Анализ работы за 2018-2019 год по дополнительной общеобразовательной программе «Мягкая игрушка» педагога дополнительного образования Романовой Е.П.
Детское объединение «Мягкая игрушка» посещали обучающиеся Буткинской СОШ из 2,3,4,5 классов, 1девочка из школы-интернат. Группа детей разновозрастная 8-12 лет.
Цель образовательной программы: развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи образовательной программы:
- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;
- обучать основам кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;
- Познакомить с историческими сведениями возникновения народной игрушки.
- Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки.
- Научить выполнению ручных швов.
- Познакомить:
- с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);
- с основами цветоведения (с основными цветами)
- с технологией изготовления мягкой игрушки.
- с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе.
- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать творческие способности, фантазии и воображения, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. У школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер вашего дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает творческий подход.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (костюмов, орнаментов, моделей игрушек и т.п.).
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
Проводились занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость группы составляла 12 человек. В группе действовал активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствовало интересному творческому общению и деловому дружелюбию. Программа рассчитана на 1 учебный год. Всего 144 часа.
Приоритет на занятиях отдается активным методам преподавания:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
- нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.
Для организации занятий использовались следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
поисковый, частично - поисковый, исследовательский,
практический, проектной деятельности,
проблемный,
эвристический.
изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Формы проверки ожидаемых результатов.
1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».
2. Фронтальная беседа с элементами викторины.
3. Контрольные работы на время, устраиваются для проверки навыков шитья, умение подбирать ткани по цвету и фактуре, самостоятельного выполнения простейших изделий.
4. Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности.
5. Организационные просмотры изделий.
6. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».
7. Защита мини – проекта.
8. Самостоятельная работа – проверка знаний, умений и навыков по разделу программы.
Обучающиеся узнали:
технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;
правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:
- основы материаловедения (виды и свойства тканей)
- основы цветоведения (основные цвета, сочетание цветов)
-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.
-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.
Обучающиеся научились:
подготавливать материалы для работы;
подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;
экономно расходовать материалы;
эстетично оформлять изделия;
оформлять выставочные материалы;
работать индивидуально и коллективно.
Формой подведения итогов реализации данной программы являлись творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсах, соревнованиях среди кружковцев.
В течении года ребята выполнили из ткани разнообразные игрушки по сложности и технике исполнения: чердачные куклы, куколки-малышки из чулок, кошечки, собачки, мишки, лисички, игольницы, кофейные игрушки, шарики-помпоны, народные куклы: берегиня, десятиручка, пеленашка, кувадка. Выполнили панно «Пасха», «Масленица».
Ребята приняли активное участие в выставках ДДТ: «Мой любимый Новый год!», «8 Марта», «День матери», «Итоговая». Получили Грамоту за участие в районном конкурсе «Радуга» с выставкой «Магия игрушек» в КДЦ с. Бутка. Приняли участие в районном фестивале на выставке в пансионате для инвалидов в г.Талица.