Адаптированная
рабочая программа
по немецкому языку
для 7 «Д» класса
( класс VII вида)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
4. Приказа от 8 июня 2015 Г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 Г. № 253»
5. УМК И.Л. Бим, Л.И.Рыжовой «Немецкий язык» 7 класс: Москва, Издательство «Просвещение»
6. «Немецкий язык. Рабочие программы Предметная линия учебников И.Л. Бим. 5-9 классы.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим, Л.В. Садомова. Москва, Издательство «Просвещение»,-2011
7. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СОШ № 33», утвержденного приказом № 94 от 27.04.2015 г.
Рабочая программа ориентирована на 102 учебных часов из расчета 3 часа в неделю. Для реализации данной программы используется учебно- методический комплект, который включает в себя: Учебник Немецкий язык – 7 класс. Автор: И.Л.Бим, Л.В. Садомова /Академический учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» 2014
Основная интегрированная цель обучения в 7 классе – дальнейшее развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на немецком языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных тем и стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета.
В задачи обучения входит:
- формирование умений общаться на немецком языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью;
- знакомство школьников с миром сверстников, с детским фольклором Германии;
- развитие мотивации к дальнейшему овладению немецким языком.
Для достижения цели используются различные виды работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. В результате изучения немецкого языка учащиеся 7 класса должны:
Знать/понимать:
- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки немецкого языка;
- основные правила чтения и орфографии немецкого языка;
-особенности интонации основных типов предложений;
- название страны изучаемого языка и ее столицы;
- имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений Германии;
- наизусть рифмованные произведения детского немецкого фольклора;
Уметь:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие)
- расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
-кратко рассказывать о себе, о своей семье, друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
- читать вслух текст, построенный на изученном материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
- списывать текст на немецком языке, выписывать из него и вставлять в него слова в соответствии с решаемой задачей;
- писать краткое поздравление( с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.
В силу спецификации обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке у учащихся могут развиваться все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).
Предполагаемые результаты
Предметные: обучающиеся должны получить следующие ЗУН
В коммуникативной сфере:
В говорении
–начинать, вести и заканчивать различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях;
-сообщать краткие сведения о своем городе (селе), стране, стране изучаемого языка;
-описывать события, явления, передавать основное содержание, основную мысль текста, давать краткую характеристику персонажей, высказывать свое отношение к прочитанному или услышанному;
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных текстов разных коммуникативных типов речи.
В чтении:
-читать тексты разных жанров и стилей преимущественно с основным пониманием содержания;
-читать несложные тексты с полным и точным пониманием с использованием разных приемов смысловой переработки текста; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
-читать тексты с выборочным пониманием значимой информации.
В письменной речи:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
- составлять план устного или письменного сообщения.
2)Языковая компетенция:
-применять правила написания изученных слов;
-адекватно произносить и различать на слух всех звуков иностранного языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдать интонацию различных коммуникативных типов; правильно членить предложения на смысловые группы;
-распознавать и употреблять в речи различные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики);
-знать основные способы словообразования; -знать основные различия систем иностранного и родного языков.
3)Социокультурная компетенция:
-знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в в своей стране и странах изучаемого языка;
-быть знакомым с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- иметь представление об особенностях жизни, быта и культуры стран изучаемого языка (достопримечательности и выдающиеся люди, их вклад в мировую историю и культуру);
-иметь представление о сходстве и различии традиций своей страны и стран изучаемого языка;
-понимать роль владения иностранным языком в современном мире.
4)В компенсаторной компетенции:
-уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков;
-владеть приемами работы с текстом;
-уметь действовать по образцу
-быть готовым к индивидуальной и совместной проектной работе
-уметь пользовать справочным материалом (справочниками, словарями)
Основное содержание учебного предмета в 7 классе
Говорение.
В 7 классе говорение носит репродуктивно-продуктивный характер, речевое действие осуществляется как с непосредственной опорой на образец, так и по аналогии с ним. Получают дальнейшее развитие механизмы комбинирования и варьирования. В большой мере проявляется речевая инициатива (особенно в условиях ролевой игры).
Диалогическая речь.
Обучающимся обеспечивается возможность:
1. Вести ритуализированный (этикетный) диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формы речевого этикета.
2. Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него.
3. Вариативно использовать известные структурно-функциональные типы диалога, комбинировать их (например, диалог-расспрос комбинировать с диалогом-обменом мнениями и т.п.).
4. Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства с опорой на образец и без него.
Монологическая речь.
Обучающимся предоставляется возможность:
1. Делать краткие сообщения.
2. Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст.
3. Выражать свое отношение к прочитанному (понравилось – не понравилось; что уже было известно – что нового).
4. Описывать, характеризовать друзей, членов семьи, пресонажей литературных произведений на основе усвоенной логико-семантической схемы (кто, каков, что делает, как, где, зачем).
Письмо.
Оно используется и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи: Ученики учатся:
1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
2. Выписывать из теста нужную информацию.
3.Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствами. Произносительная сторона речи, графика, орфография.
Обучающимся обеспечивается возможность овладеть:
- интонацией сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; - произношением и написанием ряда заимствованных слов.
Лексическая сторона речи.
1. Учащиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250-280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики-клише в соответствии с изучаемой тематикой.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами (аффиксацией, словосложением).
3. Использовать интернационализмы.
Грамматическая сторона речи.
Синтаксис.
Ученикам предлагаются для активного употребления:
- простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Морфология.
Учащиеся учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:
- Futurum ;
- глаголы с неотделяемыми и отделяемыми приставками в разных временных формах;
Требования к обучению рецептивным видам речевой деятельности.
