Анализ контрольных работ по русскому языку в 3 классах
за 2020-21 учебный год (за курс 3 класса)
Спецификация КИМ для проведения контрольной работы
по русскому языку за курс 3 класс
Предмет: русский язык
Параллель: 3
Цель: оценить результаты освоения программы по русскому языку за курс 3 класса.
В контрольной работе предлагаются задания по основным содержательным линиям, предусмотренным ФГОС начального общего образования: «Слушание», «Письмо», «Фонетика», «Слово и предложение», «Орфография и пунктуация», «Развитие речи». Оценочный материал включает: контрольную работу (диктант и грамматический практикум) и спецификацию.
Спецификация КИМ для проведения контрольной работы
Контрольная работа состоит из диктанта и грамматического практикума (6 заданий). Назначение заданий – обеспечить проверку достижений учащимися базового уровня русского языка за период 3 класса. Варианты грамматических заданий равноценны. Назначение заданий – обеспечить проверку достижения учащимся уровня базовой подготовки по русскому языку. На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
1. Диктант
Проверяемые планируемые результаты:
1. умение записывать слова различной звуко-слоговой структуры без пропусков и замен букв;
2. записывать предложения (раздельно писать слова, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце предложения);
3. умение употреблять большую букву в начале предложения, в именах собственных;
4. умение подбирать проверочные слова с безударным гласным в корне слова;
5. верно писать с разделительным и смягчающим мягким знаком;
6. умение писать словарные слова;
7.умение подбирать проверочные слова с парным согласным в корне слов;
8.умение писать слова с непроизносимыми согласными;
9.умение записывать слова с удвоенными согласными;
10. умение записывать предлоги со словами;
11. писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие:
1 – 2 четверть – 45 – 55 слов3– 4 четверть – 55 – 75 слов.
Ошибкой считается:
1.нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса:
3.отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если начало следующего предложения написано с большой буквы.
4.нарушение орфографических правил при написании слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, удвоенными согласными;
5.нарушение в правилах переноса слов;
6.нарушение в правилах написания предлогов со словами;
7.нарушение в правилах написания слов с разделительным и смягчающим мягким знаком.
2. Грамматический практикум
Проверяемые планируемые результаты:
Умение находить нужное предложение в тексте, выделять грамматическую основу
Умение находить в тексте нужное предложение, указывать части речи
3.Умение квалифицировать группы частей речи. Выполнять морфологический разбор
4.Умение находить слово в предложении – все согласные буквы обозначают мягкий согласный звук
5. В данных словах выделить корень слова
6. Умение исправлять ошибки в словах, по изученным орфограммам
Максимальный первичный балл за работу: диктант - 22 баллов, грамматические задания – 12 баллов
Шкала пересчёта первичного балла за выполнение контрольной работы в уровневую оценку
Диктант
Первичный балл | 10 и менее | 11-18 | 19-20 | 21-22 |
Уровневая оценка | пониженный | базовый | высокий | повышенный |
Критерии оценки диктанта
| оценка |
Нет орфографических ошибок, допускается 1 исправление | «5» |
Не более 2 орфографических и 1 пунктуационная | «4» |
3-5 орфографических ошибок, 2-3пунктуационные ошибки | «3» |
6 и более орфографических ошибок, небрежность выполнения | «2» |
Грамматический практикум
Первичный балл | 7 и менее | 8-9 | 10-11 | 12 | Уровневая оценка | пониженный | базовый | высокий | повышенный | |
Критерии оценки грамматического задания | оценка | Все задания выполнены правильно | «5» | Выполнено не менее ¾ заданий | «4» | Выполнено 1/2 заданий | «3» | Не выполнено более половины заданий | «2» | Не выполнено ни одно заданий | «1» | | | План контрольной работы | Диктант | КЭС (код) | Проверяемые элементы содержания (текста) | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | 1. | 6.3 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением, | Базовый | 2 | 2. | 6.4 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ | Базовый | 2 | 3. | 6.5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Базовый | 2 | 4. | 6.6 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | Базовый | 2 | 5 | 6.7 | Правописание слов с непроизносимым согласным | Базовый | 2 | 6. | 6.8 | Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (на ограниченном перечне слов) | Базовый | 2 | 7. | 6.18 | Раздельное написание предлогов со словами | Базовый | 2 | 8. | 7.1 | Знаки препинания в предложении: запятая,точка, вопросительный, восклицательный | Базовый | 2 | 9. | 6.2 | Написание заглавной буквы в начале предложения | | | 10. | Дополнительно | Пропуск, замены, искажения, перенос слов | Базовый | 2 | 11. | Дополнительно | Правописание слов с неизученными орфограммами (орфографическая зоркость) | Базовый | 2 | Граммат. практикум | | | | | 1. | Дополнительно | Умение находить нужное предложение в тексте, выделять грамматическую основу | Базовый | 2 | 2. | Дополнительно | Умение находить в тексте нужное предложение, указывать части речи | Базовый | 2 | 3 | Дополнительно | Умение квалифицировать группы частей речи. Выполнять морфологический разбор | Базовый | 2 | 4. | Дополнительно | Умение находить слово в предложении – все согласные буквы обозначают мягкий согласный звук | Базовый | 2 | 5. | Дополнительно | Умениев заданных словах выделить корень слова | Базовый | 2 | 6. | Дополнительно | Умение исправлять ошибки в словах, по изученным орфограммам | Базовый | 2 | |
Анализ контрольных работ по русскому языку за курс 3 класса
2020-21 учебный год (итоговый)
Контрольная работа для 3-го класса
за 3 четверть
Цель работы – проверить умение применять правила правописания слов с изученными орфограммами: правописание звонких и глухих согласных в корне слова, проверяемая безударная гласная, непроизносимый согласный, написание сочетаний ЧК, ЧУ, словарных слов. Проверить умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова, подбором однокоренных слов. Обозначать запятыми чередование однородных частей речи, выполнять морфологический разбор существительного, выделять корень слова, выделять грамматическую основу, называть части речи
Объем работы: 60 слов.
