АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (2015 год февраль)
Итоговую работу по окружающему миру выполняли 1974 ученика 4-х классов из 35 образовательных учреждений.
Основное назначение данной работы - осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений учащихся за курс окружающего мира начальной школы.
В работу было включено относительно немного заданий, проверяющих умения из раздела «Человек и общество». Они касались государственной символики России, наиболее значимых событий отечественной истории, летосчисления.
Основную часть работы составляют задания, проверяющие знания и умения из раздела «Человек и природа»
Курс «Окружающий мир» вносит, возможно, самый значительный вклад в достижение таких метапредметных результатов, как «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям», и многие задания итоговой работы требовали этих умений.
Все задания работы проверяли владение планируемыми результатами из раздела «Выпускник научится», которыми должны овладеть все выпускники начальной школы.
Для проверки разного типа умений в работу были включены задания закрытого и открытого типа разной формы.
Контрольная работа по предмету «Окружающий мир» на региональном уровне проводилась впервые, поэтому в неё были включены по преимуществу задания базового уровня трудности, проверяющие элементы содержания, которые на протяжении многих лет входят в различные УМК по этому предмету.
На основе этой таблицы видно, что средняя решаемость заданий базового уровня выше 80%. Задания повышенного уровня трудности были связаны только с разделом «Человек и природа», их средняя решаемость тоже достаточно высока - 74%.
Эти данные дают основания считать подготовку учеников 4 классов в области обществознания и естествознания хорошей.
Но даже на этом благополучном фоне нельзя не обратить внимание на существенные дефициты в подготовке выпускников начальной школы.
25% учеников путают государственные праздники РФ (задание №2). «Происхождение» этих трудностей понятно: многие из них (например, День России, День народного единства) относительно «молоды», и их пока плохо знают даже взрослые россияне.
(Задания 9,10) Так, 29% участников ИКР4 не смогли построить пищевую цепь. При этом большинство детей правильно отбирает организмы, которые составляют звенья цепи питания, но неправильно указывают направления связей между ними, не от пищи к её потребителю, а наоборот.
(Задание 12) Каждый пятый четвероклассник, обучавшийся по ФГОС, не может определить направление движения относительно сторон света, указанных на плане местности. 29% учеников 4го класса не смогли назвать причину смены времён года или дня и ночи. Представления о том, как вращается наша планета, лежат в фундаменте научной картины мира. Возможно, эта тема изучалась недостаточно детально, не было демонстрационных моделей, которые наглядно показывают, как Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, и являются необходимыми «помощниками» для учеников начальных классов.
(Задание №17) 20% детей не смогли, прочитав подробное описание опыта, установить, что в этом опыте проверялось (см. пример из 1 -го варианта работы). Это говорит о том, что опыт учеников в планировании и осмыслении экспериментов явно недостаточен.
В школе ребята изучали, нужны ли для прорастания семян растений вода, воздух, тепло и свет. Алёша решил дома провести исследование с семенами фасоли.
В первый стакан под семена Алёша положил влажную марлю, чтобы к семенам поступали вода и воздух, а во втором - полностью залил семена водой, чтобы к ним не поступал воздух. Оба стакана мальчик поставил в одно и то же тёплое место на солнечный свет.
Что проверял Алёша в своём опыте? Обведи номер ответа.
Какое количество семян сохранили всхожесть?
Необходим ли для прорастания семян фасоли солнечный свет?
Необходим ли для прорастания семян фасоли воздух?
Зависит ли скорость прорастания семян фасоли от температуры воздуха?
Самая низкая решаемость зафиксирована в заданиях с развёрнутым ответом. Это три задания: 16, 19 и 20. Их решаемость составила 55-65% (учитывается доля учащихся, справившихся с заданием полностью). Остановимся на анализе выполнения этих заданий подробнее.
В задании 16 базового уровня трудности ученику предлагалось сформулировать два правила сохранения правильной осанки (1 -й вариант) или два правила, которые помогут уберечься от инфекционных заболеваний, если рядом находится больной (2-й вариант). Два правила (а их можно назвать множество, о них рассказывают учителя, медики, родители) смогли записать только 65% четвероклассников пилотных школ. Еще 30% верно сформулировали только одно правило. Кому-то из детей не хватило знаний об охране здоровья, но большинство не смогли свои знания выразить письменно: одни дважды писали об одном и том же, другие формулировали свои мысли неясно или неточно.
Задания 19 и 20 относятся к повышенному уровню трудности. В обоих из них сильна метапредметная составляющая. В задании 19 ученику (см. ниже пример из варианта 2) нужно было провести классификацию растений или птиц. Причём основания классификации ученик мог выбрать сам. К примеру, птиц он мог разделить на домашних и диких, хищных и нехищных, водоплавающих и не умеющих плавать. Все эти классификации к концу начальной школы ученику известны. Он может опираться как на предметные знания, так и на общие учебные умения классифицировать и группировать. Но с этой задачей справились только 55% учеников. Это самый низкий результат во всей контрольной работе.
