Комитет по образованию Администрации города Новоалтайска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 города Новоалтайска Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения МБОУ СОШ №3 _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №3 _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» (вариант 5.1) для 1 «а» класса,
на 2018-2019 учебный год
Составитель
Киселева Лариса Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии авторской программы Русский язык Канакиной В. П., Горецкого В. Г., Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкиной М. В. Сборник рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение» 2015
Новоалтайск 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе учебного плана, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В. П., Горецкого В. Г. Дементьевой М. Н. Стефаненко Н. А. Бойкиной М. В.., Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы / М.И. Моро, С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.В. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова // Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. – 529 с., в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
Обучение русскому языку в данном классе направлено на достижение следующих целей:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального филологического образования:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Наша школа работает с УМК «Школа России», т.к. он вошел в федеральный перечень на 2012 г.. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС. При этом, в УМК сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность.
Организация учебной деятельности учащихся реализуется технологиями:
- системно – деятельностный подход, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);
- ориентация на здоровьесбережение младших школьников.
Организуются формы обучения:
парная;
групповая;
фронтальная;
индивидуальная.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕНТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Коррекционная работа
Коррекция устной и письменной речи у учащихся с ТНР является длительным и сложным процессом.
Предмет «Русский язык» занимает центральное место в системе предметов начального образования, поскольку от уровня овладения письменной речью (чтением и письмом), устными коммуникативно-речевыми умениями и системой языка зависят успехи учащихся по другим предметам.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» реализует четыре основные цели:
1) социокультурную (коммуникативную) - формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2) познавательную: первоначальное знакомство детей с системой языка; формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности.
3) воспитательную: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям.
4) коррекционная: предупреждение и коррекция нарушения письменной (устной) речи учащегося с ТНР.
Поставленные цели реализуются благодаря использованию системно-деятельностного подхода, который помогает объединить первоначальное изучение системы языка, формирование речевых умений и навыков (на коммуникативно-познавательной основе) с нравственным воспитанием учащихся, формированием у них умения организовать свою учебную деятельность, проявив в ней свои творческие способности.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Коррекционные задачи:
развитие фонематических процессов;
коррекция произношения звуков;
формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
2. Развитие и совершенствование:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА обучение грамоте (письмо)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности |
Предметные УУД |
Добукварный период |
| Обучение письму | 17 | | Обводить: •Предметы по контуру; •Элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки; •Изображенные предметы по контуру, штриховать. Соотносить: предметную картинку и схему слова Рисовать: бордюры по заданному алгоритму Конструировать: букву из различных материалов Находить: •Элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи; •На рисунке предметы, название которых соответствует заданной схеме; •Недостающие детали в изображенных предметах и создавать рисунок по заданному образцу; •Знакомые графические элементы букв. Называть : •Героев сказки; •Предметы, изображенные на странице прописи, классифицировать их по группам. Анализировать: •Образец изучаемой буквы; •Написанную букву Писать графические элементы по заданному в прописи образцу Выполнять слого-звуковой анализ слов Располагать на рабочей строке элементы букв, учебную тетрадь на рабочем месте Сравнивать элементы письменных и печатных букв. |
Букварный период |
