| 3 четверть (18часов) Природа вокруг нас (23 часа) |
| 33 | | Тела и вещества. Работа со схемами. | Сформировать представление о телах и веществах, их разнообразии. Развивать умение работать со схемами, наблюдательность и внимательность. | Умение различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы. |
| 34 | | Что такое вещество. Работа со справочной литературой. | Углубить представление о веществах, их разнообразии и формах (твердое, жидкое, газообразное). | Умение приводить примеры веществ, различать формы веществ (твердое, жидкое, газообразное). | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, проводить классификацию объектов природы по заданным признакам, понимать информацию, представленную в виде текста. |
| 35 | | Об энергии. | Дать первые представления о значении энергии, познакомить с разнообразными источниками энергии. Продолжить знакомство с правилами безопасного поведения в быту. | Умение объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). | Положительное отношение и интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, координировать свои действия с партнером при работе в паре. |
| 36 | | От костра до котла. Проверочная работа по теме: «Тела и вещества. Об энергии» | Дать представление об источниках тепла, истории отопительных приборов. | Представление о разнообразии источников тепла. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, истории, способность к самооценке. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, умение строить монологические высказывания, аргументированно высказывать свое мнение об изучаемом явлении. |
| 37 | | Свет. Работа со схемами. | Познакомить с различными источниками световой энергии. Учить работать со схемами. | Знать примеры природных и искусственных источников света, объяснять действие света на прозрачные и непрозрачные предметы. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, схемы. |
| 38 | | Театр теней. Опыт по теме: «Как образуются тени от предметов» | Показать опытным путем, как образуются тени от предметов. Развивать творческие способности учащихся. | Умение объяснять причину образования тени от предметов. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение координировать свои действия с партнером при работе в паре, группе, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
| 39 | | Зеркала. Видеофильм. | Познакомить с особенностями отражения света блестящими предметами и зеркалами. Развивать внимательность и наблюдательность, творческие способности детей. | Понимание и умение объяснить на доступном уровне механизм отражения в зеркалах. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
| 40 | | О цвете. Наблюдение. | Дать первое представление о причинах цветового разнообразия предметов; учить воспринимать красоту окружающего мира. | Умение объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
| 41 | | В мире звука. Практическая работа по теме: «Источники звука» | Сформировать первые представления о причине возникновения звука. Учить детей получать знания о мире путем экспериментирования. | Представление и умение объяснить причину возникновения звука. | Положительное отношение и интерес к изучению природы. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
| 42 | | Шум вредит здоровью. Проверочная работа по теме: «Свет и цвет. В мире звука» | Дать представление о вреде шума для здоровья людей, познакомить с мерами по охране здоровья от вредного воздействия шума. | Умение объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе. |
| 43 | | О музыке. Слушание. | Дать представление об отличии музыки от шума, о музыкальных инструментах, развивать эмоциональную сферу учащихся, эстетические предпочтения в искусстве. | Умение отличать произведения музыкального искусства от шумовых эффектов, знать исполнителей и композиторов. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с произведениями искусства, осознанное положительное отношение к культурным ценностям. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста. |
| 44 | | В мире камня. Сообщения учащихся. | Дать первое представление о горных породах и минералах; показать значение камня в жизни человека. Тренировать наблюдательность, развивать внимание, воображение, память. Развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников. | Умение приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, осознанное положительное отношение к культурным ценностям. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
| 45 | | Экскурсия «Наблюдения за зимними изменениями в природе». | Обучать наблюдениям, 18анализу и фиксации результатов. Подвести итоги 18наблюдений за зиму, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека. Воспитывать ответственное отношение к объектам природы. | Умение характеризовать зиму, выделяя существенные признаки. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самоконтролю, основы экологической культуры. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
| 46 | | В мире живой природы. На опушке. Наблюдение. | Познакомить учащихся с разнообразием живой природы. Выявить некоторые признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды и взаимосвязи между ними. Показать необходимость бережного отношения к живой природе; воспитывать понимание красоты природы средствами искусства. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, 19описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сооб-щества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение работать с текстом, осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей. |
| 47 | | Бабочки и жуки. Работа с гербарием. | Познакомить учащихся с отличительными особенностями бабочек и жуков. Развивать наблюдательность, память учащихся, умение добывать информацию из различных источников. | Представление о строении бабочек и жуков, их отличительных особенностях. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки. |
| 48 49 | | Промежуточная административная контрольная работа (В.М.) В мире живой природы. В березовой роще. В низине. | На примере березового леса показать влияние одних растений на другие, влияние растений на животных. Учить детей характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды. Познакомить детей с особенностями жизни растений и животных в затененных влажных условиях. Формирование умения корректно употреблять при описании объектов природы термины «влаголюбивый», «теневыносливый». | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в березовой роще, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в заболоченной местности, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Отличать ядовитых змей от неядовитых. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение анализировать объекты природы, сравнивать, выделять существенные признаки, находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
| 50 | | В ельнике. Лиственница. Виртуальная экскурсия. | На примере елового леса показать, как изменение условий жизни влияет на живые существа. Продолжить формирование бережного отношения к природе. Учить детей выделять признаки объектов природы и сравнивать их между собой. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в ельнике, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. Различать съедобные и несъедобные грибы, знать правила их сбора. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры, забота о своем здоровье, соблюдение правил поведения в природе. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
| 4 четверть (18 часов) |
| 51 | | В мире живой природы. У лесного озера. Лягушка. | Продолжить формирование знаний о разнообразии условий жизни живых существ; сформировать представление о некоторых растениях и животных, типичных для неглубоких пресных водоемов, и их приспособленности к жизни у воды, на ее поверхности и в самой воде. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в пресных водоемах, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
| 52 | | В сосновом лесу. Практическая работа по теме: «Хвойные деревья» | Учить детей описывать условия жизни в разных сообществах и сравнивать их между собой; продолжить формирование умений выделять признаки приспособленности живых объектов к условиям жизни. | Умение приводить примеры растений и животных, встречающихся в сосновом лесу, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данного природного сообщества, объяснять значение слов: «светолюбивый», «теневыносливый», «влаголюбивый», «засухоустойчивый», правильно их применять при описании объектов. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, сравнивать объекты, выделять существенные признаки. |
| 53 | | Берегите лес! Мини-проект. | Продолжить воспитание у детей бережного отношения к живой природе; познакомить с правилами поведения в лесу. Развитие умения обобщать информацию в художественной форме, развитие творческих способностей учащихся. | Знание правил поведения в лесу, бережное отношение к природе. Умение оформлять правила поведения в знаково-символьной форме. | Основы экологической культуры, знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение, осознание ответственности за качество своей работы в группе. | Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе, аргументировать свою позицию, тактично и обоснованно высказывать несогласие с партнером, учитывать мнение партнера, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы. |
| 54 | | Контрольная работа по теме: «В мире живой природы». | Проверить уровень усвоения изученных тем, умения ориентироваться в полученной информации; применять ее при решении учебной задачи. Формировать умение планировать свою исследовательскую деятельность, отбирать в соответствии с целями и задачами источники информации и материал. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Способность к самоконтролю и самооценке. Положительное отношение и интерес к изучению природы, основы экологической культуры. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, составлять план работы, подбирать источники информации. |
| 55 | | Защита мини-проектов по теме: «Жизнь леса». | Формировать навыки публичных выступлений, умение защищать свое мнение, отвечать на вопросы, представлять результат своего труда. | Умение готовить устные и письменные сообщения о животных и растениях леса, пользе леса, охране леса, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору). | Положительное отношение и интерес к изучению природы, формирование адекватной самооценки. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы. |
| Люди вокруг нас (13 часов) |
| 56 | | Человек в обществе. Сообщения учащихся. | Сформировать первоначальное представление об обществе. Формировать представление о биосоциальной сущности человека; показать значение общества в жизни человека. | Осознание и умение доказывать (с опорой на текст учебника), что человек – это часть природы и часть общества. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, аргументированно высказывать свое мнение. |
| 57 | | Жизнь в первобытном обществе. Видеофрагмент. | Показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней. | Представление о зарождении общественных отношений, особенностях жизни первобытных людей. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, выделять существенную информацию, анализировать, делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. |
| 58 | | Труд в жизни человека. Проверочная работа по теме: «Человек в обществе. Труд в жизни человека». | Показать значение труда в обществе и взаимозависимость всех членов общества друг от друга; воспитывать уважение к труду. | Понимание важности труда в жизни общества и человека. | Уважение к людям труда, ценностное отношение к плодам своего труда. | Умение понимать информацию, представленную в виде текста. |
| 59 | | Семья. Семейные ценности. Презентации учащихся. | Показать разнообразие состава семей, распределение обязанностей в семье; воспитывать заботливое отношение к членам семьи. | Понимание значения семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. | Понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье. | Умение строить монологические высказывания, аргументировать свое мнение. |
| 60 | | Бюджет семьи. О деньгах. | Раскрыть значение денег в обществе. | Умение осознавать значение денег в жизни общества, иметь представление об истории денег и денежных взаимоотношений. | Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста. |
| 61 | | Что такое бюджет? Ролевая игра с учащимися. | Показать необходимость правильного распределения денежных средств семьи. | Умение объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. | Осознание важности учета материального состояния семьи при установлении уровня личных притязаний. | Умение находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка. |
| 62 | | Экскурсия «Наблюдения за весенними изменениями в природе». Обобщение. | Подвести итоги наблюдений за весну, используя дневники наблюдений; учить детей устанавливать связи между явлениями и объектами природы, между природой и трудом человека; воспитывать ответственное отношение к объектам природы. Сравнение результатов годовых наблюдений. Подведение итогов о сезонных изменениях. | Умение давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. | Положительное отношение и интерес к изучению природы, способность к самоконтролю, основы экологической культуры. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы. |
| 63 | | Итоговая административная контрольная работа (В.М.) | Проверить уровень усвоения изученных тем, умение ориентироваться в полученной информации, применять ее при решении учебной задачи. | Умение применять полученные знания и умения в самостоятельной работе, контролировать свою деятельность. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, способность к самоконтролю и самооценке. | Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы. |
| 64 | | Будем вежливы. Правила этикета. Инсценирование различных ситуаций. | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе. | Умение приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. |
| 65 | | Разговор по телефону. Как дарить подарки. Урок-игра. | Продолжить формирование знаний о правилах культурного поведения в обществе; познакомить с некоторыми правилами этикета. | Выполнение правил поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. |
| 66 | | О друзьях-товарищах. Тестовая работа по теме: «Будем вежливы. О друзьях-товарищах» | Показать значение дружбы во взаимоотношениях людей, ее ценность. | Умение оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение, осознание ценности дружбы, поддержки и взаимопомощи. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. |
| 67 | | О привычках. Работа со справочной литературой. | Показать влияние вредных привычек на взаимоотношения людей. | Осознание важности соблюдения правил поведения и избавления от вредных привычек для взаимоотношений людей. | Знание основных правил поведения в обществе, ориентация на их выполнение. | Адекватно оценивать свое поведение, осуществлять контроль над своими действиями, соблюдать правила коммуникации. |
| 68 | | Итоговый урок «Мы знаем!» Защита мини-проектов по теме «Наши питомцы». | Подведение итогов проектной и исследовательской деятельности за год. | Умение готовить устные и письменные сообщения о домашних животных, анализировать собственную деятельность. | Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, строить монологические и диалогические высказывания, обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий, аргументированно и тактично критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение, задавать вопросы. |