Просмотр содержимого документа
«Алгоритмические технологии обучения»
Алгоритмические технологии обучения
Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу, как произвести грамматический разбор предложения, как найти НОД, НОК в математике и т.п.
Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся, т.е. разделению ее наряд взаимосвязанных операций:
выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
выделить сами обучающие действия;
определить способ связи обучающих и учебных действий.
Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует совершенствованию управления учебным процессом. Управление процессом обучения предполагает: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.
Преподавание предполагает регулирование и коррегорование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения устных и письменных спросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяющую общими для всех областей способами деятельности учащихся.
Алгоритмизация учебного процесса, разработка и реализация алгоритмов для учащихся и алгоритмов для обучающих лиц. Алгоритмы для учащихся делятся на две группы: алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этого предмета задачи, и алгоритмы учения (усвоения). Эффективность учебного процесса зависит от качества алгоритмов, используемых учителями и учащимися. Необходимо отобрать такие виды деятельности, которым целесообразно обучать с помощью алгоритмов (например, сложение «столбиком» и пр.), и оставить место для самостоятельного поиска учащимися не только алгоритмических, но и неалгоритмических способов решений. Создать универсальный, обобщенный алгоритм обучения невозможно. Могут быть разработаны лишь алгоритмы отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам.