Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в образовательных организациях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения (на примере УМК «Русский язык», 1-4 кл.», авторов Е.А. Хамраевой и др. и УМК «Литературное чтение», 1-4 кл. под ред. М.В. Черкезовой)
Корнута Ирина Васильевна,
к.п.н., доцент
Образовательные организации (в зависимости от языка обучения)
Национальные школы
(до 1992 г.)
Школы с русским языком обучения
Образовательные организации с родным (нерусским) языком обучения
Образовательные организации с русским (неродным) языком обучения
Образовательные организации с русским (родным) языком обучения
Образовательные организации, где обучаются дети мигрантов и переселенцев
Национальная школа
это — общеобразовательное образовательное учреждение с полным или частичным использованием национального компонента, направленного на сохранение, развитие и пропаганду национального языка и национальной культуры как национального меньшинства, так и «большинства»; как коренного народа территории, на которой существует школа, так и не коренного.
Чаще национальные школы создаются в поддержку языка и культуры именно коренного народа, находящегося под угрозой исчезновения или утраты родного языка и культуры, а также в поддержку национального меньшинства, желающего вдали от исторической родины сохранить родной язык и культуру.
Национальная школа
- Термин, используемый в сфере образования в СССР и в РФ для именования такого типа общеобразовательного начального и среднего учебного заведения, в котором национальный язык (родной язык) местного населения либо изучается как предмет, либо является средством обучения (либо и то и другое).
- Другое название - «школа с родным языком обучения». Помимо изучения родного языка, в программу Национальной школы входит изучение родной литературы, обычаев своего народа, его истории, истории родного края. Противопоставление «национальная школа» - «русская школа» служит для описания различных типов обучения - с использованием или без использования местных этнических языков. Открытие или закрытие национальной школы является прямым выражением языковой политики государства в сфере образования и существенным образом влияет на функциональное развитие языка.
- Словарь социолингвистических терминов. — М.: Российская академия наук. Институт языкознания. Российская академия лингвистических наук. Ответственный редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006.
НЕРОДНОЙ ЯЗЫК
Родовое понятие, включающее понятие языка межнационального общения, иностранного языка, изучаемого в языковой среде и вне ее.
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ШКОЛА.
- Школа, обучение в которой ведется на двух или трех языках. Особое внимание в поликультурной школе уделяется изучению истории, культуры страны изучаемого языка.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности.
НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА
Методика преподавания языка, учитывающая особенности языка и культуры носителей изучаемого языка. Предлагает сопоставление сходных и несовпадающих явлений в двух языках (родном и изучаемом), при отборе и представлении учебного материала на занятиях. Национально-ориентированная методика позволяет повысить эффективность преподавания, т. е. уменьшить время обучения и увеличить объем изучаемого материала за счет использования межъязыкового сходства и снижения влияния интерференции.
Грамматический материал при следовании такой методике вводится функционально по принципу «от содержания высказывания к его форме», а морфологические явления осваиваются в процессе обучения на синтаксической основе. Применяется главным образом в моноязычных группах
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. А35. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
Федеральные государственные образовательные стандарты
Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в Российской Федерации.
1. «В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации , если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
2. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами …
3. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации , а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами …».
Федеральные государственные образовательные стандарты
Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в Российской Федерации.
Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что население Российской Федерации владеет более чем 277 языками, из них на русском языке говорит 99,41% из числа лиц, указавших владение языками (по результатам переписи населения 2002 года население владело более чем 150 языками, из них на русском говорили 98,2%).
Федеральные государственные образовательные стандарты
Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в Российской Федерации.
Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии»:
«Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения».
Федеральные государственные образовательные стандарты
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования
« Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися основной образовательной программы».
в программе отражены результаты
создается инструмент по их определению
проводится измерение
нет
освоили учащиеся это содержание
да
насколько, или на каком уровне
Федеральные государственные образовательные стандарты
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования
«Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования…»
Федеральные государственные образовательные стандарты
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования
стандарт
программа
требования к результатам
измерения
результаты
оценка результатов
Федеральные государственные образовательные стандарты
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования
«Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта»
Федеральные государственные образовательные стандарты
Итоговая аттестация и государственный контроль (надзор) в сфере образования
требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определяет действующий стандарт. Он выделяет три группы результатов :
• личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений;
• метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В учебнике реализуется системно-деятельностный подход и учитываются знания, полученные на уроках русского и родного языка, литературного чтения на родном языке обучающихся.
- Учебники обеспечивают становление коммуникативной компетентности обучающихся, способствуют достижению личностных, предметных, метапредметных результатов в процессе обучения, формируют потребности учащихся в творческом самовыражении и использовании русского языка с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
- Содержание учебника строится на основе коммуникативно-речевого, художественно-эстетического и литературоведческого принципов. Подбор (выбор?) художественных произведений продиктован возрастными особенностями обучающихся и диалогом культур – русской, родной.
Отличительные особенности образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке
Образовательные организации с родным (нерусским) языком обучения
Образовательные организации с русским (неродным) языком обучения
Язык обучения – родной
(татарский, башкирский и т.д.)
Язык обучения – русский
Родной язык изучается как отдельный предмет
Русский язык изучается
как отдельный предмет
Отличительные особенности образовательных организаций с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке
Базисный учебный план для школ с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языке обучения
Учебные предметы
Количество часов в неделю
классы
Инвариантная часть
I
II
Русский язык
III
Литература
4
2
IV
5
Родной язык и литература
Иностранный язык
3
3
V
5
3
-
3
VI
5
5
3
VII
3
2
2
2
VIII
3
5
3
2
2
IX
3
3
2
3
3
Всего
3
2
3
3
3
3
3
38
3
22
3
3
27
21
В образовательных организациях с обучением на родном (нерусском) языке родной язык и литература изучаются:
1) 1-11 классы;
2) 1-9 классы, с 10 класса все предметы изучаются на русском языке;
3) 1-4 классы, с 5 класса все предметы изучаются на русском языке
В образовательных организациях с обучением на русском (неродном) языке родной язык и литература изучаются:
- 1 – 11 классы;
- 1 – 9 классы;
- 1 – 4 классы
ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОСТИ
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ
КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА
Главные особенности новых УМК
- построены на основе полилингвальности и поликультурности, функциональности и диалога культур
- применен коммуникативно-деятельностный подход в овладении русским языком
- учитываются психофизиологические возможности обучающихся при овладении ими русским языком
- используется интерактивность в подаче материала, коммуникативная направленность упражнений и заданий, нацеливающих на самостоятельный поиск решений, развивающих способность к выбору, формирующих умения выстраивать ассоциативный ряд, моделировать несложные языковые ситуации
- в работе с художественным текстом используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребенка, формируются нравственно-эстетическое отношение к действительности
Цель создания учебников
- Повысить качество освоения учащимися начальных классов содержания основной образовательной программы
- Обеспечить учителей начальных классов и других специалистов методическими и практическими материалами
- Предупредить у обучающихся трудности в освоении основной образовательной программы НОО
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. АЗБУКА. 1 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 2 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 1 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 3 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 4 КЛАСС.
Корнута Ирина Васильевна
Контакты:
[email protected]
Т. 8 495 181 53 44 , доб. 240