Анализ работы МО естественно-математического цикла
МБОУ Сокльчинской средней школы №3
за 2015-2016 учебный год
Цели анализа:
выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО
1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО
Деятельность МО в 2015-2016 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО и методической темой: «Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях подготовки к введению ФГОС основного общего образования».
В основном, поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в 2015-2016 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это элективные курсы по математике, физике, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия, групповые и индивидуальные занятия.
Методическая работа МО естественно-математического цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предметам, организация подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Учителями апробированы следующие методики использования новых форм работы с учащимися в условиях ФГОС- это работа в группах и работа в парах. В этом учебном году впервые пятый класс обучался по программе нового поколения. Поэтому все учителя, работающие в этом классе, прошли курсы повышения квалификации, старались применять новые технологии не только в этом классе но и в других.
Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, семинары и дискуссии, презентации профессиональных достижений, взаимопосещение уроков с их анализом и самоанализом, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.
Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.
Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены семинары, групповые и индивидуальные консультации.
Так же были проведены репетиционные работы по математике, физике в 9 и 11 классах, по биологии в 9 классе. Анализ работ показал, что повторные работы дали лучший результат. Если по физике в 11 классе в начале года 2 учащихся не прошли минимальный порог, то в 3 четверти порог преодолели все. В 9 классе по итогам пробного экзамена неуспевающим был 1 учащийся Мигулкин В. С ним была проведена работа, а также и с родителями, в результате ученик улучшил свой результат . В 11 классе по математике учащиеся тоже улучшили свой результат. 7 учащихся по профильному уровню перешли минимальный порог ,но средний балл 11, что соответствует оценке «3». В 9 классе по математике из 13 учащихся на 4 и 5 написали 4 учащихся ,5уащихся получили 2. Учитель Бравок Н.Г на основе анализа составила индивидуальный график работы с каждым учащимся в 9 классе по математике.
2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1. Анализ педагогических кадров
Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО естественно-математического цикла.
В 2015 – 2016 учебном году в состав МО естественно-математического цикла входило на начало года 6 педагогов, на конец года 5 педагогов. Средний возраст – 51 год.
Кол-во учителей | 6 | 100% |
Высшее образование | 5 | 100% |
Молодых специалистов | 0 | 0% |
Без категории | 4 | 66% |
I категория | 2 | 33% |
Высшая | 0 | 0% |
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов естественно-математического цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, проведение практических и лабораторных работ (по физике, химии, биологии), работы с компьютером на уроках математики и информатики.
Все программы были пройдены в полном объеме, в том числе практическая их часть.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2015-2016 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано большое количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, перфокарт, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал: энциклопедии, таблицы, карточки для индивидуальной работы, справочники, портреты выдающихся математиков, физиков, известных учёных и т.д. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам естественно-математического цикла для элективных курсов.
В 2015-2016 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации
Обучение
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год очередные курсы повышения квалификации прошла учитель физики Холмогорова А.А в дистанционной форме по теме «Эксперимент как метапредметная деятельность: реализации ФГОС на примере курса физики». Садыкова Г.А прошла курсы в ПИППКРО г.Владивостока по теме «Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях реализации нового образовательного стандарта»
Обобщение опыта
Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями естественно-математического цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков и внеклассных мероприятий. В школе проходила неделя естественно-математического цикла с 8.02.16 по 12.02.16. Каждый учитель показал по 1 открытому уроку и внеклассному мероприятию. На высоком педагогическом уровне были проведены следующие открытые уроки: «Отрицательные числа» в 6 классе учитель Бравок Н.Г; «Сравнение десятичных дробей» математика 5 класс – учитель Садыкова Г.А; «Измерение атмосферного давления. Опыты Торричелли» - физика 7 класс учитель Холмогорова А.А; «Моллюски» биология 7 класс – учитель Пелипенко Г.В .Среди внеклассных мероприятий хочется отметить «Математическое кафе»-учитель Бравок Н.Г, «Конкурс знатаков физики» - учитель Холмогорова А.А, «Математический марафон» учитель Садыкова Г.А. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся); проводить уроки используя элементы системы ФГОС.
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
В 2015-2016 учебном году учитель физической культуры Ласюк В.В. прошла аттестацию на первую категорию.
Учителя Садыкова Г.А, Холмогорова А.А, Пелипенко Г.В прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Так же учителя принимают участие в вебинарах дистанционно. Пелипенко Г.В. проходит дистанционное обучение в Омском институте дополнительного образования по специальности учитель биологии, дополнительное образование дистанционно получает Холмогорова А.А по специальности учитель английского языка.
Вывод: таким образом, анализируя итоги работы за 2015-2016 уч. год, можно сделать выводы, что учителя МО не только имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров, но и в рамках модернизации образования активно повышали квалификацию, проходили аттестацию.
4. Анализ тематики заседаний МО
За отчетный период было проведено 4 плановых заседаний. Здесь, как правило, изучались и обсуждались нормативные документы (в т.ч. касающиеся итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов), современные технологии, обобщались опыты работы педагогов, анализировались посещенные уроки и общешкольные предметные мероприятия (предметные недели, КВН, участие в различных конкурсах и олимпиадах), что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя.
Также на заседаниях рассматривались сложные теоретические вопросы, подводились итоги административных контрольных работ и т. д.
