Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «31» мая 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру
для обучающегося 4 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.,
учитель начальных классов
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития учебного предмета «Окружающий мир» составлена:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);
Приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.07. 2017г. № 629 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Цели и задачи курса
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Цель адаптированного обучения – совершенствовать интеллектуальные способности обучающегося на материале, отвечающем индивидуальным особенностям и возможностям ученика.
Задачи адаптированного обучения
Продолжить работу по развитию психофизиологических функций, обеспечивающих успешность обучения.
Развивать личностные компоненты познавательной деятельности ученика.
Формировать соответствующие возрасту и диагнозу высшие психические функции, необходимые для усвоения предмета.
Проводить коррекцию индивидуальных отклонений в развитии ученика, способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, формированию мыслительных операций.
Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предметам.
Развивать навыки учебной деятельности и самоконтроля.
Способствовать укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка с помощью современных здоровьесберегающих технологий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по окружающему миру в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У четвероклассника продолжают формироваться:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Содержание учебного предмета
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход. Используются разнообразные методы и формы обучения; обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в т. ч. исследовательского характера, различные творческие задания.
В 4 классе в центре внимания обучающихся находится Россия – ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, - как часть человечества.
Курс открывается темой «Земля и человечество» (7 часов), при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.
Изучение курса продолжается в теме «Природа России» (6 часов), которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.
Далее в теме «Родной край – часть большой страны» (5 часов) изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут обучающиеся.
Следующая тема программы – «Страницы всемирной истории» (3 часа) - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».
Далее изучается тема «Страницы истории России» (10 часов). Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для детей данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников по формированию у обучающихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить детей с образцами благородного служения Отечеству.
Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия» (2 часа), которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.
Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Тема урока | Количество часов | Дата по факту |
Раздел «Земля и человечество» -7 часов | |
1. | | Вводный инструктаж. Мир глазами астронома | 1 | |
2 | | Планеты Солнечной системы. Входной контроль. | 1 | |
3 | | Звездное небо – Великая книга Природы. | 1 | |
4 | | Мир глазами географа. | 1 | |
5 | | Мир глазами историка. Когда и где? | 1 | |
6 | | Мир глазами эколога. | 1 | |
7 | | Сокровища Земли под охраной человечества. Проверочная работа «Земля и человечество» | 1 | |
Раздел «Природа России» - 6 часов | |
8 | | Равнины и горы России. | 1 | |
9 | | Моря, озера и реки России. | 1 | |
10 | | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | 1 | |
11. | | Тундра. Леса России. Лес и человек. | 1 | |
12 | | Зона степей. Пустыни. | 1 | |
13 | | У Черного моря. Субтропики. Проверочная работа «Природа России» | 1 | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» - 5 часов |
14 | | Наш край. Поверхность нашего края | 1 | |
15 | | Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Промежуточный контроль. | 1 | |
16 | | Жизнь леса. Жизнь луга. | 1 | |
17 | | Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. | 1 | |
18 | | Животноводство в нашем крае. Проверочная работа «Родной край – часть большой страны». | 1 | |
Раздел «Страницы всемирной истории» - 3 часа | |
19 | | Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий | 1 | |
20 | | Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |
21 | | Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян | 1 | |
Раздел «Страницы истории Отечества» - 10 часов |
22. | | Во времена Древней Руси. Страна городов | 1 | |
23. | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле | 1 | |
24. | | Русь расправляет крылья. Куликовская битва | 1 | |
25 | | Иван Третий. Мастера печатных дел | 1 | |
26 | | Патриоты России. Петр Великий | 1 | |
27 | | Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая | 1 | |
29 | | Отечественная война 1812 года | 1 | |
30 | | Россия вступает в ХХ век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов | | |
31. | | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | |
32 | | Страна, открывшая путь в космос. Проверочная работа «Страницы истории России». | 1 | |
Раздел «Современная Россия» – 2 часа | |
33 | | Итоговый тест в рамках промежуточного контроля. Мы – граждане России. Славные символы России. | 1 | |
34 | | Путешествие по России. Регионы России . | 1 | |
Итого: | 34 | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методические комплекты для учащихся:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
Печатные пособия
• Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по литературному чтению)
• Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
• Цифровые информационные источники
• Персональный компьютер
• Мультимедийный проектор
• Мультимедийная доска
Демонстрационные пособия
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео - записи), отражающие основные темы курса окружающий мир.