СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алфавитный и содержательный подход

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Алфавитный и содержательный подход»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный педагогический университет»

Институт информационных технологий и физико-математического образования

Кафедра теоретических основ информатики



Направление подготовки: 44.03.05 «Педагогическое образование»

Программа подготовки: Математика и Информатика




Конспект

по теме: «Решение задач»









Выполнила студентка 5 курса

3642д группы: Клепинина Неля

Евгеньевна

__________________________

(подпись)

Учитель: Пожарский Кирилл шоагсэугаощуоащэуаощэуоаушаоуоауоа Александрович

__________________________

(подпись)аепоооо

Методист: Петракова Ольга лосэвосовщуовщуовсщуосщуосщуосщуосащоВикторовна


__________________________

(подпись)


Отметка: ___________________




Барнаул – 2020


Класс: 10;

УМК: Информатика. Углубленный уровень : учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 1 / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина, Л. В. Шестакова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 184 с.

Данная тема рассматривается во 2 главе «Измерение информации». На изучение темы «Решение задач» отводится 1 час. На уроке учащиеся продолжают рассматривать понятия: информация, алфавитный, содержательный подход к измерению информации, мощность алфавита и др. Изложение материала ведётся с использованием презентации «Содержательный и алфавитный подходы к измерению информации». В первой половине урока учащиеся обобщают и систематизируют знания, полученные на последних уроках, отрабатывают навыки решения задач. Во второй половине урока проводится самостоятельная работа.

Цели урока:

Образовательная: закрепить навыки решения задач на нахождение количества информации.

Развивающие:

  • развитие умения читать информацию,

  • развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса, интеллектуальных способностей;

  • развитие умения применять полученные знания на практике;

Воспитательная:

  • формирование культуры анализа информации;

  • воспитывать интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи:

  • обобщение и систематизация знаний о подходах к измерению информации;

  • проведение самостоятельной работы с целью оценки уровня знаний учащихся по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: систематизированные представления о подходах к измерению информации. Умение оценивать и измерять количество информации, а также уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные: общепредметные навыки обработки информации;

Личностные: понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний;

Ведущие формы деятельности: фронтальная, индивидуальная;

Средства ИКТ, используемые на уроке: персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

План занятия:

  1. Организационный момент (1 минута);

  2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания (10 минут);

  3. Решение задач (15 минут);

  4. Самостоятельная работа (10 минут);

  5. Домашнее задание (1 минута);

  6. Рефлексия (3 минуты).

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Проверка отсутствующих на уроке.

Приветствуют учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

организация своей учебной деятельности;

Личностные: психологическая

готовность учащихся к уроку,

самоопределение.

  1. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

Давайте вспомним, чем отличаются алфавитный и содержательный подходы нахождения количества информации?














Какие параметры должны быть заданы в задаче при измерении информации с использованием содержательного подхода?








Какие параметры должны быть заданы в задаче при измерении информации с использованием алфавитного подхода?


















Как определяется информативность сообщения о некотором исходе события с вероятностной точки зрения?


Сейчас обменяйтесь тетрадями в парах, выполним проверку решения задач, заданных на прошлом уроке.

На слайд выводятся решения задач. Учитель на своё усмотрение берет тетради некоторых учеников и ставит оценки за домашнее задание в журнал.

При алфавитном подходе рассматривают текст как совокупность символов, при содержательном подходе анализируют содержание происходящих событий. Первый подход более объективен, т. к. позволяет избежать двусмысленности происходящих событий.

При содержательном подходе рассматриваются равновероятные события, поэтому для решения задачи необходимо знать количество всех возможных событий в данной задаче.

Для нахождения количества информации с использованием алфавитного подхода необходимо знать мощность используемого алфавита. Так как находят информационную ёмкость не одного символа, а нескольких взаимосвязанных символов в слове, предложении, тексте, то необходимо знать и количество символов в слове.

Чем меньше вероятность исхода события, тем информации больше.

Обмениваются тетрадями в парах, выполняют проверку. Если есть вопросы по решению – задают.

Коммуникативные:
формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Познавательные:
структурирование знаний,

рефлексия способов и условий

действий, контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено.

  1. Решение задач

Ученикам раздаются карточки с задачами.


  1. В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?




  1. Какое количество информации потребуется для кодирования одного шахматного поля?


  1. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 32 строки по 64 символа в строке. Какой объем информации содержат 5 страниц этого текста?




  1. Найдите х, если 4х бит=32 Кбайт.

Во время решения задач учитель обсуждает решение совместно с классом. Отвечает на вопросы.

По желанию выходят к доске и решают задачи.

Из условия задачи N=16, применяем формулу Хартли: 2i=16. Отсюда i=4.

Ответ: 4 бита.

N=8*8=64

2i=64

i =6 бит

Ответ: 6 бит.

N=256,

2i = 256, i = 8 бит,

К =32*64*5 символов

I=i*k=8*32*64*5 бит = 8*32*64*5/8 байт = 32*64*5/1024 Кб = 10 Кб

Ответ: 10 Кб

4х бит = 32 Кбайт

4х бит = 32 * 1024 байт

4х бит = 32 * 1024 * 8 бит

2бит = 25 * 210 * 23 бит

2 бит = 218 бит

2х = 18

х = 9

Ответ: 9

Личностные: первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; формирование навыков самоорганизации;

Познавательные: формирование умения обобщать, составлять алгоритм действий;

Регулятивные: планирование, определение последовательности действий;

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, инициативное сотрудничество в группе.

  1. Самостоятельная работа

Ученикам раздаются карточки с заданием.

Вариант 1

1.Сколько битов информации содержится в 16 байтах?

2.Художник для создания своей картины воспользовался красным и синим цветами. Всего в палитре у него было 16 цветов. Сколько битов информации содержится в сообщении, что картина имеет двухцветную гамму?

3.Определить информативность сообщения «А + В = С», если для описания математических формул необходимо воспользоваться 64-символьным алфавитом.

Вариант 2

1. Сколько битов информации содержится в 32 байтах?

2.Для приготовления салата необходимо воспользоваться 8 ингредиентами. Повар решил сэкономить продукты и воспользовался 4. Сколько бит информации содержится в сообщении, что салат состоит из 4 составляющих?

3.Для представления числовых данных используют 16-ричный алфавит, включающий знаки математических действий. Сколько битов информации содержит выражение 64 х 5 = 320?


Выполняют самостоятельную работу.

Личностные: развитие ответственности за качество своей деятельности;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено;

Познавательные: формирование умений извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний;

  1. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома: повторить § 1.2.1–1.2.2. Придумать задачу по теме урока.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности.

  1. Рефлексия

Приём «Корзина» - передаёт нарисованную (можно реальную) корзину ученику.

Вы должны зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

Я научился …

Я разобрался …

Я запомнил…

Спасибо всем за урок. До свидания!

Каждый учащийся не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.








Прощаются с учителем.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения;

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!