Отчет экзаменационной работы по биологии ЕГЭ 11 класс 2023 год
Общие сведенияоб участниках
Писавшие работы в форме ЕГЭ по биологии | Писавшие работы в форме ГВЭ по биологии |
Класс | Количество человек | Количество человек |
11А | 5 | |
11Б | 5 | |
11В | 6 | |
11Г | 14 | |
Всего: | 30 | 0 |
Коэффициент знаний по предмету
Кол-во учащихся | 5 | 4 | 3 | 2 | Коэффициент знаний | Уровень обученности |
30 | 0 | 6 | 14 | 10 | 20% | 77% |
Качество знаний по предмету на конец года
Класс | Оценки |
5 | 4 | 3 |
11А | 3 | 2 | 0 |
11Б | 2 | 3 | 0 |
11В | 1 | 5 | 0 |
11Г | 4 | 10 | 0 |
Итого | 10 | 20 | 0 |
Качество знаний: 100%
Кол-во учащихся | Подтвердили по году | Не подтвердили | Улучшили | Ухудшили |
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «4» | «3» | «2» |
45 | 0 | 2 | 0 | 10 | 18 | 0 | 0 | 0 | 4 | 14 | 10 |
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Задания части 1 проверяют усвоение существенных элементов содержания курса биологии средней школы, сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности:
– владение биологической терминологией и символикой;
– знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
– знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
– понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
– умение распознавать биологические объекты и процессы по их описанию, рисункам, графикам, диаграммам, а также решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности;
– умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты, явления и процессы;
– умение устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, а также выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации.
Задания части 2 предусматривают развёрнутый ответ и направлены на проверку умений:
– самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
– применять знания в новой ситуации; устанавливать причинноследственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания из предметов естественнонаучного цикла; формулировать выводы и делать прогнозы;
– решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. КИМ разрабатываются исходя из представленного в разделе 2 кодификатора требований к уровню подготовки выпускников.
В целом по результатам экзамена по биологии набрали баллов:
Год/чел | 0-12 | 13-25 | 26-36 | 37-46 |
2017-2018 | 5 | 18 | 16 | 3 |
2018-2019 | 2 | 34 | 9 | 0 |
| | | | |
Количество сдававших | Получили 5 | 4 | 3 | 2 |
42 | 3 | 7% | 16 | 38% | 18 | 43% | 5 | 12% |
45 | 0 | 0% | 9 | 20 | 34 | 76% | 2 | 4% |
30 | 0 | 0% | 6 | 20% | 14 | 47% | 10 | 33% |
Оценку «5» получили: … .
Оценку «4» получили: … .
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Для получения наиболее полного представления об уровне подготовки были проанализированы результаты выполнения заданий по каждой части проверочной работы, по содержательным блокам, процент выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровней.
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 8 заданий повышенного уровня. В части 2 представлено 7 заданий, из которых одно повышенного уровня и 6 высокого уровня сложности.
№ | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Количество справившихся | Средний процент выполнения |
Часть 1 |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | Б | 20 | 67% |
2. | Предсказание результатов эксперимента, исходя из знаний о физиологии клеток и организмов. Множественный выбор | Б | 17 | 57% |
3. | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор. Экологические закономерности. Физиология организмов. Решение биологических расчётных задач | Б | 19 | 63% |
4. | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи | Б | 11 | 37% |
Блок заданий 5–8: «Клетка, организм» |
5. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Задание с рисунком | Б | 15 | 50% |
6. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Установление соответствия (с рисунком) | П | 10 | 33% |
7. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 23 | 77% |
8. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка) | П | 14 | 47% |
Блок заданий 5–8: «Клетка, организм» |
9. | Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Задание с рисунком | Б | 19 | 63% |
10. | Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Установление соответствия | П | 19 | 63% |
11. | Многообразие организмов. Грибы. Растения. Животные. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 23 | 77% |
12. | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности | Б | 20 | 67% |
Блок заданий 13–16: «Организм человека и его здоровье» |
13. | Организм человека. Задание с рисунком | Б | 13 | 43% |
14. | Организм человека. Установление соответствия | П | 6 | 20% |
15. | Организм человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 19 | 63% |
16 | Организм человека. Установление последовательности | П | 15 | 50% |
Блок заданий 17–20: «Эволюция и экология» |
17 | Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом). | Б | 22 | 73% |
18 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) | Б | 25 | 83% |
19 | Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка) | П | 25 | 83% |
20 | Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление последовательности | П | 14 | 47% |
21 | Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | П | 25 | 83% |
22 | Анализ экспертных данных, в табличной или графической форме | Б | 27 | 90% |
Часть 2 |
23 | Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (методология эксперимента) | П | 15 | 50% |
24 | Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (выводы по результатам эксперимента и прогнозы) | П | 12 | 40% |
25 | Задание с изображением биологического объекта | П | 7 | 23% |
26 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | П | 11 | 37% |
27 | Обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации | П | 3 | 10% |
28 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | П | 0 | 0% |
29 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | П | 3 | 10% |
| Всего заданий – 29, из них по типу заданий: с кратким ответом – 22, с развёрнутым ответом – 7; по уровню сложности: Б – 14; П – 9; В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 59. Общее время выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 мин.). |
Участники с минимальным уровнем подготовки имеют фрагментарные знания покурсу биологии, владеют ограниченным перечнем биологической терминологии и символики,допускают существенные биологические ошибки.
Участники с результатами в диапазоне 36–60 баллов. имеют базовые знания и владеютнабором основных умений по всем разделам курса биологии, умеют оперировать большинствомбиологических понятий.
Участники с хорошей подготовкой 61–80 баллов. имеют прочные базовые знания повсем разделам курса биологии и умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания вновых ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, анализировать различныегипотезы происхождения жизни, составлять схемы скрещивания, цепи питания, решатьбиологические задачи разной степени сложности. В ответах на задания с развернутым ответом части2 при раскрытии основного содержания могут отсутствовать несущественные элементы,допускаются биологические неточности и ошибки.
Общие рекомендации:
На уроках и во внеурочной деятельности необходимо обеспечить системное освоениеобучающимися основного содержания курса биологии (базовый и профильный уровни) и обучениеоперированию разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификатореэлементами содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников. Для этого следуетзапланировать регулярный мониторинг по отработке отдельных умений как при прохождениитекущего содержания, так и при повторении пройденного материала.
Особое внимание следует уделять заданиям, представленным в действующих вариантах ЕГЭ:на множественный выбор (с рисунком или без него); установление соответствия (с рисунком или безнего); установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов,процессов, явлений; решение биологических задач по цитологии и генетике; дополнениенедостающей информации в схеме; дополнение недостающей информации в таблице; анализинформации, представленной в графической или табличной форме, а также заданиям со свободнымразвернутым ответом, требующим от обучающихся умений обоснованно, кратко и логично излагатьсвои мысли, применять теоретические знания на практике.
В целях достижения высоких результатов рекомендуется постепенно увеличивать долюсамостоятельной работы обучающихся как на уроке, так и во внеурочное время, акцентироватьвнимание на выполнение задач по цитологии и генетике, отрабатывать алгоритмы решения этихзадач с учетом их специфики.
Для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ рекомендуется использоватьметодические материалы, разработанные с участием членов рабочей группы федеральной комиссии по биологии ФИПИ, поскольку не все издаваемые пособия дают адекватное представлениео контрольных измерительных материалах.