Адаптитрованная рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)
Учитель ГБОУ ООШ №13
г. Новокуйбышевска
Дадонова С.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающихся с ЗПР.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) на уровне начального общего образования:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Содержание учебного предмета, курса
Основные задачи реализации содержания: Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
I класс (33 ч.)
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь.
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь.
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
II класс (34 ч.)
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работает художник?
Три основные краски - красная, синяя, желтая.
Пять красок - все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности.
Обобщающий урок года.
III класс (34 ч.)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры - наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник - карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина - пейзаж.
Картина - портрет.
Картина - натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
IV класс (34 ч.)
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
Древнерусский город - крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины - защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ - художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание - великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 1 класса
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Тема урока | Количество часов на изучение | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты |
№ урока | Название | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Ты учишься изображать | 8 | 1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; красоту в обыкновенных явлениях природы; потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна; выразительные, образные объемы в природе; линии и их ритм в природе. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми;об увиденном (объяснять увиденное); о своих впечатлениях по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Формировать поэтического видения мира. Развивать наблюдательности и эстетического восприятия деталей природы. Развивать способности целостного обобщенного виде | Знакомство с Мастером Изображения. Знакомство с понятием «форма». Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Знакомство с понятием «объем». Знакомство с цветом. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Знакомство с понятием «произведение искусства». | Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников | Формировать умение работать на плоскости с помощью пятна, линии, объема и цвета. |
2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 |
3 | Изображать можно пятном | 1 |
4 | Изображать можно в объеме | 1 |
5 | Изображать можно линией | 1 |
6 | Разноцветные краски | 1 |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
8 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 |
2 | Ты украшаешь | 9 | 9 | Мир полон украшений | 1 | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); природные узоры; орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Составлять из готовых | Формировать основ понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Развивать наблюдательности, навыков работы красками, цветом, новых навыков работы с бумагой | Знакомство с Мастером Украшения. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками (монотипия и др.). Знакомство с объемной аппликацией, коллажом, простыми приемами бумагопластики. | Анализировать украшения природы и человека. Уметь создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | Формировать первичный опыт коллективной деятельности. |
| | | 10 | Цветы | 1 | цветов коллективную работу. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры; сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.). | | | | |
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 |
12 | Узоры, которые создали люди Узоры на крыльях | 1 |
13 | Узоры, которые создали люди Красивые рыбы | 1 |
14 | Как украшает себя человек Украшения птиц. Объемная аппликация | 1 |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 |
16 | Как украшает себя человек. | 1 |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 |
3 | Ты строишь | 11 | 18 | Постройки в нашей жизни | 1 | Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п. Анализировать, из каких основных частей состоят дома, различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Создавать коллективное панно (коллаж) с изображением городских (сельских) улиц. | Развивать наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. | Знакомство с Мастером Постройки. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном, многообразием архитектурных и природных построек и их назначений. Знакомство с деятельностью художника-архитектора, дизайн | Анализировать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна | Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности. |
19 | Дома бывают разными | 1 |
20 | Домики, которые построила природа | 1 |
21 | Дом снаружи и внутри | 1 |
22 | Дом снаружи и внутри | 1 |
23 | Строим город | 1 |
24 | Строим город | 1 |
25 | Все имеет свое строение | 1 |
26 | Строим вещи | 1 |
27 | Строим вещи | 1 |
28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | 1 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | | 29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе | 1 | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира; композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни. | Ценить и принимать базовые ценности: добро, родина, природа,семья. .Оценивать жизненные ситуации. Уважение обычаев своего народа. | Знакомство с основами последовательности создания произведения. Знакомство с образом лета в творчестве российских художников. | Анализировать рассматриваемые репродукции картин российских художников. Уметь повторять и затем варьировать систему несложных действий с художествен . Уметь повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. | Формировать навыки коллективной творческой деятельности (сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы |
| | 30 | «Сказочная страна». Создание панно Праздник весны | 1 |
31 | «Сказочная страна». Создание панно Разноцветные жуки | 1 |
32 | «Праздник весны». Конструирование из бумаги Сказочная страна | 1 |
33 | Урок любования. Умение видеть Времена года Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 |
Тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Тема урока | Количество часов на изучение | Характеристика деятельности обучающегося | Планируемые результаты |
№ урока | Название | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Как и чем работает художник? | 8 | 1 | Три основные краски - красная, синяя, желтая | 1 | Наблюдать цветовые сочетания в природе; за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Смешивать краски сразу на листе бумаги посредством приема «живая краска» цветные краски с белой и черной. Овладевать и развивать навыки работы гуашью, пастелью, мелками, акварелью; работы с целым куском пластилина (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление); техникой и способами аппликации; приемами работы с бумагой и графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и представлению; осенний и зимний лес, используя выразительные возможности различных материалов. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи; коврик на тему осенней земли, опавших листьев; объёмное изображение живого с передачей характера. Расширять знания о художественных материалах, перспективы (загораживание, ближе - дальше), о выразительных возможностях линии, точки, темного и белого пятен для создания художественного образа. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. | Формирование способности целостного обобщенного видения Развивать наблюдательности и эстетического восприятия деталейприро ды. | Знакомство с определением «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура». Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Знакомство с выразительными возможностями и особенностями работы пастели, восковых и масляных мелков, акварели. Знакомство с понятием «ритм». Знакомство с техникой и способами аппликации. | Формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Формировать умение работать различными художественными материалами, которые применяются в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. |
2 | Белая и черная краски | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 |
2 | Реальность и фантазия | 7 | 9 | Изображение и реальность | 1 | Рассматривать и изучать строение животных, природных конструкций, архитектурных построек, анализируя их формы и пропорции. Изображать животных, соблюдая пропорции частей тела и передавая в изображении характер выбранного животного; сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью, тушью, пером, углем, мелом, роллерами, фломастерами. Осваивать приемы работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание, плоскостная и объемная аппликация); приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры, встречающиеся в природе (паутинки, снежинки и т.д.), макеты фантастического города. Конструировать из бумаги формы подводного мира, несложные новогодние украшения (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). | | Знакомство с особенностями формы различных животных, природных конструкций, архитектурных построек. Знакомство с возможностями изображения как реального, так и фантастического мира. Знакомство с различными украшениями природы. Знакомства с различными приемами работы с бумагой | Формировать умения анализировать и оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | Формировать опыт коллективной деятельности, участия в обсуждении творческих работ на итоговой выставке. |
10 | Изображение и фантазия | 1 |
11 | Украшение и реальность | 1 |
12 | Украшение и фантазия | 1 |
13 | Постройка и реальность | 1 |
14 | Постройка и фантазия | 1 |
15 | Братья - Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 1 |
3 | О чём говорит искусство | 11 | 16-17 | Изображение природы в различных состояниях | 2 | Изображать животных, передавая характер, настроение и пластику; различные контрастные состояния природы. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи), декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники); сказочные образы в объеме с ярко выраженным паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Расширять знания о характере линии, цвета, формы, которые раскрывают намерения человека, о выразительных возможностях различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Рассматривать и анализировать художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Развивать колористические навыки работы гуашью. | Формировать чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Развитие наблюдательности. | Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Знакомство с контрастными, глухими и звонкими цветами | Анализировать и оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников | Формировать навыки коллективной творческой деятельности. Формирование умения участвовать в обсуждении творческой коллективной работы на итоговой выставке. |
18 | Изображение характера животных | 1 |
19 | Изображение характера человека: женский образ | 1 |
20 | Изображение характера человека: мужской образ | 1 |
| | | 21 | Образ человека в скульптуре | 1 | | | |
22 | Человек и его украшения | 1 |
23 | О чем говорят украшения | 1 |
24 | Образ здания | 1 |
25-26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 2 |
