Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»
Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.
Задачи урока:
Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;
Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;
Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, другими источниками, обобщать события и формулировать выводы;
Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.
Представляемый урок состоит из следующих этапов:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Изучение нового материала
Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
На уроке используется технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – одна из технологий развивающего обучения. Проблемное обучение способствует развитию творческого мышления, познавательной активности и интересов, развивает способности к самообразованию, исследовательские навыки человека. Это обучение, в процессе которого учащиеся вовлекаются в разрешение проблем.
Главное понятие данной технологии, используемое на уроке – это проблемный вопрос. Он отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает учащегося к поиску неизвестного, нового знания.
Тип урока:
урок изучения нового материала (по соотношению содержательных компонентов);
проблемный урок (по преобладающему характеру деятельности);
Приемы деятельности учителя: постановка проблемы, проблемное изложение материала, самостоятельная работа учащихся, беседа, рассуждение.
Виды деятельности учащихся: воспроизводящая, творческая, игровая.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная
Принципы организации урока:
Развивающего и воспитывающего обучения (наряду с интеллектуальным и эмоциональным развитием происходит формирование свойств личности таких как: самостоятельность, организованность, взаимодействие, усидчивость, трудолюбие, дисциплина труда).
Психологической комфортности (создание положительной мотивации по изучению истории).
Результативности.
Своевременности и новизны.
Эмоциональности.
Обеспечение:
Мультимедиа проектор, экран.
Презентация, созданная учителем PowerPoint.
Раздаточный материал: индивидуальные задания по теме.
Для игры: бобы белые и темные, непрозрачная емкость для бобов, плащ для Перикла.
Виды контроля: контроль учителя, самоконтроль.
Ход урока:
1. Организационный момент (эмоциональный настрой детей).
Звучит музыка (Сиртаки).
Учитель:
Здравствуйте. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в далекое прошлое.
Посмотрите на доску. Вы видите карту и словосочетание. Определите, какой древнегреческий полис изображен на карте и вспомните термин. Попробуйте определить тему нашего урока. Запишите в тетрадь тему урока и число (Слайд 1)
Учащиеся высказывают предположения.
Предполагаемый ответ: На карте изображена область Аттика, главный город Афины, термин – демократия, темой урока будет демократия в Афинах.
2. Актуализация опорных знаний (тест.) (Слайд 2)
Учитель: Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала, для этого решите тест (на белых листах). Время 3 минуты. Меняемся тестами с соседом по парте и проверяем друг у друга, ставим оценки.
Учащиеся решают тест, меняются с соседом по парте, проверяют и выставляют друг другу оценки (Приложение 1.).
Учитель: Отложите тесты в сторону, найдите на столе голубые бланки, рассмотрите их. Сегодня ваша оценка будет складываться из трёх – это тест, ваша самооценка за урок и оценка учителя.
3. Изучение нового материала
Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством.
Значимость данной темы огромна, идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Поэтому, изучая афинскую демократию времен Перикла, вы можете извлечь важные для себя как гражданина уроки бескорыстного служения своему Отечеству.
В Афинах не было царей, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.
Ставится проблемная задача: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным? (Слайд 3)
Для того чтобы решить эту задачу мы будем исследовать особенности Афинского полиса этого периода. Сегодня мы работаем в группах. Вам нужно решить познавательные задачи, сформулировать ответы на вопросы, выбрать выступающих и представить ответы классу. Задания на желтых карточках. Время 10 минут.
Работа в группах:
1 группа (Совет пятисот). Личность Перикла (Слайд 4-7)
Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Выбирают выступающих. Записывают ответы в тетрадь.
Познавательная задача: рассказать о Перикле, ответить на этот вопросы: «Кто такой Перикл? Какие человеческие качества позволили ему стать первым стратегом?»
На доске записываем: Перикл – первый стратег (с 433 г. до н.э.).
Предполагаемые ответы: Перикл – первый стратег (с 433 г. до н.э.), избирался на эту должность 15 лет (раз). Качества характера: выдержка, красноречие, умение убеждать, образованность.
Вопросы и обсуждение с классом
2 группа (Афинские граждане – знатные афиняне) (Слайд 8)
Учащиеся самостоятельно работают с учебником (параграф 40, п. 1). Выбирают выступающих. Познавательная задача: ответить на вопросы «Кто участвовал в народном собрании? Сколько раз в месяц собиралось народное собрание?»
Предполагаемые ответы: В Народном собрании участвовали граждане Афин, мужчины, достигшие 20 лет.
Вопросы и обсуждение с классом
3 группа (Афинские граждане – земледельцы). Функции народного собрания (Слайд 9)
Учащиеся самостоятельно работают с учебником (параграф 40, п. 2). Выбирают выступающих. Познавательная задача: составить схему (кластер) «Функции народного собрания».
После работы – слайд с показом правильных ответов (или оформляют на листе ватмана).
Предполагаемые ответы:
Вопросы и обсуждение с классом
4 группа (Афинские граждане – жители района керамик). Нововведения Перикла. (Слайд 10)
Учащиеся самостоятельно работают с учебником (параграф 40, п. 1). Выбирают выступающих. Познавательная задача: ответить на вопросы: «Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Среди бедного населения не было умный людей? (делается акцент на бесплатность работы). Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию?»
Предполагаемые ответы: По предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить из казны. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей!
Вопросы и обсуждение с классом
2 группа (Афинские граждане – знатные афиняне и купцы) (Слайд 11)
Учащиеся самостоятельно работают с учебником (параграф 40, п. 1). Выбирают выступающих.
Познавательная задача: «Как выбирали должностных лиц в Афинах? Как выбирали стратега и почему?»
Предполагаемые ответы: В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и туже должность – судьи, сборщика налогов, смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб, тот и считается избранным.
Стратега выбирало народное собрание поднятием рук, т.к. афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.
Вопросы и обсуждение с классом
Импровизация Афинского народного собрания (игра) (Слайд 12)
Перикл (учащийся):
Уважаемые граждане Афин! Вот уже второй раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! Свободные граждане Афин! Сегодня нам предстоит решить два важных вопроса. Итак, я начну. Вы все знаете о вторжении спартанцев в Аттику, сельские жители в ужасе бегут в Афины. Нам угрожают. Я выскажу свое мнение: не соглашайтесь на их требования! Если вы уступите им – они предъявят более тяжкие требования. По-моему – лучше война! Прошу вас высказаться (предложение поступает на совет пятисот, потом голосование).
А теперь нам необходимо выбрать смотрителя рынка. Прошу кандидатов тянуть жребий.
Кто хочет быть судьей, сборщиком налогов прошу тянуть жребий.
Выборы должностных лиц: желающие ученики участвуют в выборах (жребий), вытягивают бобы, кому попадется белый – тот избран.
4. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Учитель: Итак, мы с вами попробовали поучаствовать в Афинском народном собрании. А сейчас ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным? (Слайд 13)
Вспомогательные вопросы: Что изменилось в управление Афинами при Перикле? Правы ли были афиняне выбрав Перикла главным стратегом? Какая часть населения не участвовала в управлении?
Предполагаемые ответы: Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством. НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, переселенцы их не имели.
Учитель: Выставляем себе оценки в специальный бланк (на голубых листах).
Рефлексия. Кому понравился урок, кто узнал новую и значимую для себя информацию, кто стал лучше понимать историю, проголосуйте белыми бобами, кому урок не понравился, проголосуйте белыми бобами.
Домашнее задание параграф 40, читать, на выбор (Слайд 14):
Написать синквейн по теме урока.
Нарисовать рисунок по теме урока.
Ответить на вопросы учебника стр.