СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по химии в 11-х классах

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе приведен анализ результатов всероссийской проверочной работы по химии в11-х классах

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов всероссийской проверочной работы по химии в 11-х классах»

Анализ результатов всероссийской проверочной работы по химии в 11-х классах МБОУ лицее №104 за 2022 – 2023 учебный год

 Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки образовательных достижений выпускников средней школы, изучавших химию на базовом уровне и проведена 7.03 2023 года

Содержание всероссийской проверочной работы по химии определяется на основе Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.)

Разработка ВПР по химии осуществляется с учётом следующих общих положений:

− ВПР ориентирована на проверку усвоения системы знаний и умений, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для средней школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования эта система знаний и умений представлена в виде требований к уровню подготовки выпускников по химии (базовый уровень);

− учебный материал, проверяемый заданиями ВПР, отбирается с учётом его общекультурной значимости для общеобразовательной подготовки выпускников средней школы;

− проверка усвоения основных элементов содержания курса химии (базовый уровень) осуществляется с использованием заданий базового и повышенного уровней сложности.

Каждый вариант ВПР содержит 15 заданий различных типов и уровней сложности.   Задания также имеют различия по требуемой форме записи ответа, который может быть представлен в виде: последовательности цифр, символов; слова; формулы вещества; уравнения реакции.

В работе содержится 11 заданий базового уровня сложности с кратким ответом и развернутым ответом. Их порядковые номера: 1–8, 11, 12, 15.

В работе содержится 4 задания с развёрнутым ответом повышенного уровня сложности. Их порядковые номера: 9, 10, 13, 14. Эти задания более сложные, так как их выполнение предполагает комплексное применение следующих умений:

составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства веществ и/или взаимосвязь веществ различных классов, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции;

объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением;

моделировать химический эксперимент на основании его описания.

Включённые в работу задания условно распределены по четырём содержательным блокам: «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь».

.Распределение заданий по основным содержательным блокам курса химии





Содержательные блоки курса химии



Количество заданий

Теоретические основы химии

5

Неорганическая химия

4

Органическая химия

4

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии. Химия и жизнь

2

ИТОГО

15

Задания, включённые в проверочную работу, проверяют овладение выпускниками определёнными умениями и способами действий, которые отвечают требованиям к уровню подготовки выпускников.

Распределение заданий по видам умений и способам действий



Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать: важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, важнейшие вещества и материалы

3

Уметь: называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

2

определять/классифицировать:валентность,степень окисления химических элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решётки; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по изученным классификационным признакам)


3

характеризовать:s-,p-иd-элементы по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и химические свойства изученных органических соединений

1

объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных типов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных); составлять уравнения реакций изученных типов

3

планировать/проводить:эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учётом приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления по химическим формулам и уравнениям

3

ИТОГО

15

Работа включает в себя задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровням сложности.



Распределение заданий по уровню сложности



Уровень сложности заданий

Коли-чество заданий

Макси-мальный балл



Процент от максимального первичного балла

Базовый

11

21

64

Повышенный

4

12

36

ИТОГО

15

33

100

Верное выполнение заданий 1,2,4–8,11,12,15 базового и повышенного уровней сложности оценивается максимально 2 баллами ,в случае наличия одной ошибки или неполного ответа выставляется 1балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0баллов. Верное выполнение задания 3 оценивается 1 баллом. Оценивание заданий 9,10,13,14 повышенного уровня сложности осуществляется на основе по элементного анализа ответов выпускников. Максимальная оценка за верно выполненное задание составляет 3 балла. Указанные задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены выпускниками разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа.

Полученные баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая оценка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале (табл.4).

Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале

Отметка

по пяти балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0–10

11–19

20–27

28–33



Всего приняло участие 55 обучающихся 11-х классов, что составило 95% от общего количества обучающихся.

По итогам проведения ВПР по химии в 11-х классах были получены следующие результаты.

Кол-во

участников

«2»

«3»

«4»

«5»

успеваемость

качество

Средняя оценка

всего

писали

58

55

0

6

34

15




100

95

0

0,1

62

28

100

89

4

Сравнительный анализ показателей

Подтвердили отметку I полугодия

Получили отметку выше

Получили отметку ниже

47 чел., 85 %

3 чел., 5%

5 чел.,9%

Проблемно-ориентированный анализ итогов ВПР



Проверяемые элементы содержания

Справились с заданием %

Не справились с заданием%

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

1

Чистые вещества и смеси. Научные методы познания веществ явлений: измерение, анализ и синтез и химических наблюдение, эксперимент

89

10

2

Состав атома: протоны, нейтроны, электроны. Строение электронных оболочек атомов

78

22

3

Периодический Периодическая химических

Д.И. Менделеева закон и система элементов

98,2

1,8

4.

Виды химической связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток

100

0

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

5.

Классификация и номенклатура неорганических соединений

100

0

6

Характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов.

Характерные свойства химические оксидов основных, кислотных, амфотерных

100

0

7

Характерные свойства оснований,амфотерных гидроксидов, кислот, солей (средних)

98

1,8

8

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

82

1,8

9

Реакции окислительно-восстановительные в неорганической химии

90

9

10

Взаимосвязь между основными классами неорганических веществ

100

0

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

11

Классификация и номенклатура органических соединений. Теория строения соединений. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Виды химических связей в молекулах

органических соединений

93

7

12

Характерные химические свойства:

– углеводородов: алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов;

– кислородсодержащих соединений: многоатомные фенол, одно- и спирты, альдегиды, однооснóвные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы;

– азотсодержащие вещества: амины, аминокислоты и белки

65

25

13

Взаимосвязь между основными классами органических веществ

62

38

14

Проведение расчётов количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или

продуктов. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Предельно- допустимая концентрация вещества

67

33

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

15

Проведение расчётов с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

91

9

Всего заданий–15; из них по уровню сложности:Б–11;П–4.Максимальный балл за работу–33.

Вывод: обучающиеся 11 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.

Наибольшее количество ошибок выявлено при выполнении заданий по темам: «Характерные химические свойства органических соединений», «Взаимосвязь между основными классами органических веществ», «Состав и строение атома».

Рекомендации:

-по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов;

-организовать сопутствующее повторение на уроках по данным темам;

-организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение;

- активизировать внимание учащихся на характерные ошибки, которые они допускают при устных и письменных ответах;

- нацелить учащихся на необходимость самостоятельной работы и систематического выполнения домашних заданий;

- в ходе текущего контроля использовать задания, направленные на поиск решения в новой ситуации, требующие творческого подхода с опорой на имеющиеся знания основных химических закономерностей.





Учитель химии Затонская Г.И.