СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по результатам диагностики в 5 классе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по результатам диагностики в 5 классе»

Аналитическая справка по результатам психологической диагностики

учащихся 5 класса 2023 – 2024 учебный год.

Причина исследования: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации на средней ступени обучения.

Цель: определение эмоционального состояния и отношения к учебным предметам, изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.

План исследования:

Наблюдение, диагностика

Обработка и анализ результатов

Выявление детей «группы риска»

Проведение консультации для классного руководителя

Консультации (индивидуальные для родителей)

Количество обучающихся:10человек. Испытуемых: 6 человек

Дата обследования: сентябрь – октябрь 2017 -18 учебного года

Методики: Метод наблюдения, методика С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе; методика «Лесенка»; диагностика тревожности (Филипса).

Название методики (автор)

Исследуемая функция

1.

Наблюдение


2.

Методика С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе»


эмоциональное благополучие учащихся и их отношение к учебным предметам

3.

Диагностика тревожности (Филипс),

выявление уровня школьной тревожности

4

Методика «Лесенка»

определение самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди

5

Социометрия (Морено)

Выявление межличностных и межгрупповых отношений

Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:

- 35% пятиклассников с интересом изучают все предметы;

- 100% учащихся равнодушны к нескольким предметам (1-2), а остальные предметы им интересны;

- 50% учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;


Опросник «Чувства в школе»  представляет собой перечень 16-ти чувств, из которых ребёнку предлагалось выбрать только восемь, которые он чаще всего испытывает в школе.

На основе полученных данных видно, что в коллективе превалируют чувства радости, благодарности (70%), , желание приходить в школу (65%), симпатия к учителям (50%), спокойствие (45%) уверенности в себе (40%). Также присутствует усталость (50%), беспокойство (30%), неудовлетворённость собой (20%), что является нормой для переходного возраста. Выбор диаметрально противоположных чувств, как - тревога (40%); сомнение (35%) – страх (20%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. В целом у учащихся преобладают, положительные эмоции.

Результаты диагностики отношения к учебным предметам

Большинство предметов, такие как русский язык, литература, физкультура, ИЗО, технология, биология, география, история, английский язык ребята изучают с интересом. Проблемными предметами для всех ребят является урок математики, музыки.

Методика: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой проводилось по методике Филлипса.

Данные по классу приведены в гистограмме и таблице.

По результатам диагностики видно, что 20% пятиклассников испытывают низкий уровень тревожности, что говорит о том, что адаптация к средней школе не является стрессовой для учащихся.

40% ребят в параллели имеют средний уровень тревожности, что помогает им быть максимально включенными в процесс обучения, не испытывая трудностей с адаптацией к средней школе.

40% учеников имеют повышенный уровень тревожности, что говорит о незавершенном процессе адаптации и влиянии стрессовой ситуации на настроение и поведение обучающихся. Результаты исследования характера тревожности представлены в таблице:


Виды тревожности

Общий % тревожности по классу

1 место

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

100%

2 место

Общая тревожность в школе

60,3%

3 место

Страх ситуации проверки знаний

43%

4 место

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

40%

5 место

Переживание социального стресса

30%

6место

Страх самовыражения

25%

7 место

Фрустрация потребности в достижении успеха

20%

8 место

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

20%

Методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как оценивает себя сам, как, по его мнению, оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Мною был использован групповой вариант методики, который позволяет оперативно выявить уровень самооценки. По результатам проведенной диагностики получены следующие данные (см. таблицу).



Способ выполнения задания

Тип самооценки


1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку.

Неадекватно завышенная самооценка


2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку

Завышенная самооценка

3чел.

3. Обдумав задание, ставит себя на 4,5,6-ю ступеньки снизу

Адекватная самооценка

5 чел.

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет.

Заниженная самооценка

2 чел.






«Социометрия» автор Дж.Морено применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.


Сводная таблица результатов диагностики особенностей психологического климата классного коллектива 5 класса.


Параметры

Характер психологического климата коллектива


Оценка климата как высоко благоприятного

Оценка средней благоприятности климата

Оценка климата как незначительно благоприятного

Всего – 6 чел.

3 чел. (50%)

2 чел. (40%)

1 чел.(10 %)

Итого:


Средний показатель психологического климата: 6,7 баллов – психологический климат средней благоприятности


Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что половина класса (50 %) оценивают психологический климат классного коллектива как высоко благоприятный. Участники исследования отметили присутствие доброжелательных, доверительных отношений с классным руководителем, педагогами, одноклассниками, наличие преимущественно хорошего настроения в стенах школы. 40 % (4 чел.) дали среднюю оценку по показателям благоприятности климата. 10% (1 чел.) дал низкую оценку психологического климата.

Рассмотрим далее результаты проведенной социометрии учащихся 5 класса. Оценка межличностных эмоциональных связей в группе позволила выделить ряд социометрических групп.

Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемых» или «принятых». Однако одна из учащихся коллектива попала в группу «отвергнутых». В данном направлении необходима дополнительная работа специалистов в целях выяснения причин отвержения, изоляции ребят, нормализации системы отношений в классе. Интересен факт отсутствия социометрической «Звезды» класса (лидера). Вместе с тем уже можно выделить зафиксированные социометрические микрогруппы (выборы) – мотив «Дружба», а также социометрические микрогруппы по отклонению. Следует отметить также характеристику ряда социометрических индексов и коэффициентов. Коэффициент взаимности выборов = 40 % - средний показатель. Индекс интегративности (связности) группы = 0,1 – низкий показатель. Таким образом, в целом оценка межличностных эмоциональных связей в группе может быть удовлетворительной. Однако особого внимания со стороны классного руководителя, педагога-психолога требует факт присутствия отвергаемых группой ребят.

По результатам проведённой работы можно сделать следующий вывод.

Как показывает наблюдение и результаты диагностики переход из младшего звена в среднее это важный шаг в жизни пятиклассников. И поэтому каждый ребенок, переживает данный период по-разному. Проведя наблюдение за учениками 5 класса можно отметить, что процесс адаптации к обучению в средней школе проходит удовлетворительно. На уроках соблюдаются нормы поведения, уходы с уроков не наблюдаются. К урокам готовятся, но некоторые из ребят не достаточно. Сложности возникают в боязни за оценку и ответа у доски. Межличностные отношения в данном классе удовлетворительные. Доверия и взаимопонимания между учащимися - не наблюдается.

Рекомендации классному руководителю:

1.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

2.  Постоянно поддерживайте контакт с педагогом- психологом и социальным педагогом.

3.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье.

4.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.

5.Налаживать эмоциональный контакт с классом.
учителям - предметникам:

1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.  Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

5. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).




Педагог-психолог: Л.А.Скорнякова


30.10.2023г.