СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ сочинений - рассуждений в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока развития речи "Анализ сочинений - рассуждений" в 7 классе  поможет учителю подготовить школьников к написанию сочинения - рассуждения о любимом занятии.

Просмотр содержимого документа
«Анализ сочинений - рассуждений в 7 классе»

Урок адаптации по развитию речи в 7 классе

Анализ текста-рассуждения

Мотивационный этап

1. Вначале хочется привести слова Рене Декара, французского физика, математика 16 века: «Для того, чтобы совершенствовать, развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Слайд №2

- А что значит рассуждать?

- Рассуждать, значит, доказывать.

- Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Об этом важном умении - рассуждать мы будем говорить сегодня на уроке развития речи. Наша задача – вспомнить обязательные части рассуждения, его правильное речевое оформление на примере детских сочинений.

2.Для начала разминка по карточке №1: восстанови соответствие (стрелками)

Описание Что произошло?

Повествование Почему?

Рассуждение Какой?

Проверка – продолжите предложение: мы установили соответствие между… типами речи и вопросами, по которым можно их различать.

3. Дадим полное определение рассуждению слайд №3

4. - Обратимся к рабочим материалам. Я прочитаю работу Володи из одной газеты, а вы, слушая, определите тип речи и основную мысль.


Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно! Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт – это не только рекорды, очки, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если б их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.


5. - Пожалуйста, к какому типу речи отнесёте текст? Какова его основная мысль?

- Это рассуждение, так как к тексту можно поставить вопрос почему?

- А основная мысль: спорт – это здорово, спорт – это развлечение - тезис

6. - Кто помнит, из каких 3-х обязательных частей состоит рассуждение? слайд № 4,5

а) тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать)

б) основную часть - аргументы (доказательства)

в) вывод

7.- Что такое тезис? слайд №6-8

- Тезис – основная мысль, которую нужно доказать. От тезиса к аргументам мысленно ставим вопрос почему?

8.- Что такое аргументы? Слайд №9-11

- Аргументы - доказательства, которые нужно привести в подтверждение тезиса слайд №7

От тезиса к аргументу - потому что

- Найдите аргументы в нашем тексте:

1. Спорт помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

2. Жизнь была бы скучной без зимних игр и развлечений.

9.-Что следует из вышесказанного? Это вывод (обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста) слайд 12

Спорт помогает стать сильным, здоровым, смелым. Он закаляет человека физически и духовно.

-Вывод: Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

10. Речевое оформление рассуждения

- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Повторим средства связи частей рассуждения.

На доске:

Средства связи частей рассуждения

1.Тезис.

 Докажем это. Это можно доказать так. И вот почему.

2. Доказательство. 

Во-первых, ….

Во-вторых, …

В-третьих, …

3. Вывод.

 Итак, … Таким образом, … Обобщим всё сказанное.

11. Анализ сочинения

- Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Сам. чтение, ответ на вопрос:

- В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом ВО-ПЕРВЫХ. Вывода нет.

Спорт – это здорово. Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как стала им заниматься, я перестала болеть ангиной и гриппом. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде. Чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.

Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.


12. Задание:

Записать сочинение ученицы, добавив средства связи частей рассуждения и вывод. Помните о соблюдении абзацев.

-Чтение вслух отредактированного сочинения:

Спорт – это здорово. Больше всего я люблю плавание (тезис). И вот почему.

Во- первых, это очень полезный вид спорта. С тех пор, как стала им заниматься, я перестала болеть ангиной и гриппом. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во- вторых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде. Чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.

В - третьих, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

Таким образом, я с большим удовольствием занимаюсь именно этим видом спорта.


- Сравните 2 текста, мы видим, что во 2-м тексте мысли упорядочились

благодаря особенным словам (средствам связи частей рассуждения)


13.Итак, мы вспомнили строение типа речи рассуждения, научились правильно оформлять тексты - рассуждения. Если будем помнить это, тогда наша речь будет убедительной.

- А чем любите заниматься вы? Расскажите о своём любимом виде спорта, любимом занятии, напишите сочинение – рассуждение на одну из тем.

14. Итоги урока, оценивание.