Актуальные направления цифровой трансформации образования: перспективы и новые возможности развития
традиционного образования
XXI привел за собой цифровые технологии.
Внедрение новых методов и инструментов преподавания и обучения повлекло преобразования в социуме, а они, в свою очередь, повсеместное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни, и в образование в том числе.
Говоря о цифровизации, в первую очередь имеется в виду программное обеспечение, инфраструктура, перечень платформ и предложений Интернета. При использовании термина «цифровая трансформация» часто подразумевается только его техническая составляющая, но целесообразно более широкое его рассмотрение.
Цифровая трансформация затронула все области: политическую, экономическую, общественную, культурную. В условиях стремительного обновления и уплотнения информационных потоков ведущую роль в формировании IT-компетентности играет образование, именно оно обеспечивает готовность человека работать с различными источниками и носителями информации, критически осмысливать ее и использовать для решения личностно и общественно значимых проблем. Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.
Цифровая трансформация – законченный путь преобразований, когда мы пересматриваем бизнес-стратегии, операции, продукты, подходы, цели, когда мы заканчиваем процесс, позволяющий быть конкурентоспособным в современном изменяющемся мире.
Цифровая трансформация образования (ЦТО) – это взаимоувязанное (системное) обновление:
• целей и содержания обучения
• инструментов, методов и организационных форм учебной работы
• в цифровой образовательной среде для всестороннего развития КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО, формирования у него компетенций, необходимых для жизни в цифровой экономике.
Цифровая трансформация школы – это коренной пересмотр принципов работы практически всех подразделений. Это большой, многоступенчатый процесс.
Цифровая трансформация школы включает в себя цифровизацию образования.
Что такое цифровизация?
«Цифровизация» – это средство получения желаемого результата: гибкости образовательного процесса, которая приносит учащимся высокий результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов.
«Цифровизация – это есть переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств».
Основанием для инициации и реализации цифровизации образования являются:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», он закрепил право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,
- Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача: создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
В настоящее время в Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Проектом предусмотрено к 2024 году:
- внедрение современных цифровых технологий в основные общеобразовательные программы в 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для не менее 500 тыс. детей;
- внедрение во всех субъектах Российской Федерации целевой модели цифровой образовательной среды;
- обеспечение 100% образовательных организаций Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c – для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернеттрафиком;
- создание сети центров цифрового образования детей, в том числе не менее 340 центров цифрового образования «IT-куб» (за счет средств федерального бюджета) с годовым охватом не менее 136 тыс. детей.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации дано поручение подключить все общеобразовательные организации к высокоскоростному интернету до конца 2021 года.
Цифровые ресурсы прочно вошли в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, что цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве. Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы.
Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя.
Преподаватели должны знать/уметь:
- особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
- возможности цифровой среды для преподавания;
- тенденции развития цифровой грамотности гражданина;
- основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;
- осознанно формировать персональную обучающую среду;
- выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;
- анализировать образовательные данные;
- применять технологии смешанного и адаптивного обучения.
Профессионалы нового уровня должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.
Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на:
1) совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
2) развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
3) анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
Цифровизация образования предполагает:
- применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными,
- продуктивное применение цифровых технологий,
- включение обучающихся в самостоятельный поиск,
- отбор информации,
- участие в проектной деятельности,
- формирование у обучающихся компетенций XXI века.
Направления применения цифровизации в образовании
- развитие цифровых библиотек и кампусов университетов.
- разработка и наполнение онлайн курса осуществляется с применением программных решений, позволяющих осуществить сборку курса из имеющихся информационных ресурсов и в специализированных программных средах, авторскими системами,
- автоматизированным проектированием.
Задачи:
1) обучение и повышение квалификации педагогических работников по применению цифровых технологий в образовательной деятельности;
2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;
3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;
4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий обучающимися;
5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий.
6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;
7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий в школе.
Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:
- обучающимися (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);
– педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т.д.);
– педагогическим коллективом школы (он определяет через локальные акты – положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции школы, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
– государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).
Достоинства информатизации образования
Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- во время проведения урока;
- в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
- при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;
- в процессе создания и передачи общешкольной информации;
- в процессе научной деятельности;
- при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- при создании мультимедийных сочинений;
- в презентационной деятельности;
- в локальной и глобальной сети.
Что дает информатизация образованию:
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:
- повышение у учащихся интерес к предмету,
- облегчение формирования у учащихся основных понятий по изучаемой теме,
- выявлять и развивать способности,
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности,
- интеллектуально развивать учащихся,
- подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин,
- расширить виды совместной работы учащихся,
- повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся.
Плюсы цифровизации:
Приучение к самостоятельности. Будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремиться к знаниям. Такое воспитание делает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.
