрать родственные слова к слову

Лес Гриб


Диктант № 6 по теме: «Звуки и буквы».

Диктант

Мышка и хорь

Пришла в лес зима. Бежала мышка по снегу. На снегу оставались следы. Увидела мышка сосновую шишку, стала её грызть. Заметил следы хорь. Он стал тихонько подползать к мышке. Увидела мышка врага и юркнула в снег.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

С…ва- , сл…ды- ,д…ма- , Сн…га- , г…ра- , гл…за- .

з…ма- .

№2. Вставить пропущенные буквы и записать словарные слова

Ин…й, сп…сибо, авт…м…билль. Фабр…ка, ш..фёр, м…г…зин.


Диктант № 7 по теме: «Название предметов, действий и признаков». Диктант

Рыбки

Мама принесла из магазина большую банку. В ней плавали красивые рыбки. На дне банки лежал песок. Витя поставил её на окно. Солнечный луч заглянул в банку. Заблестела вода. Рыбки стали золотые. Обрадовался Витя. Ещё красивее стали рыбки.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Подчеркнуть названия предметов, их действий и признаков

Во 2 предложении. В 7 предложении.

№2. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

В..да- , м…сты- ,к…за- . С…ды- , …кно- , м…чи- .


Диктант № 8 по теме: «Предлоги».

Диктант

Поездка

Меня зовут Петя, а моего брата Ваня. Мы живём в городе Сочи. Он находится на берегу Чёрного моря. Наша бабушка живёт в Хабаровске. Летом мы ездили к ней в гости на поезде. Сделали пересадку в Москве. Проезжали города Тюмень и Читу. Мы видели красивую реку Ангару.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Выделить в тексте диктанта предлоги.

№2. Подчеркнуть в тексте имена собственные.

№3. Вставить пропущенные буквы

Р…ссия, т…л…визор, кв…ртира, Ф…милия, м…тро, тракт…р.

п…ртрет.


Диктант № 9 по теме: «Родственные слова».

Диктант

Ель

Еловый лес всегда сумрачный. В нём всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Хороши маленькие лесные красавицы!

Ель - очень ценное дерево. Из еловой древесины делают бумагу. Много различной мебели делают из ели. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Найти в тексте слова, родственные слову ель, и выделить корень.

№2. Подобрать родственные слова к слову

снег лес

№3. Вставить пропущенные буквы

М…шок, рус…кий, лес…ница. М…нута, Р…ссия, м…шок.


Контрольный диктант за год №10 по теме: «Повторение пройденного». Диктант

Ёжик

Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только слабый ветерок шелестит листьями берёз. Дети сели отдыхать у реки. Мальчики Вова и Миша искали сучья для костра. В кустах они нашли ёжика. Он зарылся в сухие листья. Ребята забрали ёжика домой.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

№1. Подчеркнуть главные, второстепенные слова, составить схему

8-го предложения 1-го предложения

№2. Составить предложение из слов и поставить нужный знак препинания в конце предложения

мама, Здравствуй, дорогая иголки, Зачем, ежу

№3. Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова

Гл…за, м…сты, к..ты, фла…, Г…ра, ст…на, гри…, ло…ка.

верё…ка.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!