Перед тобой названия шести разных птиц. Раздели птиц на две группы по выбранному тобой признаку: воробей, утка, курица, ястреб, гусь, ворона.
Заполни таблицу: запиши в ней общее название для каждой группы птиц и перечисли птиц, которые относятся к этой группе.
| Общее название группы птиц | Названия птиц, относящихся к данной группе |
Группа 1 | | |
Группа 2 | | |
27% учащихся получили 1 балл (допустили 1-2 ошибки при заполнении ячеек). 18% не справились с заданием даже частично. Четвероклассники допускали все возможные ошибки: делили птиц на группы по разным основаниям, например, «домашние» и «хищные», пропускали обобщающие названия, неправильно формировали группы, например, добавляли к домашним птицам ворону и т. п. Это говорит о том, что в практике обучения не хватает заданий, где нужно такие операции самостоятельно обосновывать и защищать свои варианты ответа.
В задании 20 учащиеся сравнивали полезные ископаемые на основе внешних признаков или известных характерных свойств. В 1 -м варианте это были каменный уголь и торф (см. пример ниже), во 2-м варианте - каменный уголь и нефть.
Каменный уголь - твёрдое полезное ископаемое чёрного цвета с заметным блеском, хрупкое, горючее, тяжелее воды. Уголь образовался миллионы лет назад | Торф образуется из остатков болотных растений. Он коричневого цвета и представляет собой смешанную массу веточек, ветвей и листьев. Торф можно разрезать на куски и использовать как твёрдое топливо. |
Определи, какие свойства являются общими для этих полезных ископаемых. Запиши два общих свойства.
Тема «Полезные ископаемые» есть во всех УМК по окружающему миру, и ресурсы, которые могут служить топливом, изучаются в первую очередь. Но, как и в предыдущем задании, для ответа достаточно метапредметных умений: нужно понять, что такое «свойства», и найти нужные сведения в текстах-описаниях, сделав минимальное обобщение. Но если одно из общих свойств - твёрдость - названо в обоих текстах впрямую: «твёрдое полезное ископаемое», «твёрдое топливо», то второе - горючесть (можно было написать «горят», «выделяют тепло») - ученик должен был выделить, соотнеся слова «горючее» для каменного угля и «топливо» для торфа.
Оба общих свойства смогли назвать 60% четвероклассников, 35% верно указали только одно свойство и 5% не смогли указать ни одного. Данный результат свидетельствует, прежде всего, о трудностях в работе с текстовой информацией, 40% детей не умеют её добывать даже из очень коротких текстов.
Вывод
В итоговой работе по окружающему миру приняли участие 1974 четвероклассника из 35 школ края, первыми перешедших на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования.
94% участников ИКР4 преодолели границу базового уровня.
Из них 26% продемонстрировали только базовый уровень. Они владеют базовыми понятиями, могут выполнять стандартные учебные операции.
68% учеников достигли повышенного и высокого уровня. На основе полученных предметных знаний они могут самостоятельно рассуждать, делать обобщения и выводы.
Чуть более 5% (111 человек) не достигли базового уровня, они нуждаются в индивидуальной поддержке и коррекционной работе в основной школе.
Средний процент выполнения работы составил 82%, средняя решаемость заданий базового уровня трудности - 83%, заданий повышенного уровня трудности - 74%.
Задания, требующие воспроизведения изученного, практически не вызывают у участников ИКР4 затруднений. Основные трудности возникают тогда, когда требуется делать некоторые самостоятельные выводы и обобщения на основе предметного материала.
К практической части
Анализ контрольной работы по окр. миру выявил несколько умений, которые были сформированы в недостаточной степени.
При подготовке к мониторингу по окр. миру мы столкнулись с такой проблемой, что предметные умения, которые включены в перечень проверяемых умений, формировались в 1, 2, 3 классах, поэтому в 4 классе необходимо снова возвращаться к материалам прошлых лет, а некоторых тем (Школа 2100) нет совсем. Поэтому мы предлагаем вам поработать с учебниками разных УМК, выявить в каком классе эти умения формируются, внести эти данные в таблицу, для того, чтобы облегчить работу учителя при подготовке к итоговым работам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ № зад ани я | Проверяемое содержание | Проверяемое знание/умение | Уровень сложности | Баллы за задание | Результаты выполнения задания (в %) Регион |
1 | Узнавать флаг и герб Российской Федерации | Человек и общество / Наша Родина - Россия | Б | 1 | 94 |
2 | Различать государственные праздники | Человек и общество / Наша Родина - Россия | Б | 1 | 75 |
3 | Различать прошлое, настоящее и будущее | Человек и общество / Страницы истории Отечества | Б | 1 | 83 |
4 | Находить место исторического события на ленте времени | Человек и общество / Страницы истории Отечества | Б | 1 | 84 |