| Обучение письму | 67 | | Анализировать образец изученной буквы Выделять элементы в строчных и прописных буквах Списывать с рукописного и печатного текста без ошибок Выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью Называть правильно элементы букв Объяснять известные орфограммы Сравнивать печатную и письменную букву; написанную букву с образцом Обводить бордюрные рисунки по контуру Конструировать буквы Писать •Буквы в соответствии с образцом •Слоги, слова используя прием комментирования •Предложения •Под диктовку |
Послебукварный период |
| Обучение письму | 20 | | Списывать с рукописного и печатного текста без ошибок Выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью Объяснять известные орфограммы Сравнивать печатную и письменную букву; написанную букву с образцом Писать •Буквы в соответствии с образцом •Слоги, слова используя прием комментирования •Предложения •Под диктовку |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА русский язык
№ | Наименование разделов | Всего часов | Виды учебной деятельности |
Предметные УУД |
1. | Наша речь | 2 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Знакомство: с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника). с основными видами речевой деятельности человека ( слушание, говорение, чтение, письмо) Высказываться о значении языка и речи в жизни людей. Осознавать русский язык как великое национальное достояние русского народа. Проявлять уважение к русскому языку и языкам других народов; Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. |
2. | Текст, предложение, диалог | 3 | Совместно – распределенная (групповая); игровая; | Знакомство: Различать: текст и предложение; диалог. . Выделять предложения из текста. Наблюдать: Подбирать заголовок к тексту. Составлять из слов и сочетаний слов предложения , располагать предложения так, чтобы получился текст. Воспроизводить содержание эпизодов из сказок по рисункам; Находить информацию (текстовую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи, соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Определять: Сравнивать схемы предложений, соотносить их с определённым предложением. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Выразительно читать диалог по ролям. Сотрудничать с одноклассниками при распределении роли при чтении диалога. Составлять диалог по рисунку. Осознавать ( через содержание рисунка и составленного текста по рисунку) необходимость уважительного отношения к старшим по возрасту. |
3. | Слова, слова, слова… | 4 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Представление: Определять роль слов в нашей речи. Распознавать слова, которые можно объединить темой «весна» ( «лето», «зима») Различать: предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета). слова, называющие людей и животных, и другие слова, ставить к ним вопросы кто? или что? вежливые слова и использовать их в речи «вежливые» слова Составлять ( устно) текст по рисунку и опорным словам. Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу, находить в тексте такие слова. Ставить вопросы к словам-названиям предметов, признаков предметов, действий предметов. Работать с иллюстрацией, соотносить текст и рисунок, составлять ответ на вопрос: «Подходит ли рисунок к тексту? Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы. Составлять диалог с употреблением в нём вежливых слов. Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Работать: со словарями учебника (с толковым словарём и словарями близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове. со Страничкой для любознательных: наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. |
4. | Слово и слог. Ударение | 6 | Совместно – распределенная (групповая); игровая | Различать: Наблюдать: над слоговой структурой различных слов над словом как средством создания художественного образа. над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок) Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений Определять: путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ). Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом. Анализировать: слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. слоговые модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Выделять слоги из слова разными способами. Составлять: Классифицировать слова по количеству в них слогов. Писать грамотно словарные слова. Знакомство с переносом части слова с одной строки на другую. Знакомство с правилами переноса слов. Сравнивать : слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (ива, пою, ученик). модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Переносить слова по слогам. Понимать читаемый текст, находить в предложениях текста сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Осознавать значение термина «ударение»,понимать, что такое ударный и безударный слог. Выразительно читать текст. Знакомство с орфоэпическим словарём , находить в нём информацию по заданию учителя. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. |