4 | Как говорит искусство | 8 | 27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 1 | Развивать навыки получения тёплых и холодных, звонких и глухих цветов; умения работать кистью, пастелью, восковыми мелками. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар - птица и т.п.), борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли), ветки деревьев с определенным характером и настроением. | Развивать наблюдательность за многообразием и красотой цветовых состояний весенней природы и окружающей действительности. | Знакомство с характером линии, цвета, формы, с понятием «пропорции», со средствами художественной выразительности. Знакомство с понятием «колористический контраст», «ритм линий», «ритм пятен», «обрывная аппликация». | Формировать сотрудничества с товарищами в процессе совместной творческой работы, умения договариваться, объяснять замысел, выполнять работу в границах заданной роли | Формировать навыки анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. |
28 | Тихие (глухие) и звонкие цвета | 1 |
29 | Что такое ритм линий? | 1 |
30 | Характер линий | 1 |
31 | Ритм пятен | 1 |
32 | Пропорции выражают характер | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности | 1 |
34 | Обобщающий урок года | 1 |
Тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Тема урока | Количество часов на изучение | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты |
№ урока | Название | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 1-2 | Твои игрушки придумал художник | 2 | Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обретать опыт творчества и художественно - практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения известных художников - иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки - игрушки. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Формировать способности целостного обобщенного видения Развитие наблюдательности и эстетического восприятия предметов быта. | Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновс-кие, городецкие, богородские). Знакомство с образцами посуды, созданными мастерами промыслов Гжель и Хохлома. Знакомство с отдельными элементами оформления книги. Знакомство с техникой «граттаж» и «графическая монотипия». | Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Формировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия с поставленной задачей. |
3 | Посуда у тебя дома | 1 |
4 | Мамин платок | 1 |
5 | Обои и шторы в твоём доме | 1 |
6 | Твои книжки | 1 |
7 | Поздравительная открытка | 1 |
8 | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы) | 1 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 9 | Памятники архитектуры – наследие веков | 1 | Раскрывать особенности архитектурного образа города. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев - Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивать объемно - пространственную композицию из бумаги. Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт - Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт - Петербурга и других городов, отмечая особенности формы и украшений. Создавать эскизы фонарей, используя графические средства. Осваивать приемы работы с бумагой (скручивание, склеивание и т. д). Характеризовать и сравнивать разные формы автомобилей и их украшение. Создавать образы фантастических машин. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. празднику. Создавать эскиз афиши к спектаклю или цирковому представлению, добиваясь единства изображения и текста. Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Создавать проект оформления праздника. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | Формировать эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формировать потребности в творческом отношении к окружающему миру. | Знакомство с архитектурой родного города. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга. Знакомство с архитектурой садов и парков. Знакомство с разновидностями парков и особенностями их планировки. Знакомство с назначением и ролью ажурных оград в украшении города. Знакомство с разнообразием форм фонарей. Знакомство с понятием «витрина». | Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Формировать умение находить варианты решения различных художественно – творческих задач. Формировать умение организовать место занятий. |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 |
11 | Ажурные ограды | 1 |
12 | Фонари на улицах и в парках | 1 |
13 | Витрины магазинов | 1 |
14 | Транспорт в городе | 1 |
15 | Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы) | 1 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 16 | Художник в цирке | 1 | | Формировать понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Знакомство с элементами циркового оформления: занавес, костюм, реквизит, освещение, оформление арены. Знакомство с историей возникновения театрального искусства и театра кукол. Иметь представления о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки). Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката. Знакомство с элементами праздничного украшения города | Формировать овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы | Формировать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность. |
17 | Художник в театре | 1 |
18-19 | Маски | 2 |
20-21 | Театр кукол | 2 |
22-23 | Афиша и плакат | 2 |
24-25 | Праздник в городе | 2 |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 |
4 | Художник и музей | 8 | 27 | Музеи в жизни города | 1 | Понимать и объяснять роль художественного музея. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших русских художников - пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (кто изображен, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет или автопортрет. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением. Развивать живописные и композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. | Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формировать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Иметь представление о разных жанрах в изобразительном искусстве. Знать имена известных художников, работавших в различных жанрах. Знакомство с видами скульптуры. | Формировать умение вести диалог. Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. | Формировать способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства. |
