Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Ручной труд
Класс: 4
Учебный год: 2020-2021
Учитель: Москвитина Ольга Семёновна
Квалификационная категория: первая
с. Новая Брянь
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.М. Щербаковой «Ручной труд», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Программа ориентирована на учебник: Л.А. Кузнецова Ручной труд 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019 Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по технологии, который доступен большинству школьников.
Изучение трудового обучения по адаптированной программе направлено на достижение следующих целей: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них общетрудовых, организационных умений и навыков, а также готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.
Цель программы обучения: способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного материала
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный | Достаточный |
- название инструментов, используемых в работе; -правила безопасной работы с ножницами, иголкой, шилом, проволокой и клеем. - делать рациональную разметку по шаблону и линейке; - научиться работать с циркулем для разметки картона и бумаги; - смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы; - научиться резать бумагу и картон ножницами по линиям разметки (прямым и кривым); - научиться размещать на листе бумаги или картона элементы аппликации и наклеивать их; - делать обработку углов изделия при окантовке; - научиться сгибать картон и склеивать по стыкам; - научиться склеивать бумагой объемные изделия; - получить знания о способах обработки древесины; - научиться наклеивать материалоотходы (опилки) на картон; - сгибать и резать проволоку при помощи инструментов; - научиться выполнять косой обмёточный стежок; -уметь обметывать края изделия косым обметочным стежком; -научиться сметывать изделие по краям; - вышивать по линиям рисунка; | - анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их соединения; - планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту; - составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; - сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать результаты сравнения в устном высказывании; - определять форму заготовки по объёмному образцу несложной конструкции; - осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом; - готовить отчёт о выполненной работе, включив него название изделия и материалов, из которых оно выполнено; его назначение и тд.; - описывать последовательность операций по изготовлению изделия; - оценивать степень сложности работы. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе;
-положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Регулятивные базовые учебные действия:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
-работать с учебными принадлежностями(инструментами)
-организовывать рабочее место;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
-оценивать действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание курса
Работа с бумагой и картоном.
Проверка знаний о бумаге. Совершение умений дифференцировать и объединять в группы материалы. Инструменты и приспособления. Повторение видов работы с бумагой. Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой. Формирование умения устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.
Технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских работ; применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.); организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; правила безопасной работы.
Работа с тканью.
Сведения о ткани и нитках. Получение ткани и её применение. Умение различать стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение. Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Работа с различными материалами.
Работа с металлом. Изделия из проволоки.
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам. Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приёмы работы. Правильная хватка инструмента.
Работа с деревом. Изделия из древесины.
Технические сведения. Распространённые в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Ремонтные работы.
Технические сведения. Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания пуговиц. Практические работы: Изготовление вешалки. Соединение вешалки с изделием. Стачивание распоровшегося шва. Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.
Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Знакомство с производством книг. Практические работы. Ремонт книг.
Поурочное планирование по предмету «Ручной труд» для 4 класса
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I четверть – 9 часов |
| Материалы, инструменты используемые на уроках ручного труда. | 1ч | Повторить инструкции по технике безопасности на уроках труда. Проверка организационных навыков. Правила подготовки рабочего места перед началом урока Правила уборки своего рабочего места. Правила обращения с ножницами и с иглой. |
1. | Материалы, инструменты используемые на уроках ручного труда. Правила обращения с ножницами и с иглой | 1 |
| Работа с бумагой и картоном | 3ч | |
2. | Материалы, инструменты и приспособления. Виды бумаги. Свойства бумаги. Цвет бумаги. | 1 | Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Разметка бумаги, сгибание треугольника пополам и соединение нижних углов с вершиной. Склеивание деталей и сборка изделия с помощью клея. Обучение складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе фигуры рыбки. |
3. | Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка. | 1 |
4. | Фигурка «Рыбка». Складывание простых форм из квадрата. | 1 |
| Работа с тканью | 2 ч | |
5. | Виды ткани. Цвет ткани. Процесс ткачества. Инструменты и приспособления. | 1 | Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. |
6. | Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка» | 1 |
| Работа с бумагой и картоном. | 2 ч | |
7. | Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок». | 1 | Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. Практическая работа. Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. Контролировать, корректировать, оценивать выполнение работы. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности. |
8. | Игрушка из бумажных кругов «Попугай». | 1 |
9. | Разметка прямоугольника с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом». | | Расширение представлений об изделиях декоративно-прикладного искусства (коврах). Закрепление понятия «геометрический орнамент» и знаний о пространственном размещении его элементов. Усвоение геометрического понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки и угольника. Развитие пространственной ориентировки при составлении |
II четверть – 7 часов |
| Работа с тканью | 4 ч | |
1. | Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. Украшающий стежок «через край». | 1 | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из ткани, совершенствование умения анализировать объект, выделять его признаки, свойства и детали. Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место. Развитие точности и координации движений рук и дифференциации движений пальцев в процессе шитья. |
2. | Изделие «Салфетка-прихватка». Раскрой изделия. | 1 |
3-4. | Пошив изделия «Салфетка - прихватка». | 1 |
| Работа с металлом | 1 ч | |
5. | Виды металлов. Свойства металлов. Технология ручной обработки металла. Изделие «Дерево». | 1 | Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла. Формирование представлений о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Обучать приёмам формообразования изделий из фольги. Дифференциация движений пальцев. Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Практическая работа по изготовлению изделия. |
| Работа с бумагой и картоном | 2 ч | |
6. | Деление круга на равные части способом складывания. Складывание снежинки в технике оригами. | 1 | Практическая работа. Использовать умения работать с циркулем, по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу. Контролировать, корректировать, оценивать выполнение работы. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий. |
7. | Изделие «Объёмное ёлочное украшение». | 1 |
III четверть- 10 часов |
| Работа с бумагой и картоном. | 1 ч | |
1. | Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр». | 1 | Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. Практическая работа. |
| Работа с нитками. | 3 ч | |
2. | Связывание ниток в пучок. | 1 | Работа с текстом учебника. Беседа по вопросам. Практическая работа. Использовать умения работать с нитками, оформлять изделие по собственному замыслу. Контролировать, корректировать, оценивать выполнение работы. Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий). |
3. | Технология изготовления цветов из ниток. Изделие «Цветок из ниток». | 1 |
4. | Изделие «Помпон из ниток». | 1 |
| Работа с проволокой | 3ч | |
5. | Экскурсия в слесарную мастерскую. | | Закрепление и расширение знаний о видах проволоки, её свойствах, приёмов её сгибания. Развитие воображения, внимания, точности, координации движения рук, регуляции мышечного усилия. Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. Практическая работа. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов. |
6. | Изгибание проволоки. Технология изготовления декоративных фигурок. | 1 |
7. | Изделия из проволоки, бумаги и «Паук». | 1 |
| Работа с бумагой. | 1 ч | |
8. | Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка». | 1 | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги. Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закрепление знаний о приёмах сгибания бумаги (с угла на угол, пополам и др.) закрепление умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки. |
| Работа с древесиной | 1 ч | |
9. | Древесина, материалы, инструменты. Свойства древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок». | 1 | Ознакомление с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приёмам заточки карандаша, соединения кусочков стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. |
| Ремонт одежды | 3 ч | |
10. | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Технология пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 1 | Закрепление знаний о пуговицах. Расширение знаний о форме пуговиц и их применении для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев. |
IV четверть – 8 часов |
1. | Технология пришивания пуговиц с ушком. | 1 | Расширение знаний о форме пуговиц и их применении для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений рук и дифференциации движения пальцев. |
2. | Изготовление и пришивание вешалки. | 1 | Формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды. Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. |
| Картонажно-переплётные работы. | 2 ч | |
3. | Картонажно – переплетные работы. Картонажные изделия. | 1 | Работа с текстом учебника, индивидуальная работа по карточкам. Беседа по вопросам. Практическая работа. |
4. | Изготовление записной книжки - раскладушки с переплётной крышкой. | 1 |
| Ручные швейные работы | 2ч | |
5. | Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Шов «назад иголка». | 1 | Изготовление лекала игольника, разметка и выкраивание заготовки, разметка и вышивание рисунка, сшивание краёв заготовки строчкой петлеобразного стежка, набивание игольника ватой, зашивание отверстия петлеобразными стежками. Экономно расходовать материалы при выполнении работы. Объяснять последовательность выполнения работы. |
.6-7 | Пошив изделия «Подушечка для игл». | 1 |
| Контрольная работа | 1 ч | |
34. | Тестирование в рамках промежуточной аттестации. | 1 | Систематизация знаний. Работа с тестом. |
| Итого: | 34 ч | |
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Виды контроля:
-текущий контроль,
-периодический (рубежный) контроль,
-итоговый контроль.
Методы контроля:
-словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам);
-практический контроль (упражнения, выполнение практических,)
В конце года проводится тестирование в рамках промежуточной аттестации.
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка проводится в следующих формах:
-устный опрос;
-практическая работа;
-тесты и др.
Знания и умения обучающихся по ручному труду оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.
При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.
Оценка знаний обучающихся:
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5»:
— полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
— четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
— для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
— раскрыто основное содержание материала;
— в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;
— ответ самостоятельный;
—определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
— усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
— определения понятий недостаточно четкие;
— не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
— допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.
Оценка «2» не ставится.
Оценка практических работ знаний обучающихся:
Отметка «5»:
- самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовил инструменты и рабочий материал;
- во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;
- темп работы высокий.
Отметка «4»:
- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;
- работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;
- темп работы средний.
Отметка «3»:
- правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;
- работа не выполнена в заданное время;
- работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
- не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.
Оценка «2» не ставится обучающемуся.
Оценка теста обучающихся:
Отметка «5»:
- получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Отметка «3»:
- соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Контрольно-измерительный материал
Тест по предмету «Ручной труд»
Цель работы – выяснить уровень овладения учащимися основными знаниями и умениями по трудовому обучению за курс начальной школы.
Прочитай задание, выбери правильный ответ и подчеркни его.
1. Работать – это значит:
а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;
б) играть;
в) трудиться и играть.
2. Закончи высказывания о материалах и инструментах.
То, из чего изготавливают изделия, - это… (материал).
То, чем работают, - это… (инструменты).
3. Подчеркни, что относится к природным материалам.
Листья, желуди, картон, цветы, бумага, семена, кора, ткань.
4. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:
а) игла;
б) пластилин;
в) бумага;
г) ножницы;
д) ткань;
е) клей.
5. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, рвётся, разноцветная – это… (бумага).
б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это… (картон).
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это... (пластилин).
6. Подчеркни названия инструментов.
Ножницы, пластилин, мел, молоток, бумага, ткань, игла, нитки, лопата, клей, глина.
7. Выбери инструменты при работе с бумагой.
а) ножницы;
б) игла;
в) линейка;
г) карандаш
8. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?
а) аппликация;
б) оригами;
в) вышивка.
9. Укажи цифрами порядок выполнения аппликации:
вырежи;
разметь детали;
приклей.
10. Подумай, как связаны слова в первой паре и допиши подходящее по смыслу слово вместо пропуска.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену __________________________ (забивают).
Топором рубят, а пилой _________________________________________ (пилят).
Платье шьют, а шарф ___________________________________________ (вяжут).
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы
Базовый учебник:
Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова. :- М.: Просвещение, 2018
Литература для учителя:
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 2009.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 2014. – 416 с.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 208 с., ил.
Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.
Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 176 с.
Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2009. – 152 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 2012. – 58 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 270 с.
Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2009
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 2004 г.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 2008 г.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,2002 г.
Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М., 2006 г.
Гусакова М.А. Аппликация. М., 2007 г.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2009 г.
Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,2008 г.
Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 2010 г.
Лиштван З.В. Конструирование. М., 2011 г.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 2010 г.
Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 2006 г.
Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.
Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.
Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.
Литература для учащихся:
Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 2006.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 2005.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012.
- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007.
Литература для родителей:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,
- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008.
Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 2008. - № 11/12.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 2005.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.
Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 2005, №10.
Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2010.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с., ил.
Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов)
www.detstvоpress.ru издательство «Детство – пресс».
www.uchitel.avtlg.ru – издательство «Учитель»
http://pedmir.ru- издательство СМИ «Педагогический мир»
www.viki.rdf.ru
http://all-origami.ru/
http://ru.wikipedia.
http://www.librero.ru/