Аудирование.
Школьники учатся:
1. Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты на изученном языковом материале с незнакомыми словами, о значении которых можно догадаться.
2. Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов.
3. Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.
Чтение.
Обучающимся обеспечивается возможность научиться:
1. Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным ранее правилам чтения.
2. Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов.
3. Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты.
4. Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для пони мания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение).
5. Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение).
Обучение строится поэтапно с учетом формирования деятельности от отработки отдельных действий и их взаимосвязи к целевой деятельности. Тем самым на уроках реализуется «ЗР-технология»: презентация материала, его повторение и производство, т.е. применение в устных и письменных высказываниях.
На уроках немецкого языка решаются следующие коррекционные задачи:
коррекция - развитие речи;
развитие основных мыслительных операций;
развитие навыков каллиграфии;
развитие наглядно-образного мышления;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словарного запаса;
развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие слухового внимания и памяти; развитие словесно-логического мышления;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по ролям, релаксационные упражнения для мимики.
Требования к практическому владению немецким языком.
Аудирование
Учащиеся должны понимать на слух построенную на программном материале иноязычную речь, предъявленную в нормальном темпе учителем или в звукозаписи, допускающую включение до 1% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контекста, а также его указания, связанные с ведением урока. Длительность звучания связных текстов – до 1 минуты.
Говорение
Диалогическая речь.
Учащиеся должны уметь вести беседу, используя вопросно-ответные реплики, просьбы и приказания, дополнения и уточнения в пределах изученного программного языкового материала, в соответствии с учебной ситуацией по теме, а также в связи с содержанием услышанного, увиденного или прочитанного. Высказывания каждого собеседника должны содержать не менее трех-четырех реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечать поставленной коммуникативной задаче.
Монологическая речь.
Учащиеся должны уметь высказываться в соответствии с учебной ситуацией, делать устные сообщения по теме, передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста. Объем высказывания – не менее пяти фраз.
Чтение
Учащиеся должны уметь читать вслух и про себя с достаточным пониманием новые тексты, построенные на программном языковом материале, которые могут содержать до 2% незнакомых слов, поясненных в материалах справочного характера (сносках или словаре учебника) или понимаемых по догадке.
Письмо.
Учащиеся должны уметь писать буквы и овладеть орфографией слов, используемых в письменных упражнениях.
Языковой материал
В процессе обучения семиклассники должны овладеть следующим материалом:
фонетическим – интонацией предложений с «рамочной конструкцией»; лексическим – 450 лексических единиц;
словообразование –словосложение
грамматическим – структуры со знаменательными глаголами в Perfekt, Präsens, Futurum в том числе с возвратными глаголами, с модальными глаголами , с глаголами, имеющими отделяемые и неотделяемые приставки ;
- структуры неопределенно-личных и безличных предложений;
- утвердительные, отрицательные и вопросительные формы указанных структур;
Подбор текстов для аудирования, чтения и упражнений в соответствии с целями урока выбираются из предложенных в учебнике в необходимом объеме, используется не весь предложенный материал. В случае необходимости используется дополнительный материал, в основном страноведческого характера.
Основное содержание (102 часа)
№ | Тема | Предметное содержание | Количество часов |
1 | После летних каникул. (Повторение) | Воспроизведение ситуации встречи после каникул. Краткие сообщения, рассказы о каникулах. Обобщение и систематизация грамматических знаний. Повторение лексического, грамматического, страноведческого материала. | 6 |
2 | Что мы называем своей Родиной? | Что такое Родина для каждого из нас? Высказывания детей из Германии, Австрии. Швейцарии и России. Европа как общий дом для людей, живущих в странах Европейского сообщества. Первое знакомство с Австрией и Швейцарией. Ознакомление с некоторыми клише, которыми наделяют людей разных стран мира и способами их преодоления. | 16 |
3 | Лицо города – визитная карточка страны | Город, каким он может быть. Знакомство с некоторыми немецкими, австрийскими и швейцарскими городами. Что мы знаем и можем рассказать о Москве? Города «Золотого кольца». | 17 |
4 | Жизнь в современном большом городе. Какие здесь есть проблемы? | Как ориентироваться в незнакомом городе? Какие правила дорожного движения надо знать? Как спросить о том, как пройти, проехать? Основные средства передвижения. Из истории создания автомобиля. Порядок получения водительских прав в Германии. | 13 |
5 | В деревне тоже есть много интересного | Жизнь в городе и в деревне: где лучше? - О вкусах не спорят. Домашние животные и птица. Немецкая деревня вчера и сегодня. Сельскохозяйственные машины. Работа подростков в Германии на ферме. Русские народные промыслы (Хохлома, Гжель, Палех). Каким будет село в будущем? | 14 |
6 | Мы вместе заботимся о нашей планете Земля. | Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновые дыры, уничтожение лесов и животных - все это может привести к катастрофе. Что мы должны сделать, чтобы защитить природу? Какое участие принимают в этом дети? Они могут заботиться о лесе и животных в нем, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища, помогать старым и больным людям. | 16 |
7 | В здоровой теле – здоровый дух | Виды спорта. Значение спорта в жизни человека. Из истории спорта. Олимпийские игры во имя счастья человека, дружбы и мира. Роль спорта в формировании характера человека. Разное отношение к спорту. | 20 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089);
«Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим, Л.В.Садомова. Москва, Издательство «Просвещение», год издания 2011 г;
Примерная программа общего образования по иностранному языку (http://www.edu.doal.ru/predm/laws4/prog_nach_in.doc);
http://www.prosv.ru/ebooks/Bim_Nemeckii_5-9kl/index.html.