28-29 | Изобразительное искусство. Картина - пейзаж | 2 |
30 | Картина - портрет | 1 |
31 | Картина - натюрморт | 1 |
32 | Картины исторические и бытовые | 1 |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 |
Тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Тема урока | Кол-во часов на изучение | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты |
№ урока | Название | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Истоки родного искусства | 8 | 1 | Пейзаж родной земли | 1 | Отзывчиво и эмоционально выражать свое отношение к стихотворению о Родине. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников - пейзажистов. Составляют план работы над рисунком. Объясняют, опираясь на репродукции картин. Рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируя их. Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их с образцом (рисунком педагога). Вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила. Знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Составляют план работы над панно в группах. Выполняют аппликацию из цветной бумаги. Выполняют творческую работу. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. | Иметь мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи, деревянного зодчества Руси. Проявляют эмоционально – ценностное отношение к русскому деревянному зодчеству; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Понимают красоту женского народного костюма. | Расширять свои представления о жанре пейзаж. Усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «асимметрия», «декор», «архитектура», «деревянное зодчество». Познакомятся с творчеством выдающихся художников – пейзажистов. Расширят свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, о ее культуре. Знакомство с русским народным жилищем, его декором. | Обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение; задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка; уметь согласовывать свои действия с партнером. | Понимать учебную задачу урока; отвечают на вопросы; составляют план и последовательность действий |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи | 1 |
3 | Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы | 1 |
4 | Деревня - деревянный мир | 1 |
5 | Красота человека | 1 |
6 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 |
7 | Календарные праздники | 1 | | |
8 | Народные праздники (обобщение темы) | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 9 | Родной угол | 1 | Рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируя их. Составляют план работы. Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников. Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению и колокольному звону. Знакомятся с изображениями древнерусских соборов в Москве, сравнивают и анализируют их. | | | | |
| 10 | Древние соборы | 1 |
11 | Города Русской земли | 1 |
12 | Древнерусские воины - защитники | 1 |
13 | Золотое кольцо России | 1 |
14 | Узорочье теремов | 1 |
15 | Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 |
3 | Каждый народ - художник | 11 | 16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры | 1 | Имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве Древней Японии. Проявляют отзывчивость к красоте женского образа в искусстве Древней Японии, архитектуры Средней Азии, Греции. | | | | |
17 | Оригами | 1 |
18 | Страна Восходящего солнца. Образ человека, характер в японской культуре | 1 |
19 | Народы гор и степей | 1 |
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры | 1 |
21 | Города в пустыне | 1 |
22 | Древняя Эллада | 1 |
23 | Олимпийские игры | 1 |
24 | Средневековый город | 1 |
25 | Образ готического храма в средневековом городе | 1 |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 1 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 27 | Материнство | 1 | Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению о Родине. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников - пейзажистов. Составляют план работы над рисунком. Объясняют, опираясь на репродукции картин. Рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируя их. Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их с образцом (рисунком педагога). Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила. Знакомятся с русским народным жилищем, его декором. Составляют план работы над панно в группах. Выполняют аппликацию из цветной бумаги. Выполняют творческую работу. Овладевают приемами коллективной творческой деятельности. Развивают живописные и композиционные навыки анализируют картины художников - пейзажистов. Составляют план работы над рисунком. Объясняют, опираясь на репродукции картин. Рассуждают и находят ответы на вопросы, формулируя их. Рассматривают рисунки, оценивают работу свою и одноклассников, сравнивая их с образцом (рисунком педагога). Вступают в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила. Знакомятся с русским народным жилищем, его декором. деятельности. Развивают живописные и композиционные навыки | Проявляют эмоционально – ценностное отношение к музыкальному произведению о маме. Имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. Проявляют отзывчивость к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи, к красоте искусства народов разных стран. Проявляют эмоционально – ценностное отношение к | Усвоят суть понятий «жанр портрета», «иконопись». Познакомятся с творчеством выдающихся художников – портретистов, с работами скульпторов. | Слушают собеседника и ведут диалог. Задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка. Умеют строить понятное монологическое высказывание | Понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; составляют план и последовательность действий |
28 | Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве | 1 |
29 | Мудрость старости | 1 |
30 | Сопереживание. Дорогою добра | 1 |
31 | Герои - защитники | 1 |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | 1 |
33 | Юность и надежда | 1 |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | 1 |