Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 с. Отказного
Советского района»
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена приказом № 300
учителей начальных классов Зам.директора по УВР по МОУ «СОШ №7 с. Отказного»
протокол №1 от 29.08.2024г. от 02.09.2024г.
Руководитель МО______Л.В.Дудкина _________Д.Г. Барсукова Директор школы_____Г.В.Руденко
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Класс: 4
Всего часов: 68
Часы работы с учителем: 34ч
Часы самоподготовки – 34 ч
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом АООП обучающихся с умственной отсталостью
Учитель начальных классов С.И. Морозова
2024 – 2025 г
Аннотация
Данная рабочая программа разработана для ученицы 4б класса Куманиной Маргариты Александровны, на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, планируемые образовательные результаты, содержание программы, поурочно - тематическое планирование.
Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Представления о мире, созданном руками человека
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных роляхлюдей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Содержание учебного предмета
Школа (14 ч.)
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях детского дома, в школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.).
Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения.
Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Квартира, дом, двор (16 ч.)
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка). Представление о помещениях (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет). Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе.
Представление о благоустройстве дома (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Предметы быта (7 ч.)
Представления о доме, о расположенных в них объектах: светильник, свечи, зеркало, ваза, статуэтки, телевизор, утюг, электрический чайник, фен, кондиционер. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме.
Продукты питания (5 ч.)
Различение молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.
Предметы и материалы, изготовленные человеком (4 ч.)
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.
Традиции, обычаи (4 ч.)
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях.
Страна (3 ч.)
Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России.
Город (10 ч.)
Представление о улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.
Транспорт (5 ч.)
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Календарно-тематическое планирование по предмету окружающий социальный мир в 4классе
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дом. задание (самоподготовка) | Дата проведе ния |
| Традиции, обычаи (2ч) | 2ч | | |
1 | Знание традиций и атрибутов праздников. 1 сентября – День знаний | 1 | | |
2 | Знание школьных традиций | 1 | + | |
| Школа (14ч) | 14ч | | |
3 | Различение помещений школы | 1 | + | |
4 | Знание назначения помещений школы | 1 | | |
5 | Знание профессий людей, работающих в школе | 1 | + | |
6 | Соотнесение работника школы с его профессией | 1 | | |
7 | Узнавание участков школьной территории | 1 | + | |
8 | Различение участков школьной территории | 1 | | |
9 | Знание назначения участков школьной территории | 1 | | |
10 | Знание правил поведения на территории школы | 1 | + | |
11 | Соблюдение правил поведения на территории школы | 1 | | |
12 | Знание распорядка школьного дня | 1 | + | |
13 | Соблюдение распорядка школьного дня | 1 | | |
14 | Узнавание школьных принадлежностей | 1 | + | |
15 | Различение школьных принадлежностей | 1 | | |
16 | Знание назначения школьных принадлежностей | 1 | + | |
| Квартира, дом, двор (16ч) | 16ч | | |
17 | Узнавание частей дома | 1 | + | |
18 | Различение частей дома | 1 | | |
19 | Узнавание типов домов | 1 | | |
20 | Различение типов домов | 1 | + | |
21 | Соблюдение правил при пользовании лифтом | 1 | | |
22 | Узнавание своего домашнего адреса | 1 | + | |
23 | Узнавание частей территории двора | 1 | | |
24 | Различение частей территории двора | 1 | + | |
25 | Знание правил безопасности и поведения во дворе | 1 | | |
26 | Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе | 1 | | |
27 | Узнавание вредных насекомых, грызунов, живущих в доме | 1 | | |
28 | Различение вредных насекомых, грызунов, живущих в доме | 1 | | |
29 | Представление о вреде, который приносят вредные насекомые | 1 | | |
30 | Знание и соблюдение правил поведения в чрезвычайной ситуации | 1 | | |
31 | Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном | 1 | | |
32 | Соблюдение последовательности действий при пользовании компьютером | 1 | | |
| Предметы быта (7ч) | 7ч | | |
33 | Узнавание и различение предметов интерьера. Светильник, свечи. | 1 | | |
34 | Узнавание и различение предметов интерьера. Зеркало, ваза, статуэтки. | 1 | | |
35 | Знание назначения предметов интерьера | 1 | | |
36 | Узнавание и различение электробытовых приборов. Телевизор, утюг, микроволновая печь. | 1 | | |
37 | Узнавание и различение электробытовых приборов. Электрический чайник, фен, кондиционер. | 1 | | |
38 | Знание назначения электроприборов | 1 | | |
39 | Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором | 1 | | |
| Продукты питания (5ч) | 5ч | | |
40 | Узнавание и различение молочных продуктов по внешнему виду | 1 | | |
41 | Узнавание и различение молочных продуктов по внешнему виду | 1 | | |
42 | Узнавание и различение молочных продуктов на вкус | 1 | | |
43 | Узнавание упаковок с молочным продуктом | 1 | | |
44 | Знание правил хранения молочных продуктов | 1 | | |
| Традиции, обычаи (2ч) | 2ч | | |
45 | Знание традиций и атрибутов праздников. 23 февраля. | 1 | | |
46 | Знание традиций и атрибутов праздников. 8 марта. | 1 | | |
| Предметы и материалы, изготовленные человеком (4ч) | 4ч | | |
47 | Узнавание и различение инструментов, с помощью которых работают с бумагой | 1 | | |
48 | Узнавание и различение предметов, изготовленных из стекла. Оконное стекло, очки. | 1 | | |
49 | Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла | 1 | | |
50 | Узнавание и различение инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла) | 1 | | |
| Страна (3ч) | 1 | | |
51 | Знание названия государства, в котором мы живем | 1 | | |
52 | Знание государственной символики | 1 | | |
53 | Узнавание президента РФ | 10ч | | |
| Город (10ч) | 1 | | |
54 | Узнавание и различение профессий. Врач, продавец, кассир. | 1 | | |
55 | Узнавание и различение профессий. Повар, строитель, парикмахер. | 1 | | |
56 | Знание особенностей деятельности людей разных профессий | 1 | | |
57 | Знание и соблюдение правил поведения в общественных местах | 1 | | |
58 | Узнавание и различение частей территории улицы | 1 | | |
59 | Узнавание и различение технических средств организации дорожного движения. Дорожный знак «Пешеходный переход» | 1 | | |
60 | Узнавание и различение технических средств организации дорожного движения. Разметка «зебра», светофор. | 1 | | |
61 | Знание и соблюдение правил перехода улицы | 1 | | |
62 | Знание правил поведения на улице | 1 | | |
63 | Соблюдение правил поведения на улице | 1 | | |
| Транспорт (5ч) | 5ч | | |
64 | Узнавание и различение специального транспорта | 1 | | |
65 | Знание назначения специального транспорта | 1 | | |
66 | Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте | 1 | | |
67 | Соотнесение деятельности с профессией | 1 | | |
68 | Знание места посадки и высадки из автобуса | 1 | | |