Просмотр содержимого документа
«Анализ. Читательская грамотность 8 класс»
Анализ диагностической работы по функциональной грамотности для учащихся 9 классов: читательская грамотность
Дата: 19.03.2021
Класс: 8 классы МБОУЛ № 3
Учителя: Голощапова О.В. (8 А), Порублева Л.Д. (8 Б), Павловская Е.В. (8 В)
Цель диагностической работы: оценить уровень сформированности читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Уровни достижений обучающихся | 8 А | 8 Б | 8 В | % выполнения заданий |
Повышенный | 1 | 1 | 2 | 7 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 7 | 10 | 9 | 43 |
Низкий | 7 | 9 | 9 | 42 |
Недостаточный | 4 | 0 | 1 | 8 |
Результаты работы:
| | Допустили ошибки (количество) | %, справились с работой |
1 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | 54 | 10 |
2 | Находить и извлекать одну единицу информации | 32 | 47 |
3 | Находить и извлекать одну единицу информации | 36 | 40 |
4 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | 54 | 10 |
5 | Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста | 34 | 43 |
6 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 54 | 10 |
7 | Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | 35 | 42 |
8 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний | 32 | 47 |
9 | Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов | 33 | 45 |
10 | Находить и извлекать одну единицу информации | 26 | 57 |
11 | Понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста | 49 | 18 |
12 | Находить и извлекать одну единицу информации | 14 | 77 |
13 | Делать выводы на основе сравнения данных | 8 | 87 |
14 | Делать выводы на основе сравнения данных | 15 | 75 |
15 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний | 49 | 18 |
16 | Находить и извлекать одну единицу информации | 14 | 77 |
Диагностическая работа проводилась с целью определения у обучающихся 8 классов уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и читательской грамотности.
Задания различаются по уровню сложности. Вариант включает почти равное число простых заданий и заданий средней сложности, а также более сложные задания со следующими критериями оценивания: низкой и средней сложности задание, как правило, оценивается одним баллом, остальные – двумя баллами.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что обучающиеся 8 классов слабо владеют контролируемыми читательскими умениями. Всего 7 % обучающихся продемонстрировали повышенный и 0 % - высокий уровень сформированности читательской грамотности, а 43 % - средний уровень, 42 % - низкий.
Уровень освоения в среднем достигнут для группы заданий, контролирующих умение находить информацию, явно заданную в тексте.
Серьезные дефициты выявлены у девятиклассников с выполнением заданий, требующих самостоятельно формулировать оценочные суждения на основе текста или применять информацию из текста в измененной ситуации.
По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации:
Продолжить методическую работу по формированию ЧГ на учебных занятиях.
Организовать методическую работу по овладению педагогами приемами формирования ЧГ, методикой организации парной и групповой работы, методикой по формированию умений анализировать данные и их использовать при организации уроков.
Использовать на уроках различные приемы, формирующие читательскую грамотность: «Тонкий и Толстый вопрос», «концептуальная таблица», «реставрация текста» (текст с дырками)), использование парной и групповой работ, особое внимание обращая на дифференцированный подход и работу с группами риска и резерва.
Формирование ЧГ (2, 3 группы умений) оставить одной из задач на уроках литературы и русского языка
Организовывать работу с текстовой информацией при изучении всех предметов,
Подбирать вопросы не только на извлечение явно заданной информации, но и на интерпретацию, структурирование и применение информации;
В самостоятельные и контрольные работы как можно чаще включать задания, требующие от учащегося создавать собственные тексты.
Учителям - предметникам необходимо продолжить систематическое включение в занятия урочной и внеурочной деятельности задания
на применение информации, содержащейся в тексте, для решения различных практических и учебно-познавательных задач с привлечением или без привлечения собственного опыта;
оценку содержания и формы текста или его структурных элементов с точки зрения целей авторов;
оценку полноты и достоверности информации;
обнаружение противоречий в одном или нескольких текстах;
высказывание и обоснование собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Руководитель МО учителей русского языка
и литературы МБОУЛ № 3 ___________________________/Постникова Е.А./
22.03.2021