МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
________________________________________________________________
671325 Заиграевский район с. НоваяБрянь т./ф. 8 (30136) 53-302
ул. Школьная, 5. эл.адрес: [email protected]
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР: __________ Д.В. Дашиева от____________________ | «Утверждено» Директор школы: _________Е.Г.Сапожникова от______________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: ИЗО
Класс: 2
Учебный год: 2023-2024
Учитель: Финаева Ольга Сергеевна
Квалификационная категория: первая
с. Новая Брянь
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПин1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООПУО(вариант1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34часа в год (1час в неделю).
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе определяет следующие задачи:
развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирование образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания;
формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству, потребности к изображению воспринимаемой действительности, желания овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности;
формирование приемов рассматривания объектов, явлений окружающей действительности, произведений изобразительного искусства и народного творчества;
обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения;
формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе над аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными художественными материалами.
Основные направления коррекционной работы.
1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти.
3.Развитие основных мыслительных операций и речи:
умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.
умение планировать деятельность;
умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;
умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4.Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления;
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Место реализации Адаптированной рабочей программы
по предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 2 класса
Минимальный уровень:
использовать материалы для рисования, аппликации, лепки;
рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону);
рисовать простым карандашом различные виды линий;
знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения;
организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя;
владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
Достаточный уровень:
знать о работе художника, ее особенностях;
выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги;
рисовать предметы самостоятельно от руки;
передавать основные смысловые связи в несложном рисунке;
выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета;
знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково);
знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками;
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец).
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» во 2 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений
Оценка предметных результатов во время обучения во 2 классе в 1 и 2 триместре не проводится. Результат продвижения второклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися, следующее:
«верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
«частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
«неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %.
Начиная с 3 триместра знания и умения обучающихся по изобразительному искусству во 2 классе оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя.
Оценка «2» - не ставится.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
На втором году обучения осуществляется закрепление полученных знаний о художественных материалах и технических способах работы с ними.
В лепке закрепляется прием размазывания пластилина внутри силуэта (низкий рельеф). В работе над аппликацией у обучающихся закрепляются умения вырезать силуэт изображения по линии сложенного контура.
Изучаются приемы работы с акварельными красками – в сравнении с приемами работы гуашью.
Особое место отведено способам выделения изображения из фона, поскольку обучающимися эта задача самостоятельно не решается.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1 | «Обучение композиционной деятельности» | 11 | - |
2 | «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» | 10 | - |
3 | «Обучение восприятию произведений искусства» | 2 | - |
4 | «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» | 11 | - |
Итого: | 34 | - |
Календарно тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Здравствуй, золотая осень! Рисование | | |
2 | Рисование разных линий | | |
3 | Ветка с вишнями. Лепка | | |
4 | Грибы. Рисование | | |
5 | Форма и цвет разных деревьев. Аппликация | | |
6 | Деревья. Береза, елка осенью | | |
7 | Овощи и фрукты. Рисование | | |
8 | Смешивание красок. Гуашь | | |
9 | Белые уточки на реке. Рисование | | |
10 | Акварельные краски | | |
11 | Рисование фона. Небо | | |
12 | Главные цвета. Составные цвета | | |
13 | Рисование картины. Акварель | | |
14 | Лепка игрушек. Кубики | | |
15 | Снеговик. Лепка | | |
16 | Рисунок «Снеговики во дворе». Гуашь | | |
17 | Рисование веточки ели с новогодними шарами | | |
18 | Панорама «В лесу зимой» | | |
19 | Панорама «В лесу зимой» | | |
20 | Аппликация «Медведь» | | |
21 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора. Рисование Дымковской игрушки. | | |
22 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора. Рисование Дымковской игрушки. | | |
23 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора. Рисование Дымковской игрушки. | | |
24 | Рисование птиц. Гуашь | | |
25 | Аппликация «Домик для птиц» | | |
26 | Рисунок «Ваза» | | |
27 | Цветы в работах известных художников | | |
28 | Открытка к 1и 9 Мая | | |
29 | Открытка к 1 и 9 Мая | | |
30 | Рисование весенней веточки | | |
31 | Аппликация «Весенние цветы» | | |
32 | Нарисуй свою картину | | |
33 | Нарисуй свою картину. | | |
34 | Нарисуй свою картину. | | |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.
