СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса (вариант 7.2) на 2023/2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа

по окружающему миру

для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)

на 2023/2024 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающегося 4 класса (вариант 7.2) на 2023/2024 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова









Адаптированная рабочая программа

по окружающему миру

для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)

на 2023/2024 учебный год




Учитель: Фадина С.Н.,

учитель начальных классов




г. Конаково, 2023


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Окружающий мир» составлена:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);

  • Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07. 2017г. № 629 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Цели и задачи курса

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Цель адаптированного обучения – совершенствовать интеллектуальные способности обучающегося на материале, отвечающем индивидуальным особенностям и возможностям ученика.

Задачи адаптированного обучения

  1. Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения.

  2. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика.

  3. Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета.

  4. Проводить коррекцию индивидуальных отклонений в развитии ученика, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, формированию мыслительных операций.

  5. Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам.

  6. Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля.

  7. Способствовать укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по окружающему миру в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправ­лять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять сте­пень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся крите­риев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных фор­мах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы;

  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять се­бя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.



Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамот­ности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здо­ровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её полу­чения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудитори­ей; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.



Содержание учебного предмета

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания.

В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.

Курс открывается темой «Земля и человечество» (7 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (6 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (5 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.

Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (3 часа) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

Далее изучается тема «Страницы истории России» (10 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.

Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (2 часа), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
















Тематическое планирование





Дата

по плану



Тема урока

Количество часов


Дата

по факту


Раздел «Земля и человечество» -7 часов


1.


Вводный инструктаж. Мир глазами астронома

1


2


Планеты Солнечной системы. Входной контроль.

1


3


Звездное небо – Великая книга Природы.

1


4


Мир глазами географа.

1


5


Мир глазами историка. Когда и где?

1


6


Мир глазами эколога.

1


7


Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа «Земля и человечество»

1


Раздел «Природа России» - 6 часов


8


Равнины и горы России.

1


9


Моря, озера и реки России.

1


10


Природные зоны России. Зона арктических пустынь.

1


11.


Тундра. Леса России. Лес и человек.

1


12


Зона степей. Пустыни.

1


13


У Черного моря. Субтропики. Проверочная работа «Природа России»

1


Раздел «Родной край – часть большой страны» - 5 часов

14


Наш край. Поверхность нашего края

1


15


Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Промежуточный контроль.

1


16


Жизнь леса. Жизнь луга.

1


17


Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае.

1


18


Животноводство в нашем крае. Проверочная работа «Родной край – часть большой страны».

1


Раздел «Страницы всемирной истории» - 3 часа


19


Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий

1


20


Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки

1


21


Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

1


Раздел «Страницы истории Отечества» - 10 часов

22.


Во времена Древней Руси. Страна городов

1


23.


Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле

1


24.


Русь расправляет крылья. Куликовская битва

1


25


Иван Третий. Мастера печатных дел

1


26


Патриоты России. Петр Великий

1


27


Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая

1


29



Отечественная война 1812 года

1


30


Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов



31.


Великая Отечественная война и Великая Победа.

1


32


Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа «Страницы истории России».


1


Раздел «Современная Россия» – 2 часа


33


Итоговый тест в рамках промежуточного контроля. Мы – граждане России. Славные символы России.

1


34


Путешествие по России. Регионы России .

1


Итого:

34










































Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методические комплекты для учащихся:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по литературному чтению)

• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

• Цифровые информационные источники

• Персональный компьютер

• Мультимедийный проектор

• Мультимедийная доска

Демонстрационные пособия

  • Экранно-звуковые пособия

  • Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео -  записи), отражающие основные темы курса окружающий мир.