Активные формы работы на уроках ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры»
Автор: Разумная Нина Викторовна
учитель истории, обществознания, ОРКСЭ
МОКУ Струговская ООШ
УМК «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы
православной культуры
Предмет «ОРКСЭ» является обязательным для изучения учебным предметом в 4 классе начальной школы. В соответствии с базисным учебным планом на него отводится по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени, отводимого на этот предмет, составляет 34 часа в год.
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям. Планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены в ФГОС НОО, т.е. будут способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, развития познавательных интересов и ценностей, приобретения опыта, выработке норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности.
Учебный комплекс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
На сегодняшний день состав учебно-методического комплекта включает учебник, рабочую тетрадь, методическое пособие, сборник рабочих программ, книгу для учителя, книгу для родителей.
В основе содержания курса ОРКСЭ лежит принцип диалога религиозных и светских культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданином России, живущим в мире культурного и религиозного разнообразия.
Для лучшего усвоения детьми учебного материала необходимы:
- Творческий подход учителя
- Внеурочная деятельность
- Дополнительный дидактический материал на уроках (презентации, викторины, дополнительные задания)
- Интересные домашние задания (которые должны выполняться по желанию ребенка)
- Создание портфолио (или личного альбома) каждого ученика
- Взаимодействие с родителями
Виды деятельности на уроках ОРКСЭ
- Работа с текстом: обсуждение, пересказ, ответы на вопросы,
- Беседа,
- Словарная работа,
- Работа с пословицами, крылатыми выражениями, притчами,
- Работа со схемами, таблицами,
- Работа с иллюстрациями, рисование,
- Слушание музыки, аудиокниг,
- Просмотр и анализ короткометражных фильмов и мультфильмов,
- Игровая деятельность,
- Проектная деятельность.
Работа с пословицами
Задание: Собери пословицы, объясни их значение, наиболее понравившуюся пословицу запиши в тетрадь
Начало пословицы
Окончание пословицы
Родина - мать
Сильнее смерти
Родная сторона - мать
Чужая мачеха
Каждому мила
Своя сторона
Любовь к Родине
Умей за нее постоять
Подумай, какая тема объединяет эти пословицы?
Собери пословицы, объясни ее значение
Родная у одна человека Родина
него одна у мать и
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина
Прочитай пословицы, укажи к каким заповедям они относятся
- На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай;
- Нет милее дружка, чем родная матушка;
- Раз солгал, навек лгуном стал;
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
- Заработанный ломоть лучше краденного каравая;
Практическая работа. Заполнение таблицы «Крылатые выражения Библии»
Крылатое выражение
Краткое значение
В какой части Библии о нем идет речь
Практическая работа. Заполнение таблицы «Крылатые выражения Библии»
Крылатое выражение
Краткое значение
Блудный сын
В какой части Библии о нем идет речь
раскаявшийся в своих заблуждениях человек
Вавилонское столпотворение
беспорядок, суматоха
Новый Завет
Суд Соломона
Ветхий Завет
мудрый и скорый суд
Зарыть талант в Землю
оставление без пользы каких-либо знаний, духовных качеств, пренебрежение ими
Ветхий Завет
Новый Завет
Н. Лосев «Блудный сын»
Н. Ге «Суд Соломона»
Рембрандт ван Рейн
Заполни таблицу. Впиши поступки и дела, которые считаются подвигом
Подвиг ради себя
Подвиг ради другого человека
Подвиг ради Бога
Ульяновск. Памятник спецназовцу Д.Разумовскому, погибшему при освобождении детей в Беслане
Запиши в таблицу имена и совершенные ими подвиги .
Имя героя
Совершенный им подвиг
Расшифруйте слова, объясни понятия
иглеяри
апахс
ибялиб
демлосриеи
вдапеьзо
религия
Пасха
Библия
милосердие
заповедь
Закрепление. Вставьте в текст нужные слова
- Библия состоит из 2 частей ________ и _________
- Слово ЗАВЕТ означает_______________
- События Священной истории, произошедшие до Рождества Христова, описываются в _____________
- ЕВАНГЕЛИЕ - это первые 4 книги ________, рассказывающие о __________
Правила составления синквейна
1-я строчка -это название темы одним словом. 2-я строчка - два прилагательных. 3-я строчка - три глагола. 4-я строчка - предложение из четырех слов. 5-я строчка - синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Синквейн на тему «Любовь»
- Любовь
- Милосердная, терпеливая
- Спасает, вдохновляет, чувствует
- Любовь никогда не перестает
- Бог
Игра «Ассоциации» Подберите слова-ассоциации: к каждой букве
- С – справедливая
- О - обличает
- В – воспитывает, внутри
- Е – есть у каждого человека
- С – судья
- Т – твердая, терпеливая
- Ь -
Подбери однокоренные слова к слову БОГ
- обогатиться опытом духовным, нравственным. Бог – податель благ. В Бога богатеть
- тырить (искать, копить, нести) Бога
- рядом с Богом, ищет богатства Небесного, а не земного.
Заочные экскурсии
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Храм Христа Спасителя
Игра «Машина времени»
Перемещение во времени
Цель путешествия:
- 1 команда: Собрать информацию о …. в прошлом.
- 2 команда: Узнать, что будет представлять из себя …. в будущем
Просмотр мультфильмов
- Сказ о Егории Храбром (Георгии Победоносце)
- Московская легенда. Про Василия Блаженного
- Сказание о Петре и Февронии Муромских
- Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец
- Путеводительница
- Мой выбор
- Братья
- Истории Ветхого Завета
- Ангел (по сказкам Г.Х. Андерсена)
Просмотр и анализ фильмов
- Кукла рождественской девочки
- Рождественский ангел
- Маленькая принцесса
- Щенок
- Хэйди
- Полианна
Вопросы к рассказу
Юлии Насветовой
«Кукла Рождественской девочки»
- Как звали девочку
- Сколько ей было лет?
- Когда у нее был день рождения?
- Какое горе случилось в семье девочки?
- Почему девочка решила продать свою куклу?
- Какими чертами характера на твой взгляд обладала девочка?
- Хотел (а) бы ты дружить с этой девочкой? Объясни свой ответ.
- Понравился тебе рассказ?
- Как ты думаешь, чему учит нас этот рассказ?
Примерные формы внеучебных занятий и мероприятий в рамках курса ОРКСЭ
- Викторины, конкурсы.
- Экскурсии.
- Деловые и ролевые игры.
- Проекты.
- Стенгазеты.
- Театрализованные представления.
- Встреча с интересными .
- Шефская работа школьников.
- Уход за памятниками.
- Подготовка и участие учащихся во Всероссийских олимпиадах духовно-нравственной направленности.
Способы оценки достижения планируемых результатов и рефлексии
- Наблюдение,
- Самооценка,
- Оценка товарища,
- Портфолио учащихся,
- Диагностики (после просмотра фильмов или прослушивания аудиокниг),
- Анкетирование учащихся и родителей,
- Метод TASC (интерактивный круг ТASC).
Лист рефлексии
1.
На уроке я работал
2.
Активно
Своей работой на уроке я
3.
4.
Пассивно
Доволен
Урок для меня показался
За урок я
Не доволен
5.
Коротким
6.
Мое настроение
Устал
Длинным
Не устал
Стало лучше
Материал урока
Стало хуже
Понятен
Не понятен
Полезен
Бесполезен
Интересен
Скучен
Был легким
Был трудным
Интерактивный круг TASC
- Работа с кругом TASC проходит 8 этапов. Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.
Рефлексия «Ладошка»
На листе бумаги обведите свою ладошку,
каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:
- большой – для меня это важно и интересно…
- указательный - я получил конкретные рекомендации…
- средний - мне было трудно (не понравилось)…
- безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец - для меня было недостаточно…
Полезные ссылки
- http://zakonbozhiy.ru - Закон Божий (закладка «Видеокурс» более 200 фильмов)
- http://pravfilms.ru - Православное кино (документальные фильмы, художественное кино, мультфильмы)
- http://azbyka.ru – Азбука веры ( православное видео, музыка, аудиокниги)
- http://predanie.ru – православный портал «Предание» ( православное видео, музыка, аудиокниги)
- http://sofia-sfo.ru/ - София , православный образовательный сайт Сибирского федерального округа )
- http://opk.pravolimp.ru - Официальный сайт олимпиады по ОПК
- http://www.golden-ship.ru/ - православная библиотека «Золотой корабль»
Благодарю
за внимание!