Учебно-методический комплект:
Рау М.Ю., Зыкова М.А. «Изобразительное искусство». 2 класс.Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2018.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011. (Программа по предмету «Изобразительное искусство», автор М.Ю. Рау).
Литература для учителя:
Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975.
Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 стр.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе.
Кузин В.С., Кубышкин Э.И. «Изобразительное искусство». Издательский дом « Дрофа», 1995 г.
Карпенко М.Т. «Сборник загадок» (пособие для учителя ) Москва «Просвещение», 1988 г.
Смирнова А.Н. «Коррекционно – воспитательная работа учителя вспомогательной школы.» М. Просвещение, 1982 г.
М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра изобразительное искусство», Ярославль, Академия развития 2001 год.
Серия книг «Школа рисования», «Мир книги», Москва 2005 год.
И.А.Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».
Е. А. Коростина «Изобразительное искусство», издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002 год.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год.
Цифровые образовательные ресурсы: Презентации:
Синь России. Гжель.
Городецкая роспись.
Роспись по дереву
Что это за листья?
Орнамент.
Геометрические узоры
Снежинки.
Хохломская роспись. Узор в полосе.
Рисуем листья, ветку, деревья
Демонстрационное оборудование:
Картины художников:
И. Куинджи «Березовая роща»
А. Пластов «Сенокос»
И. Левитан «Март»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
К. Юона «Конец зимы», «Полдень»
Левитан «Золотая осень»
И. Хруцкой «Цветы и плоды»
Интернет ресурсы:
http://www.solnet.ee/index.htmlе
journal.edusite.ru/p84aa1.html
http://mirdetok.tomsk.ru/
tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур
http://www.uroki.net/docnach.htm
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...
planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2..
nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...
planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...
Литература для учащихся:
Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. - М.: Детская литература, 1984.Туберовская, О. М.
В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
Энциклопедический словарь юного художника. - М. : Педагогика, 1983.
Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download
Фестиваль «Открытый урок» [email protected]
Литература для родителей:
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! - СПб., 1995.
Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.
В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, снега, из теста, пластилина» Яр-ль. 1998.
Г. Г. Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
Г. С. Швайко «Занятия по ИЗО в д/с» М., 2001
И. А. Курочкина «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
Т. Н. Доронова «Природа, искусство, изобразительная деятельность» п-ма «Радуга» М.
Поурочное планирование
№ | Тема предмета | | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности |
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1. | Здравствуй, золотая осень! Рисование | 1 | Повторение названий художественных материалов и инструментов – карандаши, бумага, ластик, точилка для карандашей, ножницы, краска гуашь, кисть, палитра. Организация рабочего места. Повторение навыка правильного захвата карандаша. Повторение цветов. Рисование осенних листьев | Называют художественные материалы и инструменты по вопросам учителя. С помощью учителя правильно располагают материалы для рисования на столе. Обводят листья по шаблону. Стараются раскрашивать, не выходя за контуры | Пользуются художественными материалами. Располагают материалы для рисования на столе. Следят за правильным захватом карандаша в руке. Самостоятельно рисуют, раскрашивают осенние листья по образцу |
2. | Рисование разных линий | 1 | Повторение линии (прямые, волнистые, ломаные). Тренировка в изображении различных линий. Использование линий в рисунке | Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. Используют линии в рисунке, по образцу, под контролем учителя | Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаные линии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы. Самостоятельно используют линии при выполнении рисунка |
3. | Ветка с вишнями. Лепка | 1 | Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином | С помощью учителя повторяют свойства пластилина. Организовывают рабочее место под контролем учителя. Отщипывают, разминают и скатывают пластилин под контролем учителя. Выполняют задание с помощью учителя | Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют задание самостоятельно, по инструкции |
