СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»

Практическая работа № 3


Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ (далее – ПРП)


Задание:

  1. Изучите особенности примерных рабочих программ по русскому языку и литературе: структуру, содержание, требования к результатам освоения программы, тематическое планирование.


  1. Проанализируйте содержание УМК на соответствие содержанию ПРП

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Элементы содержания в УМК, соответствующие элементам содержания в ПРП

Элементы содержания ПРП, отсутствующие УМК

Литература 5 класс в 2-х частях

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Издательство «Просвещение» 2021


-

Раздел: Мифология

Мифы народов России и мира

Раздел: Устное народное творчество

Раздел: Фольклор

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

«Журавль и цапля»

«Солдатская шинель»

Сказки народов России и народов мира

(не менее 3-х)

Раздел: Из литературы XVIII и XIX веков

Делится на два раздела:

Литература первой половины XIX века

Литература второй половины XIX века

Роды и жанры литературы. Басни

Басни

А.П. Сумароков «Кокушка»

-

И.И. Дмитриев «Муха»

-

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне» 

И. А. Крылов. 3 по выбору

В.А. Жуковский «Спящая царевна». «Кубок». 

-

А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее 3-х)

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 

Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

-

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Николай Васильевич Гоголь «Заколдованное место» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Стихотворение «Крестьянские дети».

Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Стихотворение «Крестьянские дети».

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» 

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму» 

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь»

-

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник». 

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник». 


Раздел: Литература XIX-XX веков

Антон Павлович Чехов. «Хирургия» 

Антон Павлович Чехов. (два произведения), «Хирургия», «Лошадиная фамилия»

-

М.М. Зощенко (два рассказа по выбору)

Раздел: Поэты XIX века о Родине и родной природе и о себе

Ф.И. Тютчев

А.Н. Плещеев

И.С. Никитин

Ф.И. Тютчев

 И.С. Никитин

Стихотворения отечественных поэтов о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее 5 стихотворений трех авторов). Например: И. А.Бунин, А.А. Фет

Раздел: Из литературы XIX-XX веков



Иван Алексеевич Бунин «Косцы». 

Иван Алексеевич Бунин

Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе». 


Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка». 


Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»


Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» 


Андрей Платонович Платонов «Никита». 

Андрей Платонович Платонов «Никита». 

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро». 

Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро». 

Раздел: Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) 

Раздел: Литература XX-XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). например: Л.А. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» и др.

-

Произведения отечественных писателей на тему детства

Произведения приключенческого характера

А.Т. Твардовский Рассказ танкиста».

-

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

-

Раздел: Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

 И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы».


Раздел: Из зарубежной литературы

Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» (отрывок). 

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). 

Джек Лондон «Сказание о Кише» 

Раздел: ззарубежная литература

Ханс Кристиан Андерсен сказки

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). 


Раздел: Произведения о животных


Раздел: Зарубежная проза о животных (1-2 произведения по выбору)

Например: Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка»

Дж. Даррелл «Говорящий сверток»

Дж. Лондон «Белый клык» и др.

Э. Сетон-Томпсон «Арно»

-

Раздел: Современная зарубежная и отечественна литература для детей

Уль Старк

Ая Н

-

Раздел: Писатели улыбаются

Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит».

-

-

Раздел: Литература народов Российской Федерации


  1. Проанализируйте учебные задания (методический аппарат УМК) по выбранной теме, распределите учебные задания по видам формируемых метапредметных результатов.

тема: В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои


Метапредметные результаты

Учебных задания

Базовые логические действия:


1.выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса)

учебник с.145

задание 8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец того рассказа и какую роль играет их связь?

2.устанавливать существенный признак классификации и

классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа

Задание 2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В.П. Астафьева, прочитанных ранее.

3.с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи

Учебник стр. 145

Задание 3. Как заблудился Васютка? Что помогло ему выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)

Задание 5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чем разговаривал с лесными жителями?

4.выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи

Учебник стр. 145

Задание 6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

5.выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях

Учебник стр. 145

Задание 1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро?»

6.самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Учебник стр. 145

Задание 7. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этому рассказу?


7.использовать вопросы как исследовательский инструмент по-

знания в литературном образовании;

Учебник стр. 145

Задание 1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро?»

Задание 2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Задание 3. Как заблудился Васютка? Что помогло ему выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)

8.формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное

учебник с.145

  1. задания «Обогащаем свою речь»

9.формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

учебник с.117


Задание 2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В.П. Астафьева, прочитанных ранее.

10.проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой

11.оценивать на применимость и достоверность информацию,

полученную в ходе исследования (эксперимента)


12.самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных

выводов и обобщений

Учебник стр. 117

Задание 1. Что по словам самого В.П. Астафьева, заставило его писать?


13.прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и

контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Дидактические материалы по литературе с.220

Как вы думаете, как повлиял случай, описанный Астафьевым, на его дальнейшуюю судьбу?