ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Мир природы и человека» и «Природоведение» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Мир природы и человека» во 2 классе отводит 2 часа в неделю: на дому с учителем – 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 1,5 часа в неделю. Всего 68 часов в год. На изучение курса «Природоведение» во 2 классе отводится 1 час в неделю: на дому с учителем – 0,5 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 0,5 часа в неделю. Всего 34 часа в год
Данная программа ориентирована на использование учебников:
- Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А.Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека». Учебник для 2 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2 частях
- Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О. Куртова «Живой мир». Учебник для 2 класса для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи реализации содержания:
Овладение элементарными представлениями о живой и неживой природе.
Практическое взаимодействие с окружающим миром, развитие ориентации в ближайшем окружении.
Формирование доступных представлений о животном и растительном мире, о человеке.
Усвоение правил безопасного для мира природы поведения человека.
Развитие активности, интереса к явлениям и объектам неживой и живой природы.
Содержание учебного предмета
Временные представления.
• Узнавание/различение частей суток: утро, день, вечер, ночь
• Представление о сутках как о последовательности: утро, день, вечер, ночь
• Соотнесение частей суток с видами деятельности
• Определение частей суток по расположению солнца
• Узнавание/различение времен года: весна, лето, осень, зима по характерным признакам
• Узнавание/различение явлений природы: дождь, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер, снегопад
• Соотнесение явлений природы с временами года
Животный мир
• Знание основных признаков животного
• Узнавание/различение домашних и диких животных: кот и рысь, собака и волк
• Знание строения рыб
Объекты природы
• Знание значения солнца в жизни человека и в природе
• Определение месторасположения земли и неба
Растительный мир
• Узнавание/различение частей растений: корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок
• Знание строения дерева: ствол, корень, ветки, листья
• Узнавание/различение: фруктов по внешнему виду, вкусу, запаху
• Узнавание/различение: овощей по внешнему виду, вкусу, запаху
• Различение съедобных и несъедобных частей овоща и фрукта
Гигиена тела
• Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук
• Вытирание лица
• Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица
• Чистка зубов
• Полоскание полости рта
• Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой
• Расчесывание волос
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
объекты природы: камни, почва, семена
комнатные растения; муляжи овощей, фруктов
пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными
различные календари; изображения сезонных изменений в природе
схемы пищеварительной системы человека
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках;
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, картинках;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Личностные:
осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;
умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости;
первоначальное осмысление социального окружения;
развитие самостоятельности;
овладение общепринятыми правилами поведения;
наличие интереса к практической деятельности.
Предметные:
формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
формирование первоначальных представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы урока. Раздел. Мир природы и человека | Кол-во часов | Дата по факту | Дата по плану |
Индивидуальное обучение с учителем на дому | Самостояте-льное освоение программы предмета с родителями |
| Неживая природа. Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. | 0,5 | 1,5 | 02.09 | |
| Сутки. Долгота дня летом. Долгота дня зимой | 0,5 | 1,5 | 09.09 | |
| Времена года. Осень. | 0,5 | 1,5 | 16.09 | |
| Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью | 0,5 | 1,5 | 23.09 | |
| Обобщение знаний по теме «Осень» | 0,5 | 1,5 | 30.09 | |
| Живая природа. Растения. Части растений. Жизнь растений | 0,5 | 1,5 | 07.10 | |
| Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые | 0,5 | 1,5 | 14.10 | |
| Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 0,5 | 1,5 | 21.10 | |
| Овощи. Огород. Овощи в питании человека | 0,5 | 1,5 | 11.11 | |
| Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека | 0,5 | 1,5 | 18.11 | |
| Уход за растениями сада и огорода | 0,5 | 1,5 | 25.11 | |
| Животные. Кошка и рысь. Породы кошек | 0,5 | 1,5 | 02.12 | |
| Собака и волк. Породы собак | 0,5 | 1,5 | 09.12 | |
| Рыбы | 0,5 | 1,5 | 16.12 | |
| Времена года. Зима. | 0,5 | 1,5 | 23.12 | |
| Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой | 0,5 | 1,5 | 13.01 | |
| Обобщение знаний по теме «Зима» | 0,5 | 1,5 | 20.01 | |
| Человек. Гигиена тела человека. | 0,5 | 1,5 | 27.01 | |
| Органы пищеварения. | 0,5 | 1,5 | 03,02 | |
| Питание человека | 0,5 | 1,5 | 10.02 | |
| Правила питания | 0,5 | 1,5 | 17.02 | |
| Профилактика отравлений | 0,5 | 1,5 | 24.02 | |
| Обобщение знаний по теме «Человек» | 0,5 | 1,5 | 03.03 | |
| Времена года. Весна | 0,5 | 1,5 | 10.03 | |
| Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной | 0,5 | 1,5 | 17.03 | |
| Обобщение знаний по теме «Весна» | 0,5 | 1,5 | 24.03 | |
| Неживая природа. Вода | 0,5 | 1,5 | 07.04 | |
| Вода горячая и холодная | 0,5 | 1,5 | 14.04 | |
| Температура воды | 0,5 | 1,5 | 21.04 | |
| Вода в природе | 0,5 | 1,5 | 28.04 | |
| Значение воды | 0,5 | 1,5 | 05.05 | |
| Времена года. Лето | 0,5 | 1,5 | 12.05 | |
| Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом | 0.5 | 1,5 | 19.05 | |
| Обобщение знаний по теме «Лето» | 0,5 | 1,5 | 26.05 | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы урока. Раздел. Природоведение | Кол-во часов | Дата по факту | Дата по плану |
Индивидуальное обучение с учителем на дому | Самостояте-льное освоение программы предмета с родителями |
| Неживая природа. Долгота дня. Влияние солнца на смену времён года. | 0,5 | 0,5 | 02.09 | |
| Сутки. Долгота дня летом. Долгота дня зимой | 0,5 | 0,5 | 09.09 | |
| Времена года. Осень. | 0,5 | 0,5 | 16.09 | |
| Растения осенью. Животные осенью. Занятия людей осенью | 0,5 | 0,5 | 23.09 | |
| Обобщение знаний по теме «Осень» | 0,5 | 0,5 | 30.09 | |
| Живая природа. Растения. Части растений. Жизнь растений | 0,5 | 0,5 | 07.10 | |
| Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Растения светолюбивые и тенелюбивые | 0,5 | 0,5 | 14.10 | |
| Комнатные растения. Уход за комнатными растениями | 0,5 | 0,5 | 21.10 | |
| Овощи. Огород. Овощи в питании человека | 0,5 | 0,5 | 11.11 | |
| Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека | 0,5 | 0,5 | 18.11 | |
| Уход за растениями сада и огорода | 0,5 | 0,5 | 25.11 | |
| Животные. Кошка и рысь. Породы кошек | 0,5 | 0,5 | 02.12 | |
| Собака и волк. Породы собак | 0,5 | 0,5 | 09.12 | |
| Рыбы | 0,5 | 0,5 | 16.12 | |
| Времена года. Зима. | 0,5 | 0,5 | 23.12 | |
| Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой | 0,5 | 0,5 | 13.01 | |
| Обобщение знаний по теме «Зима» | 0,5 | 0,5 | 20.01 | |
| Человек. Гигиена тела человека. | 0,5 | 0,5 | 27.01 | |
| Органы пищеварения. | 0,5 | 0,5 | 03,02 | |
| Питание человека | 0,5 | 0,5 | 10.02 | |
| Правила питания | 0,5 | 0,5 | 17.02 | |
| Профилактика отравлений | 0,5 | 0,5 | 24.02 | |
| Обобщение знаний по теме «Человек» | 0,5 | 0,5 | 03.03 | |
| Времена года. Весна | 0,5 | 0,5 | 10.03 | |
| Растения весной. Животные весной. Занятия людей весной | 0,5 | 0,5 | 17.03 | |
| Обобщение знаний по теме «Весна» | 0,5 | 0,5 | 24.03 | |
| Неживая природа. Вода | 0,5 | 0,5 | 07.04 | |
| Вода горячая и холодная | 0,5 | 0,5 | 14.04 | |
| Температура воды | 0,5 | 0,5 | 21.04 | |
| Вода в природе | 0,5 | 0,5 | 28.04 | |
| Значение воды | 0,5 | 0,5 | 05.05 | |
| Времена года. Лето | 0,5 | 0,5 | 12.05 | |
| Растения летом. Животные летом. Занятия людей летом | 0.5 | 0,5 | 19.05 | |
| Обобщение знаний по теме «Лето» | 0,5 | 0,5 | 26.05 | |