4. | Грибы. Рисование | 1 | Беседа «Съедобные и несъедобные грибы». Рассматривание иллюстраций. Части гриба. Разметка изображения на бумаге, рисование по разметке. Раскрашивание грибов | Показывают части грибов. Проводят от руки линии в нужных направлениях под контролем учителя. Работают по шаблону. Ориентируются на листе под контролем учителя | Различают грибы по геометрическим формам. Проводят от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги. Используют данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещают изображение на листе бумаги |
5. | Форма и цвет разных деревьев. Аппликация | 1 | Рассматривание картин художников И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Березовая роща». Повторение свойств бумаги. Повторение техники аппликации «рваной» бумаги | Рассматривают картины. Называют свойства бумаги по наводящим вопросам. Накладывают и приклеивают готовые части аппликации на ствол дерева по образцу. Работают под контролем учителя | Отвечают на вопросы по картинам. Называют свойства бумаги. Отрывают небольшие кусочки бумаги. Правильно располагают детали аппликации. Самостоятельно выполняют аппликацию |
6. | Деревья. Береза, елка осенью | 1 | Рассматривание и сравнение деревьев летом и осенью. Изучение породы деревьев. Изучение строения деревьев – ствол, ветки (толстые, тонкие), крона, иголки. Использование линий при рисовании деревьев | Определяют деревья в различное время года по наводящим вопросам. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Работают по опорным точкам. Рисуют с помощью учителя | Различают деревья в разное время года. Называют части дерева. Называют и различают породы деревьев. Рисуют дерево самостоятельно по образцу |
7. | Овощи и фрукты. Рисование | 1 | Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Повторение свойств гуаши. Повторение ТБ при работе с красками. Повторение названий, форм овощей и фруктов. Знакомство с картиной З. Серебряковой «Овощи» П. Кончаловский «Кладовая» | Рассматривают картины. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисуют овощи и фрукты с помощью шаблонов, под контролем учителя | Отвечают на вопросы по картине. Самостоятельно организовывают свое рабочее место. Называют свойства гуаши. Задание выполняют самостоятельно. |
8. | Смешивание красок. Гуашь | 1 | Рассматривание картин К. Коровин «Гурзуф, Картина с фруктами», «Розы. Гурзуф», В Ван-Гог «Море в Сент-Мари». Изучение способов смешивания красок. Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков. Смешивание красок для получения новых цветов | Рассматривают картину. Пользуются кистью под контролем учителя. Смешивают краски под контролем учителя. Называют полученные цвета | Отвечают на вопросы по картине. Правильно пользуются кистью при рисовании красками. Самостоятельно смешивают краски по инструкции. Называют полученные цвета |
9. | Белые уточки на реке. Рисование | 1 | Беседа по картине А. Сислей «Пасущая гусей» Знакомство с понятием «фон». «Фон на картине. Светлый и тёмный фон». Рассматривание иллюстраций, определение фона: тёмный или светлый | Рассматривают картину. С помощью учителя различают светлый и темный фон. Работают художественными материалами под контролем учителя. | Отвечают на вопросы по картине. Различают темный и светлый фон. Работают художественными материалами. Рисуют самостоятельно, по образцу |
10 | Акварельные краски | 1 | Знакомство с акварельными красками. Правила рисования акварельными красками. Подготовка рабочего места для рисования красками «акварель» | Изучают свойства акварельных красок. Изучают правила рисования акварельными красками. Называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место | Называют свойства акварельных красок. Называют правила рисования акварельным красками. Называют цвета. Самостоятельно организовывают свое рабочее место |
11 | Рисование фона. Небо | 1 | Умение разводить акварель для рисования фона. Использование яркости тона акварели и количества воды. Умение рисовать слева направо | Правильно располагают лист при работе с акварелью. Ориентируются на плоскости листа с учетом полученных знаний и рекомендаций учителя. Изучают навыки работы с акварелью. Выполняют задание под контролем учителя | Владеют живописными навыками работы в технике акварели. Ориентируются на плоскости листа. Называют понятия - пробник, палитра, валик, просохший рисунок, яркость тона, блеклость, яркость. Рисуют самостоятельно, по образцу |
12 | Главные цвета. Составные цвета | 1 | Усвоение понятий основные, главные цвета (красный, желтый, синий). Усвоение понятий составные цвета (оранжевый зеленый, фиолетовый). Радостные и грустные цвета. Развитие навыков работы с акварельными красками | По вопросам учителя показывают на картинке главные и составные цвета. По наводящим вопросам определяют радостные и грустные цвета. Изучают навыки работы с акварелью. Смешивают краски под контролем учителя | Называют основные и составные цвета. Различают радостные и грустные цвета. Отрабатывают навыки работы в технике акварель. Самостоятельно смешивают краски для получения составных цветов |
