СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «окружающий социальный мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей ОВЗ 8 вид, 2 вариант

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «окружающий социальный мир»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного

Советского района»


Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300

учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»

протокол №1 от 29.08.2024г. от 02.09.2024г.

Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»



Класс: 4

Всего часов: 68

Часы работы с учителем: 34ч

Часы самоподготовки – 34 ч

Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью


Учитель начальных классов С.И. Морозова




2024 – 2025 г






Аннотация

Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны, на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».

В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирование.

Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),

  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Количество учебных часов

На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.


  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.

  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Представления о социальных роляхлюдей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

  • Умение находить друзей на основе личных симпатий.

  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.

  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

  • Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

  • Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

  • Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.

Представление о стране проживания Россия.

  • Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.

  • Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).

  • Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.


  1. Содержание учебного предмета

Школа (14 ч.)

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях детского дома, в школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).

Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.

Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Квартира, дом, двор (16 ч.)

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка). Представление о помещениях (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе.

Представление о благоустройстве дома (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Предметы быта (7 ч.)

Представления о доме, о расположенных в них объектах: светильник, свечи, зеркало, ваза, статуэтки, телевизор, утюг, электрический чайник, фен, кондиционер. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме.

Продукты питания (5 ч.)

Различение молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.

Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 ч.)

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.

Традиции, обычаи (4 ч.)

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.

Страна (3 ч.)

Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России.

Город (10 ч.)

Представление о улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.

Транспорт (5 ч.)

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.



  1. Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий социальный мир в 4классе


Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дом. задание

(самоподготовка)

Дата проведе

ния


Традиции, обычаи (2ч)



1

Знание традиций и атрибутов праздников. 1 сентября – День знаний

1



2

Знание школьных традиций

1

+



Школа (14ч)

14ч



3

Различение помещений школы

1

+


4

Знание назначения помещений школы

1



5

Знание профессий людей, работающих в школе

1

+


6

Соотнесение работника школы с его профессией

1



7

Узнавание участков школьной территории

1

+


8

Различение участков школьной территории

1



9

Знание назначения участков школьной территории

1



10

Знание правил поведения на территории школы

1

+


11

Соблюдение правил поведения на территории школы

1



12

Знание распорядка школьного дня

1

+


13

Соблюдение распорядка школьного дня

1



14

Узнавание школьных принадлежностей

1

+


15

Различение школьных принадлежностей

1



16

Знание назначения школьных принадлежностей

1

+



Квартира, дом, двор (16ч)

16ч



17

Узнавание частей дома

1

+


18

Различение частей дома

1



19

Узнавание типов домов

1



20

Различение типов домов

1

+


21

Соблюдение правил при пользовании лифтом

1



22

Узнавание своего домашнего адреса

1

+


23

Узнавание частей территории двора

1



24

Различение частей территории двора

1

+


25

Знание правил безопасности и поведения во дворе

1



26

Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе

1



27

Узнавание вредных насекомых, грызунов, живущих в доме

1



28

Различение вредных насекомых, грызунов, живущих в доме

1



29

Представление о вреде, который приносят вредные насекомые

1



30

Знание и соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации

1



31

Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном

1



32

Соблюдение последовательности действий при пользовании компьютером

1




Предметы быта (7ч)



33

Узнавание и различение предметов интерьера. Светильник, свечи.

1



34

Узнавание и различение предметов интерьера. Зеркало, ваза, статуэтки.

1



35

Знание назначения предметов интерьера

1



36

Узнавание и различение электробытовых приборов. Телевизор, утюг, микроволновая печь.

1



37

Узнавание и различение электробытовых приборов. Электрический чайник, фен, кондиционер.

1



38

Знание назначения электроприборов

1



39

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором

1




Продукты питания (5ч)



40

Узнавание и различение молочных продуктов по внешнему виду

1



41

Узнавание и различение молочных продуктов по внешнему виду

1



42

Узнавание и различение молочных продуктов на вкус

1



43

Узнавание упаковок с молочным продуктом

1



44

Знание правил хранения молочных продуктов

1




Традиции, обычаи (2ч)



45

Знание традиций и атрибутов праздников. 23 февраля.

1



46

Знание традиций и атрибутов праздников. 8 марта.

1




Предметы и материалы, изготовленные человеком (4ч)



47

Узнавание и различение инструментов, с помощью которых работают с бумагой

1



48

Узнавание и различение предметов, изготовленных из стекла. Оконное стекло, очки.

1



49

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла

1



50

Узнавание и различение инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла)

1




Страна (3ч)

1



51

Знание названия государства, в котором мы живем

1



52

Знание государственной символики

1



53

Узнавание президента РФ

10ч




Город (10ч)

1



54

Узнавание и различение профессий. Врач, продавец, кассир.

1



55

Узнавание и различение профессий. Повар, строитель, парикмахер.

1



56

Знание особенностей деятельности людей разных профессий

1



57

Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах

1



58

Узнавание и различение частей территории улицы

1



59

Узнавание и различение технических средств организации дорожного движения. Дорожный знак «Пешеходный переход»

1



60

Узнавание и различение технических средств организации дорожного движения. Разметка «зебра», светофор.

1



61

Знание и соблюдение правил перехода улицы

1



62

Знание правил поведения на улице

1



63

Соблюдение правил поведения на улице

1




Транспорт (5ч)



64

Узнавание и различение специального транспорта

1



65

Знание назначения специального транспорта

1



66

Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте

1



67

Соотнесение деятельности с профессией

1



68

Знание места посадки и высадки из автобуса

1