Урок адаптации по развитию речи в 7 классе
Анализ текста-рассуждения
Мотивационный этап
1. Вначале хочется привести слова Рене Декара, французского физика, математика 16 века: «Для того, чтобы совершенствовать, развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать». Слайд №2
- А что значит рассуждать?
- Рассуждать, значит, доказывать.
- Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Об этом важном умении - рассуждать мы будем говорить сегодня на уроке развития речи. Наша задача – вспомнить обязательные части рассуждения, его правильное речевое оформление на примере детских сочинений.
2.Для начала разминка по карточке №1: восстанови соответствие (стрелками)
Описание Что произошло?
Повествование Почему?
Рассуждение Какой?
Проверка – продолжите предложение: мы установили соответствие между… типами речи и вопросами, по которым можно их различать.
3. Дадим полное определение рассуждению слайд №3
4. - Обратимся к рабочим материалам. Я прочитаю работу Володи из одной газеты, а вы, слушая, определите тип речи и основную мысль.
Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.
Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно! Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
Спорт – это не только рекорды, очки, победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет. Я думаю, что без спорта нельзя.
Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если б их не было, то и жизнь была бы скучной.
Я рассуждаю о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.
5. - Пожалуйста, к какому типу речи отнесёте текст? Какова его основная мысль?
- Это рассуждение, так как к тексту можно поставить вопрос почему?
- А основная мысль: спорт – это здорово, спорт – это развлечение - тезис
6. - Кто помнит, из каких 3-х обязательных частей состоит рассуждение? слайд № 4,5
а) тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать)
б) основную часть - аргументы (доказательства)
в) вывод
7.- Что такое тезис? слайд №6-8
- Тезис – основная мысль, которую нужно доказать. От тезиса к аргументам мысленно ставим вопрос почему?
8.- Что такое аргументы? Слайд №9-11
- Аргументы - доказательства, которые нужно привести в подтверждение тезиса слайд №7
От тезиса к аргументу - потому что
- Найдите аргументы в нашем тексте:
1. Спорт помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.
2. Жизнь была бы скучной без зимних игр и развлечений.
9.-Что следует из вышесказанного? Это вывод (обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста) слайд 12
Спорт помогает стать сильным, здоровым, смелым. Он закаляет человека физически и духовно.
-Вывод: Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.
10. Речевое оформление рассуждения
- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей. Повторим средства связи частей рассуждения.
На доске:
Средства связи частей рассуждения
1.Тезис.
Докажем это. Это можно доказать так. И вот почему.
2. Доказательство.
Во-первых, ….
Во-вторых, …
В-третьих, …
3. Вывод.
Итак, … Таким образом, … Обобщим всё сказанное.
11. Анализ сочинения
- Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?
Сам. чтение, ответ на вопрос:
- В сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то второй аргумент вводится словом ВО-ПЕРВЫХ. Вывода нет.
Спорт – это здорово. Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор, как стала им заниматься, я перестала болеть ангиной и гриппом. Теперь мне никакая простуда не страшна.
Во-первых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде. Чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.
Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.
12. Задание:
Записать сочинение ученицы, добавив средства связи частей рассуждения и вывод. Помните о соблюдении абзацев.
-Чтение вслух отредактированного сочинения:
Спорт – это здорово. Больше всего я люблю плавание (тезис). И вот почему.
Во- первых, это очень полезный вид спорта. С тех пор, как стала им заниматься, я перестала болеть ангиной и гриппом. Теперь мне никакая простуда не страшна.
Во- вторых, плавать очень приятно. Вода сразу освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде. Чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.
В - третьих, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.
Таким образом, я с большим удовольствием занимаюсь именно этим видом спорта.
- Сравните 2 текста, мы видим, что во 2-м тексте мысли упорядочились
благодаря особенным словам (средствам связи частей рассуждения)
13.Итак, мы вспомнили строение типа речи рассуждения, научились правильно оформлять тексты - рассуждения. Если будем помнить это, тогда наша речь будет убедительной.
- А чем любите заниматься вы? Расскажите о своём любимом виде спорта, любимом занятии, напишите сочинение – рассуждение на одну из тем.
14. Итоги урока, оценивание.