Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ (далее – ПРП)
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала |
Элементы содержания в УМК, соответствующие элементам содержания в ПРП | Элементы содержания ПРП, отсутствующие УМК |
Литература 5 класс в 2-х частях В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Издательство «Просвещение» 2021 | - | Раздел: Мифология Мифы народов России и мира |
Раздел: Устное народное творчество | Раздел: Фольклор |
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» «Журавль и цапля» «Солдатская шинель» | Сказки народов России и народов мира (не менее 3-х) |
Раздел: Из литературы XVIII и XIX веков | Делится на два раздела: Литература первой половины XIX века Литература второй половины XIX века |
Роды и жанры литературы. Басни | Басни |
А.П. Сумароков «Кокушка» | - |
И.И. Дмитриев «Муха» | - |
И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» | И. А. Крылов. 3 по выбору |
В.А. Жуковский «Спящая царевна». «Кубок». | - |
А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее 3-х) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». | - |
М.Ю. Лермонтов «Бородино» | М.Ю. Лермонтов «Бородино» |
Николай Васильевич Гоголь «Заколдованное место» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Стихотворение «Крестьянские дети». | Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Стихотворение «Крестьянские дети». |
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» | Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» |
Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь» | - |
Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник». | Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник». |
| Раздел: Литература XIX-XX веков |
Антон Павлович Чехов. «Хирургия» | Антон Павлович Чехов. (два произведения), «Хирургия», «Лошадиная фамилия» |
- | М.М. Зощенко (два рассказа по выбору) |
Раздел: Поэты XIX века о Родине и родной природе и о себе Ф.И. Тютчев А.Н. Плещеев И.С. Никитин Ф.И. Тютчев И.С. Никитин | Стихотворения отечественных поэтов о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее 5 стихотворений трех авторов). Например: И. А.Бунин, А.А. Фет |
Раздел: Из литературы XIX-XX веков | |
Иван Алексеевич Бунин «Косцы». | Иван Алексеевич Бунин |
Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе». | |
Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка». | |
Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» | |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» | |
Андрей Платонович Платонов «Никита». | Андрей Платонович Платонов «Никита». |
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро». | Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро». |
Раздел: Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) | Раздел: Литература XX-XXI веков Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). например: Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» и др. |
- | Произведения отечественных писателей на тему детства Произведения приключенческого характера |
А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». | - |
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | - |
Раздел: Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». | |
Раздел: Из зарубежной литературы Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» (отрывок). Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Джек Лондон «Сказание о Кише» | Раздел: ззарубежная литература Ханс Кристиан Андерсен сказки Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). |
Раздел: Произведения о животных | Раздел: Зарубежная проза о животных (1-2 произведения по выбору) Например: Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка» Дж. Даррелл «Говорящий сверток» Дж. Лондон «Белый клык» и др. |
Э. Сетон-Томпсон «Арно» | - |
Раздел: Современная зарубежная и отечественна литература для детей Уль Старк Ая Н | - |
Раздел: Писатели улыбаются Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит». | - |
- | Раздел: Литература народов Российской Федерации |
Метапредметные результаты | Учебных задания |
Базовые логические действия: | |
1.выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса) | учебник с.145 задание 8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец того рассказа и какую роль играет их связь? |
2.устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа | Задание 2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В.П. Астафьева, прочитанных ранее. |
3.с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи | Учебник стр. 145 Задание 3. Как заблудился Васютка? Что помогло ему выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества) Задание 5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чем разговаривал с лесными жителями? |
4.выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи | Учебник стр. 145 Задание 6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? |
5.выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях | Учебник стр. 145 Задание 1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро?» |
6.самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). | Учебник стр. 145 Задание 7. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этому рассказу? |
7.использовать вопросы как исследовательский инструмент по- знания в литературном образовании; | Учебник стр. 145 Задание 1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро?» Задание 2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки? Задание 3. Как заблудился Васютка? Что помогло ему выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества) |
8.формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное | учебник с.145 задания «Обогащаем свою речь» |
9.формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; | учебник с.117 Задание 2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В.П. Астафьева, прочитанных ранее. |
10.проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой |
11.оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента) | |
12.самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений | Учебник стр. 117 Задание 1. Что по словам самого В.П. Астафьева, заставило его писать? |
13.прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. | Дидактические материалы по литературе с.220 Как вы думаете, как повлиял случай, описанный Астафьевым, на его дальнейшуюю судьбу? |