Просмотр содержимого документа
«Анализ итогового собеседования»
Анализ проведения итогового устного собеседования
по русскому языку в 9 классе
На базе МБОУ «Лознянская средняя общеобразовательная школа» 16 октября 2020 года было проведено устное собеседование по русскому языку, в котором приняли участие 6 учащихся 9 класса. В результате 6 учащихся получили «зачет» (100 %)
Форма протокола содержит 19 критериев, по каждому из них выставляется 0 или 1 балл. Таким образом, за работу ученик может получить максимум 19 баллов. Минимум для зачета составляет 10 баллов. Минимум (10-11 баллов) получил 1 человек (6 %), максимум (17-19 баллов) - 0 человек (0 %), средний балл (14-16) – 5 человек (30%).
Устное собеседование по русскому языку с учащимися 9 класса проведено в соответствии с моделью проведения итогового устного собеседования. Учащиеся выполняли устно задания контрольного измерительного материала, состоящего из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором - собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводилось 15-17 минут (в среднем - 15 минут). Велась аудиозапись ответов участников устного собеседования. Оценка выполнения заданий итогового собеседования осуществлялась экспертами непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям по системе «зачет/незачет».
Для проведения устного собеседования была подготовлена аудитория.
Анализ устного собеседования по русскому языку дал следующие результаты:
№ | Критерий | Справились | Не справились |
| Задание 1. Чтение вслух | Чел./ % | Чел./ % |
ИЧ | Интонация соответствует // не соответствует пунктуационному оформлению текста | 6 (100 %) | - |
ТЧ | Темп чтения соответствует // не соответствует коммуникативной задаче | 6 (100 %) | - |
| Задание 2. Пересказ текста с включением высказывания | | |
П1 | Все основные микротемы исходного текста сохранены // упущена или добавлена микротема (1 или более) | 3 (18 %) | 3 (18 %) |
П2 | Фактических ошибок нет // допущены фактические ошибки (1 или более) | 5 (30%) | 1 (6%) |
П3 | Высказывание включено в текст уместно, логично // не включено или приведено неуместно и нелогично | 5 (30%) | 1 (6%) |
П4 | Ошибок при цитировании нет //есть ошибки при цитировании (1 или более) | 6 (100%) | - |
| Грамотность речи (задания 1 и 2) | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены грамматические ошибки (1 или более) | - | 6 (100%) |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 1 орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) // допущены 2 или более орфоэпические ошибки | 6 (100%) | - |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 2 (12%) | 4 (24%) |
Иск | Искажения слов нет // допущены искажения слов (1 или более) | 3 (18 %) | 3 (18 %) |
| Задание 3. Монолог | | |
М1 | Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более) | 6 (100%) | - |
М2 | Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена | 6 (100 %) | - |
М3 | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более) | 4 (24%) | 2 (12%) |
| Задание 4. Диалог | | |
Д1 | Даны ответы на все вопросы // ответы не даны или даны односложные ответы | 6 (100%) | - |
Д2 | Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена | 6 (100%) | - |
| Грамотность речи (задания 3 и 4) | | |
Г | Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более) | 2 (12%) | 4 (24%) |
О | Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок | 4 (24%) | 2 (12%) |
Р | Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок | 5 (30%) | 1 (6%) |
РО | Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции | 5 (30%) | 1 (6%) |
Анализ результатов:
1. Большинство учащихся справились с заданиями: почти у всех темп чтения соответствовал коммуникативной задаче; у большинства интонация соответствовала пунктуационному оформлению текста; пересказ был дан с речевыми и грамматическими ошибками, были учтены речевые ситуации в монологе , а при диалоге ошибок в речи было мало, получены ответы на вопросы диалога (учитель-собеседник здесь играет ключевую роль, именно от него зависит, состоится ли беседа); ответы были с орфоэпическими ошибками. У нескольких учащихся языковой барьер, поэтому с некоторыми заданиями им трудно справиться.
2. Результаты пробного собеседования по русскому языку дают возможность выявить круг проблем в преподавании русского языка, решение которых требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. В первую очередь, сюда относится задание 2 части: допускаются фактические ошибки при пересказе, а ключевая фраза зачастую остается забытой или допускаются ошибки при цитировании.
3. Особое внимание заслуживает развитие устной речи у учащихся, так как речь учащихся отличается бедностью и/ или неточностью словаря, часто в речи используются однотипные синтаксические конструкции.
Рекомендации:
1. Учителю русского языка и литературы вести коррекционную работу по выявленным в ходе устного собеседования пробелам в знаниях и умениях учащихся 9 класса.
2. Классному руководителю 9 класса довести до сведения родителей (законных представителей) результаты пробного устного собеседования по русскому языку.
Учитель: Дьяченко О.И.______________