СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью ( вариант8.1). 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью по предмету "Мир природы и человека" . 2 класс. Данная программа расчитана на 34 ч в год (1 раз в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью ( вариант8.1). 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»

города Лиски Воронежской области














Адаптированная рабочая программа
для учащегося с умственной отсталостью

II «В» класса

Семченко Ивана















Составитель: Майорова Т.Н.















Нормативный срок изучения 1 год



МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

1.Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащегося 2 класса Семченко Ивана составлена на основе следующих нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Рабочая программа составлена на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы\ под редакцией В.В.Воронковой, - М.: Просвещение, 2009, для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;

- Авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.

- Устав МБОУ «СОШ №10» г.Лиски;

- Учебный план МБОУ «СОШ №10» г.Лиски.

Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Мир природы и человека. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (В 2 частях)/ Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Т.О. Куртова- Москва: Просвещение, 2023.

Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

1.Формировать у обучающегося знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширять представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развивать процессы анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширять кругозор и развитие у обучающегося умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формировать у обучающегося первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2024-2025 учебный год на изучение учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).

2.Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимся рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Предметные результаты на конец обучения во 2 классе:

Обучающийся усвоит следующие представления:

- о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека;

- о гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в живой и неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении тепла, света в жизни растений и животных.

Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют умениями:

• называть изученные объекты и явления;

• различать 2–3 вида комнатных растений, называть их части;

• ухаживать за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты;

• различать изученных домашних и диких животных, рыб;

• выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи;

• различать признаки времен года.

Получат возможность овладеть умениями:

• правильно называть изученные объекты и явления;

• различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

• различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

• различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

• выполнять элементарные гигиенические правила;

• различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающийся научится:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающийся научится:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


3. Содержание программы

Сезонные изменения в природе. Времена года.

Сезонные изменения в неживой природе. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Живая природа. Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Живая природа. Человек.

Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Влияние солнца на смену времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой.


4. Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Кол – во часов

Контр.

работа

1

Повторение.

2 ч



Влияние солнца на смену времен года.

1



Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1


2

Сезонные изменения в природе. Времена года.

5 ч



Времена года. Осень.

1



Растения осенью.

1



Животные осенью.

1



В гости к осени. Экскурсия в парк.

1



Занятия людей осенью.

1


3

Неживая природа

4 ч



Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

1



Вода в природе. Значение воды.

1



Вода в природе.

1



Значение воды.

1


4

Живая природа.

2 ч



Комнатные растения.

1



Части растений.

1


5

Сезонные изменения в природе. Времена года.

4 ч



Времена года. Зима.

1



Растения зимой.

1



Животные зимой.

1



Занятия людей зимой.

1


6

Живая природа.

8 ч



Жизнь растений.

1



Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1



Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1



Уход за растениями сада и огорода.

1



Дикие и домашние животные.

1



Кошка и рысь. Породы кошек.

1



Собака и волк. Породы собак.

1



Рыбы.

1


7

Сезонные изменения в природе. Времена года.

4 ч



В гости к весне.

1



Растения весной.

1



Животные весной.

1



Занятия людей весной.

1


8

Человек.

3 ч



Гигиена тела человека.

1



Органы пищеварения.

1



Питание человека.

1


9

Сезонные изменения в природе. Времена года.

2 ч



Лето. Растения и животные летом.

1



Занятия людей летом.

1



Итого:

34 ч



5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 Литература для учителя:

1.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

2.Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

4.Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

5.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О. 6.Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999

7.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.


Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков «Рассказы о животных»

Виталий Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета»

Евгений Чарушин «Тюпа, Томка и сорока».

Ольга Перовская «Ребята и зверята

Владимир Дуров «Мои звери»; «Мой дом на колесах»

Эдуард Успенский «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин «Зверье мое»

Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин «Тошка, собачий сын»

Юрий Дмитриев «Лесные загадки»

Николай Сладков «Лесные тайнички»

Интернет ресурсы:


 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

имени Заслуженного учителя Российской Федерации С.Н. Шепелева»

города Лиски Воронежской области





«Рассмотрено»



Руководитель МО



______________ _________



Протокол № ____ от



«____» ____________2024 г.













Календарно-тематическое планирование
учебного предмета

«Мир природы и человека»
для учащегося
II «В» класса

Семченко Ивана








Составитель: Майорова Т.Н.







2024-2025 учебный год

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Мир природы и человека»

№ п/п

Разделы, темы

Кол – во часов

Дата по плану

Дата по факту


Повторение.

2 ч



1

Влияние солнца на смену времен года.

1

05.09


2

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

12.09



Сезонные изменения в природе. Времена года.

5 ч



3

Времена года. Осень.

1

19.09


4

Растения осенью.

1

26.09


5

Животные осенью.

1

03.10


6

В гости к осени. Экскурсия в парк.

1

10.10


7

Занятия людей осенью.

1

17.10



Неживая природа

4 ч



8

Вода. Вода горячая и холодная. Температура воды.

1

24.10


9

Вода в природе. Значение воды.

1

07.11


10

Вода в природе.

1

14.11


11

Значение воды.

1

21.11



Живая природа.

2 ч



12

Комнатные растения.

1

28.11


13

Части растений.

1

05.12



Сезонные изменения в природе. Времена года.

4 ч



14

Времена года. Зима.

1

12.12


15

Растения зимой.

1

19.12


16

Животные зимой.

1

26.12


17

Занятия людей зимой.

1

09.01



Живая природа.

8 ч



18

Жизнь растений.

1

16.01


19

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1

23.01


20

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1

30.01


21

Уход за растениями сада и огорода.

1

06.02


22

Дикие и домашние животные.

1

13.02


23

Кошка и рысь. Породы кошек.

1

20.02


24

Собака и волк. Породы собак.

1

27.02


25

Рыбы.

1

06.03



Сезонные изменения в природе. Времена года.

4 ч



26

В гости к весне.

1

13.03


27

Растения весной.

1

19.03


28

Животные весной.

1

03.04


29

Занятия людей весной.

1

10.04



Человек.

3 ч



30

Гигиена тела человека.

1

17.04


31

Органы пищеварения.

1

24.04


32

Питание человека.

1

08.05



Сезонные изменения в природе. Времена года.

2 ч



33

Лето. Растения и животные летом.

1

15.05


34

Занятия людей летом.

1

22.05



Итого:

34 ч





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!