Отсутствие бумажной волокиты. Школьникам приходится носить много учебников и тетрадей, занимающих значительное место и много весящих в сумке. Нагрузка такая сильная, что у ребенка болит тело. Цифровое образование избавит человека от горы бумаг и книг. В компьютере и смартфоне вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
Экономия. Так как цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии требуют замены только в случае поломки старой техники.
Упрощение работы педагогов. Профессия учителя является одной из самых сложных. На воспитание юнного поколения тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому идет развитие учеников. Школьники обращаются к учителю лишь в спорных ситуациях.
Шаг в будущее. Переход к цифровому образованию — значимый этап к созданию Интернет-технологий. В настоящее время наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения будет помогать школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.
Минусы цифровизации:
Риск отрицательного результата. Эти изменения станут кардинальными. Нет возможности утверждать станет ли такое новшество положительным. Данная система применяется впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.
Отсутствие творчества. Учеными доказано, что цветовое оформление помогает человеку лучше запоминать информацию. Даже взрослым людям рекомендуют создавать записи с небольшими корректировками. Также это способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкает к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
Снижение умственной активности. Это явление наблюдается уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестает самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимую информацию. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
Плохая социализация. Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок сразу попадает в другой социум, где ни с кем не знаком. В школе он получает не только новые знания, но и обретает новых друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система сильно снижает уровень социализации человека. Это влияет на дальнейшее развитие личности.
Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменяются в первую очередь. Долгое пребывание за экраном приводит к глазной усталости. Со временем появляются сухость, покраснение, раздражение, ухудшается зрение. В будущем уже вряд ли найдутся люди с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для развития детей. Работа с клавиатурой и планшетом приводит к изменению физиологии пальцев. Возможно изменение строения костей, суставов и мышц.
Абсолютный контроль. Это относится к школьникам, учителям и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.
Функция педагогов. После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.
Было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.
Документы, регулирующие использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе. Современный мир поставил перед образованием новые задачи. «Цифра», с одной стороны, помогает их решать, с другой – создает новые вызовы. Государству, IT-компаниям и педагогическому сообществу предстоит вместе формировать новые методики обучения, искать оптимальный баланс цифрового и классического образования. Образовательный контент требует регулярного обновления. Нужно актуализировать данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методики, адаптировать материалы под потребности учителей и учеников. При этом обновление бумажных учебников – дело долгое. Нужно не только издать новую версию, но и пройти лицензирование, доставить книги в школы.
Внесить изменения в цифровые ресурсы проще. Кроме того, экспертам легче дорабатывать материалы благодаря большим данным. Например, если по статистике задача вызывает сложности у большинства пользователей, можно пересмотреть ее формулировку или добавить в раздел больше подготовительных заданий. Регулярная и оперативная аналитика – большое преимущество «цифры», которое позволяет делать контент максимально качественным.
Интерес к учебе необходимо повышать не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней. Педагогам стоит мотивировать школьников развиваться и узнавать новое, а не зазубривать наизусть учебник ради высокого балла.
Современные дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, строящейся на внешней мотивации: наградах, рейтингах и так далее. Но в образовании не нужно дублировать то, что хорошо работает в развлекательной сфере. В учебе ребенок должен соревноваться в первую очередь сам с собой и быть нацелен на сотрудничество с другими – то есть стремиться улучшить собственные результаты, а не обойти одноклассников в рейтинге.
Задача современного образования: научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого необходимо развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, работать с математической и различной другой информацией, использовать полученные знания для решения прикладных задач.
Здесь у «цифры» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. Можно, с одной стороны, реалистично воссоздавать ситуации из жизни, в которых ребенок применяет свои знания. Вместе с тем проще моделировать сложные метапредметные концепции.
Образование должно давать навыки, полезные для реальной жизни. «Цифра», помимо всего прочего, способна обучить ребенка цифровой грамотности и взаимодействию с интерфейсами. Это особенно удобно, учитывая, что ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.
Цифровизация – один из способов сделать образование одинаково качественным для всех. С «цифрой» проще и быстрее сформировать персонализированный подход к ученикам, легче внедрить дифференцированное обучение, которое учитывает потребности каждого. Цифровая среда способна создать равные возможности и для детей с особенностями развития.
Однако нужно понимать, что в настоящее время техника и онлайн-инструменты доступны не всем и, к сожалению, не везде. «Цифра» станет по-настоящему эффективной, только получив массовое распространение, но это отдельная большая задача.
Резюме:
Цифровая трансформация дает качественный скачок в развитии школы, но для ее реализации необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса.
• Трансформация может встретить сопротивление, и ключом к его преодолению является правильная коммуникация, в том числе посредством цифровой среды.
• Школа после трансформации должна быть открытой, прозрачной, интегрированной и ориентированной на постоянное развитие.