Анализ мониторинга уровня сформированности
универсальных учебных действий в 3 классе
на конец 2021-2022 учебного года.
В соответствии с планом работы школы на 2021-2012 учебный год, приказа директора школы был проведен мониторинг уровня сформированности УУД
в 3 классе.
Мониторинг осуществляла: Климова Сауле Батырбековна – классный руководитель 3 класса.
В исследовании приняли участие 3 третьеклассников.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности
УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования и воспитания;
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия младших школьников;
Психолого - педагогические условия обучения;
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции и развития учебно - воспитательного процесса.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
Форма проведения: групповая.
Сроки проведения мониторинга: апрель 2022 г.
Результаты мониторинга.
Количественный анализ результатов диагностики
уровня сформированности универсальных учебных действий.
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Модификация А.Д.Андреева) | Методика «Незакончен ные предложе- ния» | Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант). | Методика «Логические закономерности» | Методика «Ваза с яблоками» (модифицирован ная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967). |
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
5 | 1 | 2 | 4 | 4 | 0 | 6 | 2 | 0 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 |
% |
62,5 | 12,5 | 25 | 50 | 50 | 0 | 75 | 25 | 0 | 25 | 50 | 25 | 25 | 50 | 25 |
Результаты изучения личностных универсальных учебных действий
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Список методик для мониторинга:
1. Методика «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (Модификация А.Д.Андреева)
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
№ п/п | Фамилия, имя | Познавательная активность ПА | Тревожность Т | Гнев Г | Мотивация достижения МД | Общий бал по формуле | Уровень |
1. | Ученик1 | средний | низкий | низкий | 29 б. | 32 б. | II |
2. | Ученик 2 | высокий | низкий | низкий | 31 б. | 39 б. | I |
3. | Ученик 3 | высокий | средний | низкий | 32 б. | 26 б. | I |
4. | Ученик 4 | высокий | средний | низкий | 34 б. | 36 б. | I |
5. | Ученик 5 | средний | низкий | средний | 24 б. | 20 б. | IV |
6. | Ученик6 | средний | средний | низкий | 26 б. | 21 б. | IV |
7. | Ученик7 | высокий | низкий | низкий | 35 б. | 46 б. | I |
8. | Ученик 8 | высокий | низкий | низкий | 36 б. | 42 б. | I |
На основании данных проведенной диагностики:
I уровень – 5 обучающихся, что составляет 62,5 %.
II уровень – 1 обучающийся, что составляет 12,5%.
III уровень – 0 обучающийся, что составляет 0%.
IV уровень –2 обучающийся, что составляет 25%.
Рекомендации: найти зону успешности ребенка, ориентировать на внеурочную деятельность
V уровень –0 обучающийся, что составляет 0%.
2. Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Форма (ситуация оценивания) – индивидуальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
На основании данных проведенной диагностики:
Имеют полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах – 4 обучающихся, что составляет 50 %.
Имеют правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах - 4 обучающихся, что составляет 50 %.
Результаты изучения регулятивных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Список методик для мониторинга:
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут».
Выводы об уровне развития восприятия:
75 % (6 человек) обучающихся имеют высокий уровень. Это дети с высокой для их возраста психофизиологической зрелостью. У них сформированы навыки самоконтроля и планирования, высокий уровень внимания и ориентировки на заданную систему требований. Они могут контролировать свои действия.
25 % (2 человека) обучающихся имеют средний уровень. Для них характерны формирующиеся навыки самоконтроля и планирования, средний уровень развития внимания. Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
Вывод: Регулятивные УУД у обучающихся 3 класса сформированы на достаточном уровне. Данные результаты говорят о том, что большинство обучающихся умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности. Детям со средним уровнем организации учебной деятельности необходим пошаговый контроль, как со стороны учителя, так и со стороны родителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.
Результаты изучения познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Цель: Оценка уровня сформированности познавательных УУД – логические и общеучебные действия.
Объект оценивания: логические действия (классификация, сравнение и обобщение предметов, установление аналогии на предметном материале.)
Для проведения диагностики Регулятивных УУД использовалась
Методика «Логические закономерности».
Цель: выявление уровня развития логического мышления.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.
Форма проведения: письменный опрос.
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7;
6, 9, 12, 15, 18, 21;
1, 2, 4, 8, 16, 32;
4, 5, 8, 9, 12, 13;
19, 16, 14, 11, 9, 6;
29, 28, 26, 23, 19, 14;
16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;
1, 4, 9, 16, 25, 36;
21, 18, 16, 15, 12, 10;
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.
Результаты диагностики показали, что логическое мышление у обучающихся развито:
на высоком уровне 25 % (2 человеека), умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, способность к обобщению хорошая.
Средний уровень успешности у 50 % (4 человек); частично владеют логическими операциями, общий прием решения задач сформирован, но возникают трудности.
Низкий уровень успешности имеют 25 % обучающихся (2 человека); частично владеют логическими операциями, общий прием решения задач сформирован слабо, часто возникают трудности, не могут выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, способность к обобщению низкая.
Вывод: Результаты диагностики показали, что в основном обучающиеся умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, частично владеют логическими операциями.
Результаты изучения коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Цель: Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД.
Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл).
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Р
Ж
З
К
Денис
Люба
Егор
Рис. 1.
Рис. 2.
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.
Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.
Результаты диагностики:
Высокий уровень коммуникативных УУД показали 25 % обучающихся.
Средний уровень коммуникативных УУД показали 50 % обучающихся.
Низкий уровень коммуникативных УУД показали 25% обучающихся
Вывод: 1. Большинство обучающихся 3 класса имеют достаточный уровень сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных УУД соответствующих их возрастным особенностям, что отражает сформированность умения строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию действий.
Классный руководитель: Климова С.Б.
7