Контрольная работа
Диктант
Идёт май
1. К нам идёт, спешит май. 2.Он спешит украсить лесные поляны зелёной травой и цветами. 3.Звонко поют скворцы и зяблики. 4.Деревья май наряжает молодыми листочками. 5.Наступает весёлый праздник юной листвы. 6.Идёт чудный запах от черемухи. 7.Белых цветов на ней больше, чем листьев. 8.Береги это хрупкое дерево. 9.В лесу слышна дробь дятла. 10.По болоту разносится крик журавля. 11.Какая птица весной не поет?
Грамматическое задание:
1 вариант
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши его. Подчерки грамматическую основу.
Выпиши четвертое предложение. Надпиши части речи
Из пятого предложения выпиши все существительные. Выполни морфологический разбор одного сущ.
В четвертом предложении найди слово, в котором все согласные мягкие
Запиши и выдели корень в словах: речка, голубое, зеленеет, спешит, игривый
Исправь ошибки. Запиши правильно
САМАЛЁТ, ПОДЬЕЗТ, ПЕРЕШОЛ, НОЧЬКА, НИСКИЙ, ЛИСНИК
2 вариант
Найди в тексте предложение с однородными подлежащими. Выпиши его. Подчерки грамматическую основу.
Выпиши четвертое предложение. Надпиши части речи
Из четвертого предложения выпиши все существительные. Выполни морфологический разбор одного сущ.
В четвертом предложении найди слово, в котором все согласные мягкие
Запиши и выдели корень в словах: печка, большие, цветет, успешный, играет
Исправь ошибки. Запиши правильно
ВЕРТАЛЁТ, ПОДЬЁМ, ЗАШОЛ, ДОЧЬКА, БЛИСКИЙ, ЛОШКА
Анализ контрольных работ по русскому языку за курс 3 класса
2020-21 учебный год (итоговый)
2. Итоги контроля по русскому языку, диктант
Ф. И. О. учителя | Класс - колич. обуч. по списку | Выполняли работу | Получили отметки | Абсол. успев. % | Качест.успев. % | СОУ % |
Диктант |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Лапшина В.А. | 3а – 23 | 22 | 2 | 12 | 6 | 2 | 90% | 63% | 55% |
3б - 22 | 18 | 5 | 10 | 3 | 0 | 100% | 83% | 69% |
3а кл. Диктант на «2» - Агапов Тимофей, Пономаренко Роман
3б кл. Диктант на «2» - 0
3.Итоги контроля по русскому языку, грамматическое задание
Ф. И. О. учителя | Класс - колич. обуч. по списку | Выполняли работу | Получили отметки | Абсол. успев. | Качест.успев. | СОУ |
Грамматическое задание |
«5» | «4» | «3» | «2» |
Лапшина В.А. | 3а – 23 | 22 | 6 | 8 | 5 | 3 | 86% | 63% | 60,9% |
3б - 22 | 18 | 7 | 8 | 3 | 0 | 100% | 83% | 73% |
3а кл. Грамматическое задание на «2»: Агапов Тимофей, Пономаренко Роман, Гольская Яна
3б кл. – 0
4. Типичные ошибки допустимые в контрольной работе
Контролируемые элементы содержания, вызвавшие затруднения у учащихся 3-х классов в ходе выполнения контрольной работы (типичные ошибки):
класс | типичные ошибки по русскому языку из диктанта | % | из грамматического задания | % |
3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Пропуск, замены, искажения, перенос слов Правописание слов с неизученными орфограммами (орфографическая зоркость) | 46 62 20 25 | Умение находить нужное предложение в тексте, выделять грамматическую основу Умение квалифицировать группы частей речи, выполнять морфологический разбор Умение выделять корень слова | 27 38 35 |
Причины допущенных ошибок диктанте:недостаточное внимание и сосредоточение над правописанием слов под диктовку, отсутствие фонетического слуха, недостаточно отработано умение подбирать проверочные слова на изученные орфограммы в заданном темпе – недостаточно времени на отработку данного навыка, не желание прикладывать усилия для качественной каллиграфии
Причины допущенных ошибок в грамматическом задании: недостаточная сосредоточенность и внимательность при понимании задания и его выполнении. Не достаточно отработано умение находить нужное предложение в тексте, не достаточно отработаны морфологические признаки существительного, умение подбирать родственные однокоренные слова и выделять корень слова. Психологический настрой
Рекомендации: в период 1 чт. 4 класса – систематически отрабатывать навык самопроверки (по всем изученным орфограммам) при письме под диктовку.
Отрабатывать умения работы по алгоритму (морфологический разбор), нахождение нужного предложения в тексте. Отработать тему «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова»
Отрабатывать умение вдумчиво читать задание, понимать, что требуется выполнить и выполнять качественно, полностью. Учить устно проговаривать то, что задано для выполнения
При работе с обучающимися использовать индивидуальное объяснение, работу в паре (взаимопроверка), контроль за качественным выполнением практических работ (в рабочей тетради, упражнение из учебника, карточка)