Районный отдел по управлению образованием Завитинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка
«Рассмотрено» Руководитель МО ________________ Протокол № от «__» _______2020г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР МБОУ СОШ с.Болдыревка _______________ «_____»____2020г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ с. Болдыревка ___________ Приказ № ___от «___»___2020г. |
Адаптированная рабочая программа по музыке в 4 классе
для детей с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития
на 2020-2021 уч. год.
Автор-составитель:
учитель музыки: Скрипко А. В.
с. Болдыревка Завитинского р-на Амурской обл.
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы, авторской программы «Музыка. Начальная школа», авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, М., Просвещение, 2014.
Основная цель изучения предмета: становление музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
На изучение музыки в 4 классе отводится 34 ч (1 ч в неделю)
Планируемые результаты освоения изучаемого предмета
Адаптированная рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся, уровня их развития, подготовки к усвоению учебного материала. На темы, вызывающие у обучающихся затруднения, возможно увеличение количества часов (на усмотрение учителя)
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Формирование уважительного отношения к культуре других народов.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:
- слова и мелодию Гимна России;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- народные песни, музыкальные традиции родного края;
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментов);
- высказывать свои размышления о музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учётом полученных знаний);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении (исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а так же несложные элементы двухголосия - подголоски), музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Содержание программы
Раздел 1. «Россия — Родина моя» ( 4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» (3 часа)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий» ( 5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» ( 3 часа )
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» ( 8 час)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре» ( 7 час)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (4 час)
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Результаты обучения оцениваются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
3.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
4.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Тематическое планирование
| Название темы | Количество часов |
1 | Россия — Родина моя | 4 |
2 | О России петь — что стремиться в храм | 3 |
3 | День, полный событий | 5 |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 3 |
5 | В концертном зале | 8 |
6 | В музыкальном театре | 7 |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4 |
Используемая литература и Интернет-ресурсы
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. Видеоролики с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru | Образовательный ресурс «Начальная школа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ |
Учебник
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка. Учебник для 4 класса.— М.: Просвещение, 2019.
2.Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
3.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
4.Песенные сборники.
Календарно-Тематическое планирование
№п/п | Раздел, тема | Кол-во часов |
| «Россия – Родина моя» | 1 |
1 | «Россия – любимая наша страна…» | 1 |
2 | Великое содружество русских композиторов. | 1 |
3 | Великое содружество русских композиторов. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм…». | |
4 | Святые земли Русской. Илья Муромец.Урок – путешествие . | 1 |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
6 | Родной обычай старины. | 1 |
7 | Кирилл и Мефодий. | 1 |
| «День, полный событий» | |
8 | В краю великих вдохновений. Урок – игра. | 1 |
9 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 |
10 | Ярмарочное гулянье. | 1 |
11 | Обобщение. | 1 |
12 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 |
13 | Приют, сияньем муз одетый. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |
14 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
16 | Народные праздники. «Троица». | 1 |
| «В концертном зале» | |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | 1 |
18 | Счастье в сирени живет… | 1 |
19 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 1 |
20 | «Патетическая» соната. Урок – сказка | 1 |
21 | Царит гармония оркестра. | 1 |
| «В музыкальном театре» | |
22 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
23 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
24 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
25 | Исходила младешенька. | 1 |
26 | Русский восток. | 1 |
27 | Балет «Петрушка» Обобщение. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | |
28 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | 1 |
29 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
30 | Мастерство исполнителя. Урок – игра. | 1 |
31 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
32 | Музыкальные инструменты- гитара. | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 |
34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | 1 |
8