5 | Соотносить дату с историческим событием | Человек и общество / Страницы истории Отечества | Б | 1 | 87 |
6 | Различать объекты и явления живой и неживой природы | Человек и природа / Природа живая и неживая | Б | 1 | 91 |
7 | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | Человек и природа/ Природные зоны | Б | 1 | 82 |
8 | Обнаруживать взаимосвязи в живой и неживой природе | Человек и природа/ Вода | Б | 1 | 81 |
9 | Обнаруживать взаимосвязи в живой и неживой природе | Человек и природа/ Времена года | Б | 1 | 71 |
10 | Обнаруживать взаимосвязи в живой природе | Человек и природа/ Животные | Б | 1 | 71 |
11 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа/ Глобус, карта, план | Б | 1 | 88 |
12 | Использовать готовые модели (план) при выполнении учебных заданий | Человек и природа/ Глобус, карта, план | Б | 1 | 80 |
13 | Определять характер взаимоотношений человека с природой | Человек и природа / Человек - часть природы | Б | 1 | 86 |
14 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Тело человека | Б | 1 | 91 |
15 | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | Человек и природа/ Тело человека | Б | 1 | 87 |
16 | Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | Человек и природа/ Тело человека | Б | 2 | 65 |
| 1 | 30 |
17 | Различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы | Человек и природа/ Растения | П | 1 | 80 |
18 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа / Земля - планета Солнечной системы | Б | 1 | 89 |
19 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Животные. Растения | П | 2 | 55 |
| 1 | 27 |
20 | Сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Полезные ископаемые | П | 2 | 60 |
| 1 | 35 |
Подготовка учащихся 4 класса к ИКР по окружающему миру на основе учебного материала разных УМК № зад ани я | Проверяемое содержание | Проверяемое знание/умение | Школа России (Класс/ страницы учебника) | Школа 2100 (Класс/ страницы учебника) | РО Занков (Класс/ страницы учебника) |
1 | Узнавать флаг и герб Российской Федерации | Человек и общество / Наша Родина - Россия | 4 кл 2 ч. С.168 | 2кл 2ч | 1 кл (с 40-41) |
2 | Различать государственные праздники | Человек и общество / Наша Родина - Россия | 1-2 класс +эл. пособие «Кирилл и Мефодий» | | 1 кл ч2 (54) 3 кл |
3 | Различать прошлое, настоящее и будущее | Человек и общество / Страницы истории Отечества | 4 класс 1 часть | 4кл 2ч 3кл 2ч | 1 кл 2ч |
4 | Находить место исторического события на ленте времени | Человек и общество / Страницы истории Отечества | 4 класс | 3кл 2ч | 3 кл 1ч + раб. тетр |
5 | Соотносить дату с историческим событием | Человек и общество / Страницы истории Отечества | 4 класс | 3кл 2ч | 3 кл |
6 | Различать объекты и явления живой и неживой природы | Человек и природа / Природа живая и неживая | 1,2,3 класс | 1 кл 2ч (тема 23) | 2 кл 2 ч |
7 | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | Человек и природа/ Природные зоны | 4 класс 1 ч. | 2кл 2ч | 1кл 2 ч 3 кл 1 ч |
8 | Обнаруживать взаимосвязи в живой и неживой природе | Человек и природа/ Вода | 3 класс 1 ч. | 4кл 1ч | 2 кл |
9 | Обнаруживать взаимосвязи в живой и неживой природе | Человек и природа/ Времена года | 1 класс 2 ч. стр. 10 2 класс 1 ч. 3 кл. 1ч. ( стр. 51) | 2кл 1ч (с50) 2ч (с4) 3 кл 1ч | 1кл и 3 кл + раб тет |
10 | Обнаруживать взаимосвязи в живой природе | Человек и природа/ Животные | 3кл 1 ч стр 94 | 3кл 1ч | 1, 2, 3, кл |
11 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа/ Глобус, карта, план | 4 кл 1часть 1 кл 2 часть | 2 кл 1 и 2ч | 1кл, 3кл 1ч |
12 | Использовать готовые модели (план)при выполнении учебных заданий | Человек и природа/ Глобус, карта, план | 4 кл 1 часть | 2кл | 1 кл 1ч 3 кл 1ч |
13 | Определять характер взаимоотношений человека с природой | Человек и природа / Человек - часть природы | 3кл 1 ч 4 кл 1ч | 3 кл1ч | 1 кл 2кл 2ч |
14 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Тело человека | 3кл 1ч | 4 кл 1ч | |
15 | Соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами | Человек и природа/ Тело человека | 2кл 2ч | 4 кл 1ч | |
16 | Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья | Человек и природа/ Тело человека | 3кл 1ч 2 кл 2ч | 4 кл 1ч | |
17 | Различать в описании опыта его цель, ход опыта и выводы | Человек и природа/ Растения | 3кл 1ч 1кл 1ч | 4 кл 2ч | |
18 | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам | Человек и природа / Земля - планета Солнечной системы | 1кл 1ч 2кл 1ч 4 кл 1ч | 2 кл 2ч | |
19 | Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Животные. Растения | 3кл 1ч | 1 кл 2ч 3 кл 1ч | 1 кл (с20-29) 2 кл 2ч 3кл 1ч + раб. тет |
20 | Сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств | Человек и природа/ Полезные ископаемые | 1кл 3кл 2 ч 4 кл 1ч | 4 кл 1ч 2 кл 2ч | |