5. | Звуки и буквы | 34 | Совместно – распределенная (групповая); игровая; творческая | Различать: в слове гласные звуки по их признакам звук [э ] и обозначать его на письме буквой э или е . согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. в слове и вне слова мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно их произносить согласный звук [й’] и гласный звук [ и], обозначать эти звуки буквами. гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Наблюдать: над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы над способами пополнения словарного запаса русского языка заимствованными словами. над смыслоразличительной функцией гласных в слове. за единообразным написанием буквы безударного гласного в одинаковой части ( корне) однокоренных слов ( без введения термина «однокоренные слова») над образованием согласных звуков и правильно их произносить. над смыслоразличительной ролью твёрдых и мягких согласных звуков. над особенностями глухих и звонких согласных. над произнесением парного согласного звука на конце слова (глаз, алмаз) за единообразным написанием буквы парного согласного в одинаковой части ( корне) однокоренных слов ( без введения термина «однокоренные слова») над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки над написанием и произношением слов с удвоенными согласными . Дифференцировать: глухие и звонкие согласные по звучанию. твёрдые и мягкие согласные звуки, объяснять, как обозначена на письме их мягкость. Находить: в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю. в тексте слова с мягким знаком, определять его роль в слове. в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. в словах сочетания чк, чн, чт; в словах сочетания ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. в словах сочетания жи—ши; соотносить произношение гласного звука в буквосочетаниях жи-ши с его обозначением на письме буквой и. количество звуков и букв в таких словах как клён, ёлка, мяч, маяк. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове. Развивать речевой слух: слышать , произносить звуки, выделять звуки из слова. Составлять звуковые модели слов. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по обучению грамоте (письмо)
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Сроки реализации программы: один год (2018 – 2019 г.)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Контрольные и диагностические материалы |
| Добукварный период 17ч. | 17 | |
1 | 1.1 | Пропись- первая рабочая тетрадь | 1 | |
2 | 1.2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | |
3 | 1.3 | Письмо овалов и полуовалов | 1 | |
4 | 1.4 | Рисование полуовалов и кругов. | 1 | |
5 | 1.5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | |
6 | 1.6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением в низу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо) | 1 | |
7 | 1.7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо) | 1 | |
8 | 1.8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | |
9 | 1.9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо | 1 | |
10 | 1.10 | Письмо коротких и длинных линий. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | |
11 | 1.11 | Строчная и заглавная буква А, а. | 1 | |
12 | 1.12 | Письмо элементов букв | 1 | |
13 | 1.13 | Строчная и заглавная буквы О, о | 1 | |
14 | 1.14 | Заглавная буква И | 1 | |
15 | 1.15 | Строчная буква ы | 1 | |
16 | 1.16 | Строчная буква , у | 1 | |
17 | 1.17 | Заглавная буква У, | 1 | |
| | Букварный период | 78 | |
18 | 2.1 | Письмо изученных букв | 1 | |
19 | 2.2 | Строчная буква н | 1 | |
20 | 2.3 | Заглавная буква Н, | 1 | |
21 | 2.4 | Строчная буква, с | 1 | |
22 | 2.5 | Заглавная буква С | 1 | |
23 | 2.6 | Письмо слов и слогов с изученными буквами | 1 | |
24 | 2.7 | Строчная буква к | 1 | |
25 | 2.8 | Заглавная буквы К | 1 | |
26 | 2.9 | Строчная и заглавная буквы Т, т | 1 | |
27 | 2.10 | Письмо слов и слогов с изученными буквами | 1 | |
28 | 2.11 | Строчная и заглавная буквы Т, т | 1 | |
29 | 2.12 | Строчная буквы л | 1 | |
30 | 2.13 | Заглавная буква Л | 1 | |
31 | 2.14 | Строчная буква р. | 1 | |
32 | 2.15 | Повторение и закрепление изученного. Письмо предложений | 1 | |
33 | 2.16 | Заглавная буква Р | 1 | |
34 | 2.17 | Строчная и заглавная буквы В, в | 1 | |
35 | 2.18 | Строчная и заглавная буквы В, в | 1 | |
36 | 2.19 | Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 | |
37 | 2.20 | Письмо слов и слогов с изученными буквами | 1 | |
38 | 2.21 | Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 | |