13 | Рисование картины. Акварель | 1 | Рассматривание картин В. Поленова «Московский дворик», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Выражение настроения в изображении. Развитие навыков работы с красками, цветом. Практика работы с красками | Рассматривают картины. Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя | Отвечают на вопросы по картинам. Называют свойства акварели. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняют самостоятельно по предложенным образцам |
14 | Лепка игрушек. Кубики | 1 | Беседа об игрушках. Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Техника безопасности при работе с пластилином. Понятие формы куб | Рассматривают образцы игрушек. Готовят рабочее место под контролем учителя. С помощью учителя изучают свойства пластилина. Учатся отщипывать и разминать пластилин | Отвечают на вопросы учителя. Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание |
15 | Снеговик. Лепка | 1 | Рассматривание картины Ф. Сычкова «Зимние игры» Формирование интереса к лепке. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Различение частей снеговика, метлы | Рассматривают картину. Различают части картины. Создают предметы, состоящие из 2-3 частей. Соединяют части путем прижимания друг к другу под контролем учителя | Анализируют картину. Различают и называют части картины. Самостоятельно подбирают цвета по образцу. Выполняют изделие самостоятельно по образцу |
16 | Рисунок «Снеговики во дворе». Гуашь | 1 | Беседа «Зимние развлечения детей». Разбавление красок белым цветом, для получения светлых оттенков Рисунок по описанию | Рассматривают картины. С помощью учителя различают светлый и темный фон. Разбавляют краски под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя | Отвечают на вопросы учителя. Различают темный и светлый фон. Самостоятельно разбавляют краски. Рисуют самостоятельно, по образцу |
17 | Рисование веточки ели с новогодними шарами | 1 | Беседа украшение новогодней елки. Повторение геометрической формы шар | Рассматривают картины. Повторяют и называют геометрические фигуры. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя | Отвечают на вопросы учителя. Называют и различают геометрические фигуры. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняют самостоятельно по предложенным образцам |
18 | Панорама «В лесу зимой» | 1 | Беседа по картине И. Шишкин «Зима» Знакомство с понятиями – сугробы, бурелом, заснеженные ели. | Рассматривают картину. Организовывают рабочее место под контролем учителя. Отрезают прямые линии. | Отвечают на вопросы по картине. Рассказывают правила работы с ножницами и бумагой. |
19 | Панорама «В лесу зимой» | 1 | Работа с бумагой и ножницами. Повторение ТБ | Работают по готовым заготовкам, под контролем учителя | Различают понятия – сугробы, бурелом, заснеженные ели. Работают с шаблонами и ножницами самостоятельно, по инструкции |
20 | Аппликация «Медведь» | 1 | Знакомство с понятием - композиция рисунка. Изображение мишки в технике аппликации. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм | Работают техникой и способами аппликации. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (мишка) | Владеют навыками работы карандашами, кистью, ножницами. Называют особенности изображения на плоскости с помощью цветового пятна (цветная бумага). Продолжают осваивать приемы работы графическими материалами |
21 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора Рисование Дымковской игрушки | 1 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Развитие навыков лепки игрушки из частей, соблюдая принцип — от простого к сложному. Соединение в одно целое. Соблюдение пропорций. Украшение игрушки. Украшение Дымковской игрушки (части узора) | Рассматривают Дымковские игрушки. Различают элементы росписи по наводящим вопросам учителя. Лепят игрушку под контролем учителя. Украшают дымковские игрушки с помощью цветного пластилина | Рассматривают Дымковские игрушки, отвечают на вопросы. Владеют техникой создания узора дымковской росписи с помощью печаток, тычков ватными палочками. Развивают чувство ритма, цвета. Выражают в художественно- творческой деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к народному промыслу, интерес к народной игрушке |
22 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора Рисование Дымковской игрушки | 1 |
23 | Знакомство с Дымковской игрушкой. Элементы узора Рисование Дымковской игрушки | 1 |
