Рабочая программа по предмету «Технология»
для обучающихся с умственной отсталостью
5 классов
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа обучения на дому по учебному предмету «Технология» является приложением №3 к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ от 27.12.2018 №367.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» на уровне основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (редакция от 23.07.2013);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599;
Организовать Русалееву Данилу Алексеевичу, обучающемуся 5 Е класса обучение в 2020-2021 учебном году на дому по адаптированной образовательной программе основного общего образования с 01.02.2021 г. в порядке, определенном действующим законодательством (основание: заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) от 14.01.2021 г №9, справка ВК № 57 от 22.01.2021г. заявление родителей (законных представителей) от 26.01.2021 г.
примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Постановлением № 26 от 10.07.2015г. Об утверждении СанПин 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Рабочей программы Технология. 5 классы: рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М.: Дрофа, 2020.
Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей, обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию.
Программа рассчитана на профориентацию обучающихся с нарушением умственного развития. Цель программы - подготовить школьников к поступлению в учреждения среднего профессионального образования соответствующего типа и профиля.
В процессе трудовой подготовки обучающихся должны решаться следующие задачи:
- обучение обще трудовым политехническим знаниям, умениям и навыкам, необходимым в дальнейшем для освоения выбранной профессии;
- развитие познавательных способностей в процессе мыслительной и трудовой деятельности;
- овладение доступным школьникам техническими и технологическими знаниями, специальными словами и терминами;
- формирование умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности обучающихся;
- воспитание у обучающихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
Характеристика учебного предмета.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Данная программа предполагает обязательное обсуждение характеристик изделий, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. В ходе выполнения программы у учащихся развивается устойчивый интерес к труду, эстетический вкус при художественной отделке изделий, что способствует физическому, интеллектуальному и умственному развитию школьников.
Большое внимание уделяется технике безопасности и эстетическому воспитанию. Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушением интеллектуального развития.
На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками, входящими во все группы или хотя бы в одну из них.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
Специальные образовательные условия для Русалеева Д., обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
целенаправленное развитие способности к вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения для решения жизненных задач;
формирование социально-бытовой компетентности обучающейся, способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе, улучшению ее качества;
развитию самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
развитию представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
реализации потенциальных возможностей в овладении профессионально-трудовой деятельностью и возможном совершенствовании приобретенных трудовых навыков на уровне среднего профессионального образования.
В соответствии особыми потребностями обучения Русалеев Д., обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), необходимо использование словесных, наглядных и практических методов обучения. В практике все эти методы применяются в сочетании на всех этапах урока.
Реализация указанных методов обучения заключается в их коррекционной направленности:
Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов.
Упрощение структуры знание умений и навыков в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка.
Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. (Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%).
Опора на более развитые способности ребенка.
Осуществление дифференцированного подхода, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащимся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
выбор цели и средств ее достижения;
регулирование действий учеников;
побуждение учащихся к деятельности на уроке;
развитие интереса к уроку;
чередование труда и отдыха. Желательно проводить физкультурные минутки.
С целью определения степени освоения учащимися системы предметных и метапредметных знаний, умений в течение учебного года осуществляется текущий контроль успеваемости. Текущий контроль проводится в следующих формах:
устная форма контроля: защита рефератов, учебных проектов, выступления с докладами (сообщениями) по определенной теме и др.
Место в учебном плане
В данной рабочей программе на изучение тем и разделов отводится:
5 класс – 1 час в неделю – 16 часов;
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
• проявление познавательных интересов и активности в данной области;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметные результаты
алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства
Предметные результаты
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей
Содержание предмета
5 класс (16 часов)
Тема 1. Вводное занятие (1час)
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Тема 2. Пиление столярной ножовкой (15 часов)
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки, и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
7.Материально-техническое обеспечение
. Технические средства:
2. Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал (рабочие листы с заданиями к урокам, кроссворды, таблицы, адаптированные тематические тексты, «немые» схемы и т.п.);
-демонстрационные схемы;
- карточки для индивидуальной работы;
-компьютерные презентации;
-видеофрагменты; обучающие фильмы;
3.Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы, тумбы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Стенды тематические.
Настенная доска для размещения иллюстративного материала.
Подробнее о системе условий обучения детей с легкой умственной отсталостью в соответствующем разделе АООП.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Учебник | Класс | Издательство | Год выпуска |
Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. | 5 | М.: Дрофа. | 2020 |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Классная доска | 1 |
| Cтолярные верстаки | 16 |
| Слесарные верстаки | 2 |
| Стол учительский | 1 |
| Шкафы для хранения учебников, пособий | 1 |
| Слесарные столы | 5 |
| Станок токарный по металлу | 1 |
| Станок сверлильный | 1 |
| Станок токарный по дереву | 5 |
| Электрорубанок | 1 |
| Шлифовальная машина | 1 |
| Электролобзик | 6 |
| Ручной электролобзик | 1 |
| Штангенциркуль | 3 |
| Набор ключей | 2 |
| Набор сверл | 3 |
| Выжигатель | 4 |
| Напильники | 20 |
| Рубанки | 10 |
| Ножовки | 10 |
| Стамески | 15 |
| Молотки | 15 |
| Фуговальный станок | 1 |
| Пылесос | 1 |
| Ручной фрезерный станок | 1 |
Календарно-тематическое планирование (Русалеев Д, 5 е класс)
Учитель: Фролов Д.С.
№ | Наименование | Всего | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Введение | 1 | | |
| Вводное занятие, инструктаж по охране труда. | 1 | 01.02.21 | |
| Пиление столярной ножовкой | 15 | | |
| Столярные инструменты. Виды столярных инструментов. | 1 | 08.02.21 | |
| Столярные приспособления. Виды столярных приспособлений. | 1 | 15.02.21 | |
| Устройство столярного верстака. Назначение столярного верстака. | 1 | 20.02.21 | |
| Столярные операции. Пиление - одно из основных столярных операций. | 1 | 01.03.21 | |
| Столярная ножовка. Пиление столярной ножовкой. | 1 | | 13.03.21 |
| Практическая работа ножовкой. Основы разметки. | 1 | 15.03.21 | |
| Подготовка к разметке. Инструмент для разметки древесины. | 1 | 29.03.21 | |
| Правила работы с инструментом для разметки древесины. Разметка деталей. | 1 | 05.04.21 | |
| Разметка деталей. Практическая работа. Пиление брусков. | 1 | 12.04.21 | |
| Отделка изделий. Виды отделки изделий. | 1 | 19.04.21 | |
| Шлифование деталей. Шлифование торцов деталей. | 1 | 26.04.21 | |
| Практическая работа. Шлифование торцов деталей. | 1 | | 15.05.21 |
| Окрашивание изделий красками и лаками. | 1 | 17.05.21 | |
| Окрашивание изделий лаками. Промежуточное шлифование. | 1 | 24.05.21 | |
| Практическая работа. Окрашивание изделий красками и лаками | 1 | 31.05.21 | |
| Итого | 16 | | |
12