39 | 2.22 | Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 | |
40 | 2.23 | Строчная и заглавная буквы П, п | 1 | |
41 | 2.24 | Строчная и заглавная буквы П, п | 1 | |
42 | 2.25 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
43 | 2.26 | Строчная и заглавная буквы М,м | 1 | |
44 | 2.27 | Строчная и заглавная буквы М,м | 1 | |
45 | 2.28 | Строчная и заглавная буквы З, з | 1 | |
46 | 2.29 | Строчная и заглавная буквы З, з | 1 | |
47 | 2.30 | Строчная и заглавная буквы З, з | 1 | |
48 | 2.31 | Строчная и заглавная буквы Б, б | 1 | |
49 | 2.32 | Строчная и заглавная буквы Б, б | 1 | |
50 | 2.33 | Строчная и заглавная буквы Б, б | 1 | |
51 | 2.34 | Строчная и заглавная буквы Д, д | 1 | |
52 | 2.35 | Заглавная буква Д | 1 | |
53 | 2.36 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
54 | 2.37 | Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 | |
55 | 2.38 | Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 | |
56 | 2.39 | Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 | |
57 | 2.40 | Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 | |
58 | 2.41 | Строчная и заглавная буквы Г, г | 1 | |
59 | 2.42 | Строчная и заглавная буквы Г, г | 1 | |
60 | 2.43 | Строчная буква ч | 1 | |
61 | 2.44 | Заглавная буква Ч | 1 | |
62 | 2.45 | Строчная буква ч Заглавная буква Ч | 1 | |
63 | 2.46 | Буква ь. | 1 | |
64 | 2.47 | Буква ь. | 1 | |
65 | 2.48 | Строчная буква ш | 1 | |
66 | 2.49 | Заглавная буква Ш | 1 | |
67 | 2.50 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш | 1 | |
68 | 2.51 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж | 1 | |
69 | 2.52 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж | 1 | |
70 | 2.53 | Строчная буква ё | 1 | |
71 | 2.54 | Заглавная буква Ё | 1 | |
72 | 2.55 | Строчная буква ё Заглавная буква Е | 1 | |
73 | 2.56 | Строчная и заглавная буквы Й, й | 1 | |
74 | 2.57 | Строчная и заглавная буквы Й, й | 1 | |
75 | 2.58 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 1 | |
76 | 2.59 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 1 | |
77 | 2.60 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 1 | |
78 | 2.61 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | 1 | |
79 | 2.62 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 1 | |
80 | 2.63 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 1 | |
81 | 2.64 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц | 1 | |
82 | 2.65 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
83 | 2.66 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | |
84 | 2.67 | Строчная и заглавная буквы Э, э | 1 | |
85 | 2.68 | Строчная и заглавная буквы Э, э | 1 | |
86 | 2.69 | Строчная буква щ | 1 | |
87 | 2.70 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
88 | 2.71 | Строчная буква щ Заглавная буква Щ | 1 | |
89 | 2.72 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 1 | |
90 | 2.73 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 1 | |
91 | 2.74 | Строчные буквы ь,ъ | 1 | |
92 | 2.75 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
93 | 2.76 | Строчные буквы ь,ъ | 1 | |
94 | 2.77 | Знакомство с тетрадью в узкую линейку | 1 | |
95 | 2.78 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
| | Послебукварный период 20 ч | 20 | |
96 | 3.1 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
97 | 3.2 | Повторение написания изученных букв. Оформление границ предложений. | 1 | |
98 | 3.3 | Письмо слов и предложений о Родине | 1 | |
99 | 3.4 | Правописание сочетаний жи-ши | 1 | |
100 | 3.5 | Правописание сочетаний чу-щу, ча-ща | 1 | |
101 | 3.6 | Мягкий знак в середине и конце слова, как показатель мягкости предшествующего согласного | 1 | |
102 | 3.7 | Повторение тем «Слог», «Ударение» | 1 | |
103 | 3.8 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
104 | 3.9 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
105 | 3.10 | Повторение написания изученного материала по фонетике | 1 | |
106 | 3.11 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
107 | 3.12 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
108 | 3.13 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа» | 1 | |
109 | 3.14 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
110 | 3.15 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
111 | 3.16 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
112 | 3.17 | Письмо слов и предложений с изученными буквами | 1 | |
113 | 3.18 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
114 | 3.19 | Повторение написания изученных букв | 1 | |
115 | 3.20 | Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | |
| | всего | 115 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте1 и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Сроки реализации программы: один год (2018 – 2019 г.)
№ | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них |
Контрольные и диагностические материалы (тема) |
| 1. | Наша речь | 2 | |
1 | 1.1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. | 1 | |
2 | 1.2. | Язык и речь. Устная и письменная речь | 1 | |
| 2 | Текст, предложение, диалог | 3 | |
3 | 2.1 | Текст и предложение (общее представление). | 1 | |
4 | 2.2 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | |
5 | 2.3 | Диалог ( общее представление). | 1 | |
| 3 | Слова, слова, слова… | 4 | |
6 | 3.1 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | |
7 | 3.2 | Слова-названия предметов. признаков, действий, предметов и явлений. | 1 | |
8 | 3.3 | Слова-названия предметов. признаков, действий, предметов и явлений. Вежливые слова. | 1 | |
9 | 3.4 | Однозначные и многозначные слова ( общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | |
| 4 | Слово и слог. Ударение. | 6 | |
| 4.1 | Слово и слог | 2 | |
10 | 4.1.1 | Слово как минимальная произносительная единица .Деление слов на слоги. | 1 | |
11 | 4.1.2 | Слово и слог. Выделение слогов в слове | 1 | |
| 4.2 | Перенос слов | 2 | |
12 | 4.2.1 | Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую | 1 | |
13 | 4.2.2 | Правила переноса части слова с одной строки на другую. | 1 | |
| 4.3 | Ударение (общее представление) | 2 | |
14 | 4.3.1 | Ударение. Способы выделения ударения | 1 | |
15 | 4.3.2 | Ударение. Ударные и безударные слоги | 1 | |
| 5 | Звуки и буквы | 34 | |
| 5.1 | Звуки и буквы | 2 | |
16 | 5.1.1 | Звуки и буквы. | 1 | |
17 | 5.1.2 | Звуки и буквы. Условные обозначения звуков. | 1 | |
| 5.2 | Русский алфавит, или Азбука | 2 | |
18 | 5.2.1 | Алфавит, или азбука. Значение алфавита. | 1 | |
19 | 5.2.2 | Алфавит. Алфавитный порядок слов. | 1 | |
| 5.3 | Гласные звуки и буквы | 3 | |
20 | 5.3.1 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | |
21 | 5.3.2 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | |
22 | 5.3.3 | Слова с буквой э . | 1 | |
| 5.4 | Ударные и безударные гласные звуки | 5 | |
23 | 5.4.1 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | |
24 | 5.4.2 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах | 1 | |
25 | 5.4.3 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах . | 1 | |
26 | 5.4.4 | Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. | 1 | |
27 | 5.4.5 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Проверочная работа. | 1 | 1 |
| 5.5 | Согласные звуки и буквы | 3 | |
28 | 5.5.1 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | 1 | |
29 | 5.5.2 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1 | |
30 | 5.5.3 | Буквы й и и . Звук [й’] и звук [и ]. Перенос слов с буквой й . Проверочный словарный диктант. | 1 | 1 |
| 5.6 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 3 | |
31 | 5.6.1 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | |
32 | 5.6.2 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и . | 1 | |
33 | 5.6.3 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | |
| 5.7 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 3 | |
34 | 5.7.1 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | |
35 | 5.7.2 | Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком. | 1 | |
36 | 5.7.3 | Правописание слов с мягким знаком. Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок. | 1 | |
| 5.8 | Согласные звонкие и глухие | 5 | |
37 | 5.8.1 | Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова | 1 | |
38 | 5.8.2 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | |
39 | 5.8.3 | Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных. | 1 | |
40 | 5.8.4 | Упражнения в написании слов с парным согласным звуком в конце слова | 1 | |
41 | 5.8.5 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Проверочный диктант | 1 | 1 |
| 5.9 | Шипящие согласные звуки. | 5 | |
42 | 5.9.1 | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки» | 1 | |
43 | 5.9.2 | Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. | 1 | |
44 | 5.9.3 | Буквосочетания жи-ши, | 1 | |
45 | 5.9.4 | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу | 1 | |
46 | 5.9.5 | Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. Проверочный диктант | 1 | 1 |
| | Заглавная буква | 3 | |
47 | | Заглавная буква в словах | 1 | |
48 | | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. | 1 | |
49 | | Заглавная буква в кличках животных Проект: «Сказочная страничка» | 1 | |
| | Повторение | 1 | |
50 | | Проверочный диктант | 1 | 1 |
| | | 50 | 5 |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения |
Технические средства |
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. |
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование |
Набор предметных картинок. |
Книгопечатная продукция Для ученика: Обучение грамоте Горецкий В. Г. И др.Азбука Учебник 1 класс В 2 частях М.: «Просвящение»2011г Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык Учебник 1 класс Прописи Методические пособия для учителя Горецкий В. Г., Канакина В. П. Русский язык Рабочая программа 1-4 классы Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками 1 класс: - М.: Просвещение,2012.- 301с. Канакина В. П. Русский язык: Метод. пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012.-174с. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Дата внесения изменения | Содержание | Реквизиты документа (дата, № приказа) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1 На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).