24 | Рисование птиц. Гуашь | 1 | Изображение птиц в рисунке. Наблюдение птиц в природе. Разнообразие птиц. Большие и маленькие. Изучение средств художественной выразительности, которые используют художники для передачи облика птицы | Рассматривают изображение птиц. Повторяют свойства гуаши по наводящим вопросам учителя. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону, под контролем учителя | Рассматривают изображение птиц, отвечают на вопросы. Изображают живописными средствами птицу с присущей ей расцветкой. Владеют навыками работы акварелью |
25 | Аппликация «Домик для птиц» | 1 | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности - рассматривание «птичьих домиков» — скворечников на деревьях. Изучение приемов работы в технике аппликации. Формирование умений видеть конструкцию (геометрию) предмета, т. е. то, как он построен | Характеризуют красоту природы, весеннее состояние природы, по наводящим вопросам учителя. Различают формы скворечников. Владеют навыками конструирования из бумаги. Работают под контролем учителя | Анализируют различные предметы (здания) с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составляют и конструируют из простых геометрических форм (прямоугольников, треугольников) изображения березы и скворечника в технике аппликации |
26 | Рисунок «Ваза» | 1 | Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Развитие способности целостного обобщенного видения формы | Используют образец для создания целой формы изображаемого предмета — вазы. Ориентируются на листе под контролем учителя. Создают изображения на основе простых и сложных форм. Подбирают цвета под контролем учителя | Соотносят простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видят в сложной форме составляющие — простые формы. Воспринимают и анализируют форму предмета. Самостоятельно подбирают цвета по образцу |
27 | Цветы в работах известных художников | 1 | Рассматривание картин художников П. Кончаловский «Сирень в корзине» А. Дейнека «Гладиолусы с рябиной» И. Левитан «Ночные фиалки и незабудки». Рисование весенних цветов | Рассматривают картины художников, изображающих цветы. Учатся различать техники, манеры и приемы выполнения работ различными художниками. Работают по шаблонам | Рассказывают о цветах, изображаемых на картинах, знать названия цветов. Высказывают суждение о разнообразии приемов и манер, техник при выполнении работ. Объясняют смысл понятия «графика». |
28 | Открытка к 1 и 9 Мая | 1 | Создание поздравительных открыток к 1 Мая по образцу. Изучение многообразия открыток. Закрепление умения выделять главное в рисунке цветом и размером. Развитие эстетических чувств | Закрепляют умение выделять главное в рисунке цветом и размером. Прорисовывают детали рисунка кистью акварельными красками. Работают под контролем учителя | Приобретают навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. Определяют, какие цвета (темные и светлые, теплые холодные, контрастные и сближенные) подойдут для передачи тем весны в открытке |
29 | Открытка к 1 и 9 Мая | 1 |
30 | Рисование весенней веточки | 1 | Рисование весенней веточки с цветами и листьями. Изучение части ветки: стебель, лист, цветок. Правильное расположение ветки в центре листа. Создание фона. Уточнение цветов: стебель и ветки – коричневые, цвет листьев – зеленый, цвет цветочков – белый и розовый | Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя. Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма величина, цвет) с опорой на образец Сравнивают свой рисунок с натурой | Понимают и выполняют словесную инструкцию учителя. Передают основные внешние характерные признаки изображаемого предмета (форма, величина, цвет). Сравнивают свой рисунок с натурой. Самостоятельно называют основные части нарисованной ветки и используемые цвета |
31 | Аппликация «Весенние цветы» | 1 | Создание композиции внутри заданной формы, с учетом ее. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знаний простых форм | Воспринимают и эстетически оценивать красоту природы. Называют первые весенние цветы. Изображают средствами аппликации первый нежный весенний цветок | Характеризуют значимость влияния погоды на настроение человека. Владеют живописными навыками работы в технике аппликации |
32 | Нарисуй свою картину | 1 | Выполнение композиции «В парке весной». Выражение в творческой работе весеннего настроения. Закрепление умений выделять главное в рисунке цветом и размером | Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов. Работают с использованием шаблонов | Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Называют понятия (над, под, посередине, в центре). Учитывать размер и форму предметов. Работают самостоятельно |
33 | Нарисуй свою картину. | 1 |
34 | Нарисуй свою картину. | 1 |