Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 5 г. Конаково Тверской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г. | «Утверждаю» Приказ № 154 от «18» июля 2022 г. Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва |
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру
для обучающейся 2 класса (вариант 7.2)
Нагапетян Ангелины
на 2022/2023 учебный год
Учитель: Фадина С.Н,
учитель начальных классов
г. Конаково, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
Об утверждении 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 г.
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями: приказ Министерство образования и науки РФ от 19.12.2014, рег. №1598.
Приказ Минобрнауки РФ от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2,
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
Определяются общие задачи предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по окружающему миру в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 17 часов, из расчета 0,5 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы;
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
называть признаки отличающие домашних животных от диких;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
называть своих ближайших родственников;
знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета
Раздел «Где мы живем»
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа»
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Раздел «Жизнь города и села»
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Раздел «Здоровье и безопасность»
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Раздел «Общение»
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Раздел «Путешествия»
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Что мы узнали и чему научились за год.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименования разделов и тем | Кол – во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел «Где мы живём?» (1 ч) |
1. | Родная страна. Город и село. Проект «Родной город (село) | 1 | | |
Раздел «Природа» (7 ч) |
1. | Неживая и живая природа. Явления природы. Практическая работа № 1 «Измерение температуры» | 1 | | |
2. | Что такое погода? В гости к осени. Экскурсия № 1. Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Звёздное небо. | 1 | | |
3. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Составные части гранита» | 1 | | |
4. | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека | 1 | | |
5. | Какие бывают растения. Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | 1 | | |
6. | Дикорастущие и культурные растения Практическая работа № 3 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Дикие и домашние животные. | 1 | | |
7. | Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 | | |
Раздел «Жизнь города и села» 3 (ч) |
1. | Что такое экономика? Из чего что сделано? Как построить дом | 1 | | |
2. | Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | | |
3. | В гости к зиме. Экскурсия №2 | 1 | | |
Раздел «Здоровье и безопасность» (3 ч) |
1. | Строение тела человека. Если хочешь быть здоров | 1 | | |
2. | Берегись автомобиля! Практическая работа № 4. Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар! На воде и в лесу. | 1 | | |
3. | Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест № 4 | 1 | | |
Раздел «Общение» 1 (ч) |
| Наша дружная семья. Проект «Родословная» | 1 | | |
Раздел «Путешествия» 2 (ч) |
| Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. | 1 | | |
| Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | | |
| ИТОГО: | 17 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1, 2, 3, 4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2012;
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1,2 кл. (ч.1,2) 3 кл. (ч.1,2) 4 кл. (ч. 1,2)
И.Ф. Яценко «Контрольно-измерительные материалы» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;
Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 1,2,3,4 кл.
Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2010.
Наглядные пособия:
натуральные живые пособия – комнатные растения;
гербарии; коллекции насекомых; микропрепараты;
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
географические и исторические карты.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор