СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс. Программа составлена с ФГОС. Обучение учащихся в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 класс»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района

Омской области



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 7 от

«28» августа 2018 г.

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И. Кормакова

«____» ________ 2018 г

Утверждаю:

Директор школы _______З.И.Петрова

Приказ № ______ от ______ 2018 г.





АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Мир природы и человека»



для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

4 класс






Составитель: Благинина С.А.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории













2018 – 2019 учебный год

Введение.


Данная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Она разработана на основе:


1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

3. Учебного плана ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области на 2018-2019 учебный год;

4.Федерального перечня учебников на 2018-2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

5. Положения ОУ «Карповская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся»;

6.Положения ОУ «Карповская школа» Таврического района Омской области «О рабочих программах».

7.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).

8.Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 1 вариант) ОУ «Карповская школа».


Рабочая программа ориентирована на учебник и рабочую тетрадь по предмету «Мир природы и человека» для 4 класса:

  1. Н.Б. Матвеева и т.д Живой мир: учебник для 4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений. VIII вида / Н.Б. Матвеева. – М.: «Просвещение» 2014 год

  2. Живой мир. 4 класс: рабочая тетр.для учащихся спец. (коррекцион.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева. – М.: «Просвещение» 2018 год


Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

- обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

- формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и

речи;

- усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

- развитие диалогической речи, связного высказывания;

- формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.  Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Курс «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:


- полисенсорности восприятия объектов;


- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устными, печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;


    • закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;


    • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.


Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек).

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.


Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение предмета «Мир природы и человека» по адаптированной программе в 4 классе отводится 0,25 часа в неделю  —  8, 5 часа (34 учебные недели).


Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

• Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

• Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своей Родине;

• Освоить роль ученика;

• Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

• Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар ,медсестра, швея, плотник;

• Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты.

Предметные результаты:

• Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;

• Знать названия изучаемых объектов, их частей;

• Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

• Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

• Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;

• Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

Минимальный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;

  • относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

  • знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

  • знать основные правила личной гигиены;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

  • знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);

  • владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

  • владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);

  • ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;

Достаточный уровень:

  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

  • знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;

  • знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

  • проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

  • применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач

  • развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам

  • отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;

  • быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных (1-4) и старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.

Личностные УД:

• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные УД:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком;

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• пользоваться учебной мебелью;

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать рабочее место;

• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видо -родовые отношения предметов;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

• читать;

• писать;

• наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).

Коммуникативные УД:

• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• обращаться за помощью и принимать помощь;

• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

• сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

• доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Осень — начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима -начало, середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный - теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое - тусклое, большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная - заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Неживая природа. Почва. Рельеф.

Живая природа. Растения огорода, леса. Растения культурные и дикорастущие. Лекарственные растения. Растения и животные, занесённые в красную книгу.

Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес. Части этих растений: корень, стебель( соломина),листья, колос (метелка, початок), зерна .Как используют эти растения. Осенние работы в поле.

Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Определение, различение. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения.

Домашние животные. Лошадь, корова, свинья и др. особенности внешнего вида. Скотный двор. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям. Птичник.

Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелетные и зимующие. Время отлета и прилета разных птиц. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. Роль в природе. Внешнее строение: названия частей тела. Пчёлы.

Человек Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Повторение пройденного за год.

Сезонные изменения в жизни растений. Скоро лето.Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.


Тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека»


(0,25 часа в неделю, 8,5 часа за год)


п/п

Темы

Кол-во

Дата

часов

план

факт

1.

Сезонные изменения в природе.

Осень.

1

2.

Неживая природа. Почва. Рельеф.

1



3.

Доро Живая природа. Растения.

1



4.

Времена года. Зима.

1



5.

Гри Живая природа. Животные.

1



6.

Живая природа. Человек.

1



7.

По Времена года. Весна.

1



8.

Человек. Охрана здоровья.

1



9.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Обобщение, повторение.

0,5




Всего:

8,5