Заслушали доклады:Бравок Н,Г «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта», Холмогоровой АА..«Проектирование уроков физики на деятельностной основе», Пелипенко Г.В. «Сохранение здоровья школьников – необходимое условие качества образования.», Ласюк В.В «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях обеспечения преемственности начального и основного общего образования с учетом ФГОС ООО».
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи
На заседаниях МО были подведены результаты контрольных срезов по математике в 5,6,7,8 классах в начале и конце года.
класс | учитель | Общий % успеваимости | Качество |
5 (1-четверть) | Садыкова Г.А | 85% | 50% |
5 (4-четв) | Садыкова Г.А | 94 | 44 |
7 (1-четв) | Холмогорова А.А | 72 | 27 |
7 (4-четв) | Холмогорова А.А | 72 | 36 |
6 (1-четв) | Бравок Н.Г | 72,7 | 45 |
6 ( 3-четв) | Бравок Н.Г | 80 | 50 |
8 (1-четв) | Бравок Н.Г | 60 | 30 |
8 (3-четв) | Бравок Н.Г | 80 | 40 |
Вывод: Из анализа срезов следует, что нет стопроцентной успеваемости ни в начале ни в конце года. У Холмогоровой А.А процент успеваемости не изменился, немного повысилось качество, у Садаковой Г.А успеваемость повысилась, но снизился процент качества, у Бравок Н.Г на примере двух классов наблюдается рост качества и успеваемости. Рекомендации учителям работать над повышением успеваемости, организовать дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками.
Анализ внеклассной работы по предметам.
№ | Направления | Форма раскрытия | Время | Ответственные |
1. | Работа с одаренными детьми. Школьный тур предметных олимпиад | Справка | октябрь | Члены МО |
2. | Участие в заочных конкурсах по предметам естественно-математического цикла | Дипломы | В течение года | Учителя-предметники |
3. | ЕГЭ и ГИА - классы. Трудные вопросы КИМов. | Консультации по предметам естественно-математического цикла для учащихся 9, 11 классов. | В течение года согласно графику | Учителя-предметники выпускных классов |
4. | Индивидуальные занятия | Консультации по трудным вопросам для учащихся 5-8 классов. | В течение года согласно графику | Учителя-предметники |
Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.
С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по математике, физике, химии и биологии.
Учащиеся школы были активно вовлечены во внеклассную деятельность по предметам.
Итоги конкурсов по внеурочной деятельности
Предмет | Название конкурса | Участник | Класс | Учитель | Итоги |
Математика | «Абитуриент 2016» -олимпиада при Даль.Рыб.Втуз. | Дегтеренко Егор (номинация мореход) (номинация реф.механик. Ардашов Малик (номинация мореход, Электромеханик) | 11 11 | Садыкова Г.А | 2 место 1место 5место 5 есто 1 место |
Математика | Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус. осенняя сессия» | Ласюк Александр Мигулкина Любовь. | 6 9 | Бравок Н.Г. | 8 9 |
Физика | Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус.» Осенняя сессия | Родохлеб Мария | 9 | Холмогорова А.А. | 15 место |
Физическая культура. | Районные соревнования по волейболу. Районные соревнования по легкой атлетеке( апрель) Метание мяча Метание мяча Метание мяча Метание гранаты Метание гранаты Метание гранаты Наклоны туловиша вперед Наклоны туловища вперед. Кросс 1000м Кросс 1000 Кросс1000м Кросс 800м Эстафета 4*4 Эстафета 4*4 | Команда девушек Команда юноши Бурмак Кирилл Шульга Любовь Шаповалова Настя Звегинцева Кристина Омутков Дмитрий Окунева Светлана Шульга Любовь Окунева Светлана Омутков Алексей Мигулкина Любовь Омутков Дмитрий Окунева Светлана 8-9 классы 10-11 | 9-11 9-11 9 10 7 11 11 11 10 11 8 9 11 11 | Ласюк В.В Ласюк В.В Ласюк В.В | 1место 2место 2место 2место 3место 1место 1место 2место 3место 1 место 2место 2место 3место 1место 3место 2место |
Физика | Олимпиада «Весна-2016» проекта «Инфоурок» | Омутков Алексей Шульга Даниил | 8 9 | Холмогорова А.А. | 2 место 1 место |
Биология география | Районный конкурс: «Друзья леса» Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус. осенняя сессия» | Команда МБОУ Сокольчинской СОШ№3 Родохлеб Мария Ласюк Александр Ласюк Александр | 9 6 6 | Пелипенко Г,В | Почетная грамотаграмота грамота 7место. |
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам естественно-математического цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2013-2014 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными учениками.
Общие выводы
Анализ итогов работы показал, что поставленные перед МО задачи выполнены. Но в работе МО естественно-математического цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений. Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, в будущем, они будут устранены.
Работу учителей в 2015-2016 учебном году признать удовлетворительной.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО. в следующем году. Исходя из анализа работы , были сформулированы задачи поставленные перед МО на 2016-2017 год
Организация работы с «сильными учениками».
Повышение качества знаний обучающихся.
Продолжить процесс самообразования;
Активное использование инновационных технологий.
Пополнение методической «копилки» школы.
Организация работы со « слабыми учениками.»
Внедрение новых образовательных стандартов.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.