АНАЛИЗ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ ЕГЭ 11 КЛАСС 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания; применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Задания части 1 проверяют усвоение существенных элементов содержания курса биологии средней школы, сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности:
– владение биологической терминологией и символикой;
– знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей строения и жизнедеятельности организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
– знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей;
– понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
– умение распознавать биологические объекты и процессы по их описанию, рисункам, графикам, диаграммам, а также решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности;
– умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты, явления и процессы;
– умение устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений, а также выявлять общие и отличительные признаки, составлять схемы пищевых цепей, применять знания в изменённой ситуации.
Задания части 2 предусматривают развёрнутый ответ и направлены на проверку умений:
– самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
– применять знания в новой ситуации; устанавливать причинноследственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания из предметов естественнонаучного цикла; формулировать выводы и делать прогнозы;
– решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике. КИМ разрабатываются исходя из представленного в разделе 2 кодификатора требований к уровню подготовки выпускников.
В целом по результатам экзамена по биологии набрали баллов:
Год | Количество сдававших | 0-35 | 36-54 | 55-71 | От 72-100 |
2022-2023 | 30 | 9 | 14 | 6 | 1 |
2023-2024 | 15 | 6 | 7 | 1 | 1 |
Год | Количество сдававших | Получили 5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл |
2023 | 30 | 1 | 3,3% | 6 | 20% | 14 | 46,6% | 9 | 30% | 41 |
2024 | 15 | 1 | 6,6% | 1 | 6,6% | 7 | 46,6% | 6 | 40% | 40 |
Оценка результатов только учеников профильного уровня
Год | Количество сдававших | Получили 5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл |
2024 | 10 | 1 | 10% | 1 | 10% | 5 | 50% | 3 | 30% | 44 |
Без учёта учеников, обучающихся на базовом уровне, по результатам средний балл за экзамен выше, чем за 2023 год.
Качество знаний за год по предмету
Количество учащихся | «5» | «4» | «3» | Качество знаний % | Уровень обученности % |
Профильный уровень - 10 чел. | 5 | 5 | 0 | 100 | 100 |
Базовый уровень – 5 чел. | 1 | 4 | 0 | Знания базового уровня не предрасполагают к сдаче ЕГЭ. |
Объективность выставления оценок учеников профильного уровня.
Подтвердили годовую оценку | Не подтвердили годовую оценку | Улучшили результат на ЕГЭ | Ухудшили результат на ЕГЭ |
«5» - 1 чел. «4» - 0 чел. «3» - 0 чел. | «5» - 4 чел. «4» - 5 чел. «3» - 0чел. | До «5» - 0 До «4» - 0 | До «4» - 1 чел. До «3» - 5 чел. До «2» - 3 чел. |
РЕЗУЛЬТАТ
Профильный уровень:
Оценку «5» получил и подтвердил годовую отметку ….
Оценку «4» получила …, тем самым не подтвердила итоговую отметку 5.
Оценку «3» получили: ..., эти ученики не перешли порог 55 баллов и не подтвердили годовую отметку.
Оценку «2» получили: …. Это ученики, хорошо написавшие две диагностические работы, однако на самом экзамене не перешли порог.
Базовый уровень:
Оценку «3» получили: …. Эти ученики готовились самостоятельно. Ольховой Иван иногда в личное время посещал профильные уроки и занятия по подготовке к ЕГЭ.
Оценку «2» получили: ....
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ
Для получения наиболее полного представления об уровне подготовки были проанализированы результаты выполнения заданий по каждой части проверочной работы, по содержательным блокам, процент выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровней.
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 14 заданий базового уровня и 8 заданий повышенного уровня. В части 2 представлено 6 заданий, из которых одно повышенного уровня и 6 высокого уровня сложности.
№ | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания | Количество справившихся | Средний процент выполнения |
Часть 1 |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | Б | 10 | 66,6% |
2. | Предсказание результатов эксперимента, исходя из знаний о физиологии клеток и организмов. Множественный выбор | Б | 11 | 73,3% |
3. | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор. Экологические закономерности. Физиология организмов. Решение биологических расчётных задач | Б | 8 | 53,3% |
4. | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи | Б | 6 | 40% |
Блок заданий 5–8: «Клетка, организм» |
5. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Задание с рисунком | Б | 9 | 60% |
6. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Установление соответствия (с рисунком) | П | 4 | 26,6% |
7. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 7 | 46,6% |
8. | Клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка) | П | 5 | 33,3% |
Блок заданий 5–8: «Клетка, организм» |
9. | Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Задание с рисунком | Б | 9 | 60% |
10. | Многообразие организмов. Грибы, Растения. Животные. Установление соответствия | П | 5 | 33,3% |
11. | Многообразие организмов. Грибы. Растения. Животные. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 11 | 73,3% |
12. | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности | Б | 11 | 73,3% |
Блок заданий 13–16: «Организм человека и его здоровье» |
13. | Организм человека. Задание с рисунком | Б | 8 | 53,3% |
14. | Организм человека. Установление соответствия | П | 12 | 80% |
15. | Организм человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 13 | 86,6% |
16 | Организм человека. Установление последовательности | П | 6 | 40% |
Блок заданий 17–20: «Эволюция и экология» |
17 | Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом). | Б | 8 | 53,3% |
18 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка) | Б | 13 | 86,6% |
19 | Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка) | П | 3 | 20% |
20 | Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка) | П | 10 | 66,6% |
21 | Анализ экспертных данных, в табличной или графической форме | П | 11 | 73,3% |
Часть 2 |
22 | Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (методология эксперимента) | П | 6 | 40% |
23 | Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (выводы по результатам эксперимента и прогнозы) | П | 4 | 26,6% |
24 | Задание с изображением биологического объекта | П | 2 | 13,3% |
25 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов | П | 5 | 33,3% |
26 | Обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации | П | 1 | 6,6% |
27 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации | П | 2 | 13,3% |
28 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации | П | 3 | 20% |
| Всего заданий – 28, из них по типу заданий: с кратким ответом – 22, с развёрнутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 14; П – 9; В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 59. Общее время выполнения работы – 3 часа 55 минут (235 мин.). |
Участники с минимальным уровнем подготовки имеют фрагментарные знания по курсу биологии, владеют ограниченным перечнем биологической терминологии и символики, допускают существенные биологические ошибки.
Участники с результатами в диапазоне 36–54 баллов. имеют базовые знания и владеют набором основных умений по всем разделам курса биологии, умеют оперировать большинством биологических понятий.
Участники с хорошей подготовкой 55–71 баллов. имеют прочные базовые знания по всем разделам курса биологии и умеют оперировать биологическими понятиями, применять знания в новых ситуациях, сравнивать биологические объекты, процессы, явления, анализировать различные гипотезы происхождения жизни, составлять схемы скрещивания, цепи питания, решать биологические задачи разной степени сложности. В ответах на задания с развернутым ответом части 2 при раскрытии основного содержания могут отсутствовать несущественные элементы, допускаются биологические неточности и ошибки.
ВЫВОДЫ
Перечень элементов содержания/умений и видов деятельности, усвоение которых всеми школьниками в целом можно считать достаточным: биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка), предсказание результатов эксперимента, исходя из знаний о физиологии клеток и организмов. Множественный выбор, клетка как биологическая система. Организм как биологическая система. Задание с рисунком, многообразие организмов. Грибы, растения. Животные. Задание с рисунком, многообразие организмов. Грибы. Растения. Животные. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка), многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности, организм человека. Установление соответствия, организм человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка), экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка), общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка), анализ экспертных данных, в табличной или графической форме.
Традиционно наибольшие затруднения вызывают у учащихся следующие разделы биологии: обмен веществ в клетке, реакции матричного синтеза, деление клетки, нейрогуморальная регуляция, селекция и биотехнология, генетика, жизненные циклы высших растений, понятие гаметофита и спорофита, особенности строения различных типов и классов беспозвоночных животных, строение кровеносной системы у животных и человека, экосистемы, многие вопросы по эволюционной теории, строение различных тканей человека, круговорот веществ в биосфере, решение задач по генетике и молекулярной биологии. Вызвали существенные затруднения задания на установление последовательности процессов, протекающих разных отделов. Типичной ошибкой явилось отсутствие умений объяснять полученный результат. Наибольшие затруднения вызвали задачи по генетике
Результаты ЕГЭ выявили как сильные, так и слабые стороны (пробелы) в подготовке учащихся по биологии. Большинство учащихся успешно справилось с экзаменационными заданиями, что свидетельствует о достаточном уровне освоения базовых знаний курса биологии.
В связи с необходимостью улучшения качества подготовки к ЕГЭ по биологии следует более объемно включать в систему преподавания предмета работу с обучающимися, готовящимися к сдаче экзамена, осуществлять дифференцированный подход при подготовке материалов к уроку и организации текущего и итогового контроля.
В связи с трудностями, возникшими у учащихся при выполнении заданий повышенного и высокого уровней сложности, уделять особое внимание темам и практическим вопросам проблемного характера, по возможности избегая репродуктивного подхода в преподавании. Важно планировать сочетание индивидуальной, фронтальной и групповой работы, систематически использовать активные приемы и новые методики
Важным элементом подготовки является отработка умения четко отвечать на поставленный вопрос. Это касается заданий с развернутым ответом части 2. Обязательным условием успешного выполнения задания является умение приводить доказательства, аргументы с привлечением знаний других тем и курсов. Ответы оцениваются максимальным баллом лишь тогда, когда присутствует полный четкий ответ.
Методическую помощь мне и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказывали материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru), а также методические пособия Лернер Г. И., 2024 «Издательство «Эксмо».