Анализ образовательной программы начального общего образования
УМК «Школа России»
Выполнила студентка
группы ПНК-2.1
Бобова Валерия Сергеевна
Школа России учебно-методический комплекс
«Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Научный руководитель
Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.
- УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования: - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. - Изобразительное искусство (2 линии). Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс). Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).
Структура УМК «Школа России»
- Рабочие тетради 1-4 классы
- Диагностика/ тематический контроль
- Формирующий и итоговый контроль
- Дополнительные пособия/пособия для внеурочных занятий
- Методическое пособие для учителей
Содержание основной части программы
- Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Программа Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
- Цели обучения: 1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; 2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; 3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; 4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. Принципы: - приоритет воспитания в образовательном процессе; - личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; - сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:
Достижение личностных результатов учащихся:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
- Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов: Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Анализ программы
Литература
1 класс. Тема: «Как хорошо уметь читать»
Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть». В нем рассказывается, как ведут себя животные в автобусе и их отношение друг к другу.
Задания:
1.Выпиши в «Рабочую тетрадь» все выделенные цветом буквы подряд . Что у тебя получилось? Каких букв не хватает?
УУД:
1) Регулятивные :
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
2) Познавательные:
- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
- работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;
2. Обсудите с другом последние две строчки стихотворения. Объясните почему нельзя быть «енотом, медведем, удавом и свиньёй»
УУД:
1) Коммуникативные:
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
2) Личностные:
- эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
2 класс. Тема: Устное народное творчество.
Сказка « Лиса и журавль» В ней рассказывается, как лиса и журавль ходили друг к другу в гости и о их гостеприимстве.
Задания:
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь почему не получилось дружбы у лисы с журавлем. Что ты посоветуешь героем сказки?
УУД:
1) Личностные:
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
2) Познавательные:
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержание учебника;
2. Обсудить с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется. так и откликнется» подходит по смыслу и содержанию сказки?
УУД:
1) Коммуникативные:
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников.
4 класс. Тема: Делу время – потехи час .
«Сказка о потерянном времени». В ней рассказывается, что мальчик терял время зря.
Здания:
1. Как ты относишься к ребятам? А как относится автор к ним?
УУД:
1) Личностные:
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
2. Что подразумевает Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки. Зачем писатель создал ее?
УУД:
1) Познавательные:
- полно и адекватно воспринимать художественный текст;
- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
Русский язык.
3 класс. Тема: «Что такое части речи?»
Текст о березе. ( В. Степанов)
Задания:
Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль. О чем самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова. Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.
УУД:
1)Регулятивные:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
2) Познавательные:
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
3) Коммуникативные:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
4) Личностные:
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
3-й класс. Тема: «Что такое части речи?»
Иллюстрация по теме, которую нужно рассмотреть и выполнить к ней задания.
Задания:
Что изображено на рисунке. Расскажите. Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст. Определите, какие части речи вы употребили в своем тексте и с какой целью.
УУД:
1) Личностные:
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
2) Регулятивные:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
3) Познавательные:
– пользоваться иллюстрациями, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
4) Коммуникативные:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
2-й класс. Тема: «Виды речи»
Иллюстрация и высказывание Л. Успенского по заявленной теме.
Задание:
Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите ее своими примерами. Подходят ли рисунки к этому высказыванию. Почему вы так думаете? Объясните. На каком языке происходит общение между людьми.
УУД:
1) Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
2) Познавательные:
- строить сообщение в устной форме;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
3) Коммуникативные:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– формулировать собственное мнение и позицию;
Вывод:
Анализируя данные задания можно убедиться в том, что программа полностью соответствует требованиям ФГОС.