Анализ результатов всероссийской проверочной работы по химии в 11-х классах МБОУ лицее №104 за 2022 – 2023 учебный год
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки образовательных достижений выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне и проведена 7.03 2023 года
Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.)
Разработка ВПР по химии осуществляется с учётом следующих общих положений:
− ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);
− учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учётом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;
− проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.
Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности. Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.
В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким ответом и развернутым ответом. Их порядковые номера: 1–8, 11, 12, 15.
В работе содержится 4 задания с развёрнутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:
– составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;
– объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;
– моделировать химический эксперимент на основании его описания.
Включённые в работу задания условно распределены по четырём содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».
.Распределение заданий по основным содержательным блокам курса химии
Содержательные блоки курса химии | Количество заданий |
Теоретические основы химии | 5 |
Неорганическая химия | 4 |
Органическая химия | 4 |
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь | 2 |
ИТОГО | 15 |
Задания, включённые в проверочную работу, проверяют овладение выпускниками определёнными умениями и способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников.
Распределение заданий по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий | Количество заданий |
Знать/понимать: важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы | 3 |
Уметь: называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре | 2 |
определять/классифицировать:валентность,степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решётки; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по изученным классификационным признакам) | 3 |
характеризовать:s-,p-иd-элементы по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений | 1 |
объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных типов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных); составлять уравнения реакций изученных типов | 3 |
планировать/проводить:эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учётом приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям | 3 |
ИТОГО | 15 |
Работа включает в себя задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровням сложности.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Коли-чество заданий | Макси-мальный балл | Процент от максимального первичного балла |
Базовый | 11 | 21 | 64 |
Повышенный | 4 | 12 | 36 |
ИТОГО | 15 | 33 | 100 |
Верное выполнение заданий 1,2,4–8,11,12,15 базового и повышенного уровней сложности оценивается максимально 2 баллами ,в случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0баллов. Верное выполнение задания 3 оценивается 1 баллом. Оценивание заданий 9,10,13,14 повышенного уровня сложности осуществляется на основе по элементного анализа ответов выпускников. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Указанные задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.
Полученные баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале (табл.4).
Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пяти балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл | 0–10 | 11–19 | 20–27 | 28–33 |
Всего приняло участие 55 обучающихся 11-х классов, что составило 95% от общего количества обучающихся.
По итогам проведения ВПР по химии в 11-х классах были получены следующие результаты.
Кол-во участников | «2» | «3» | «4» | «5» | успеваемость | качество | Средняя оценка |
всего | писали |
58 | 55 | 0 | 6 | 34 | 15 | | | |
100 | 95 | 0 | 0,1 | 62 | 28 | 100 | 89 | 4 |
Сравнительный анализ показателей
Подтвердили отметку I полугодия | Получили отметку выше | Получили отметку ниже |
47 чел., 85 % | 3 чел., 5% | 5 чел.,9% |
Проблемно-ориентированный анализ итогов ВПР
№ | Проверяемые элементы содержания | Справились с заданием % | Не справились с заданием% |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ |
1 | Чистые вещества и смеси. Научные методы познания веществ явлений: измерение, анализ и синтез и химических наблюдение, эксперимент | 89 | 10 |
2 | Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов | 78 | 22 |
3 | Периодический Периодическая химических Д.И. Менделеева закон и система элементов | 98,2 | 1,8 |
4. | Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток | 100 | 0 |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
5. | Классификация и номенклатура неорганических соединений | 100 | 0 |
6 | Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов. Характерные свойства химические оксидов основных, кислотных, амфотерных | 100 | 0 |
7 | Характерные свойства оснований,амфотерных гидроксидов, кислот, солей (средних) | 98 | 1,8 |
8 | Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | 82 | 1,8 |
9 | Реакции окислительно-восстановительные в неорганической химии | 90 | 9 |
10 | Взаимосвязь между основными классами неорганических веществ | 100 | 0 |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
11 | Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Виды химических связей в молекулах органических соединений | 93 | 7 |
12 | Характерные химические свойства: – углеводородов: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов; – кислородсодержащих соединений: многоатомные фенол, одно- и спирты, альдегиды, однооснóвные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы; – азотсодержащие вещества: амины, аминокислоты и белки | 65 | 25 |
13 | Взаимосвязь между основными классами органических веществ | 62 | 38 |
14 | Проведение расчётов количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Предельно- допустимая концентрация вещества | 67 | 33 |
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ |
15 | Проведение расчётов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» | 91 | 9 |
Всего заданий–15; из них по уровню сложности:Б–11;П–4.Максимальный балл за работу–33. |
Вывод: обучающиеся 11 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.
Наибольшее количество ошибок выявлено при выполнении заданий по темам: «Характерные химические свойства органических соединений», «Взаимосвязь между основными классами органических веществ», «Состав и строение атома».
Рекомендации:
-по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;
-организовать сопутствующее повторение на уроках по данным темам;
-организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;
- активизировать внимание учащихся на характерные ошибки, которые они допускают при устных и письменных ответах;
- нацелить учащихся на необходимость самостоятельной работы и систематического выполнения домашних заданий;
- в ходе текущего контроля использовать задания, направленные на поиск решения в новой ситуации, требующие творческого подхода с опорой на имеющиеся знания основных химических закономерностей.
Учитель химии Затонская Г.И.