СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа учителя, выполненная в рамках курсов ПК.

Просмотр содержимого документа
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ»

Волкова О.В.

Практическая работа № 3 «Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».


Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП (выберите русский язык или литературу).

УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

УМК «Литература» В. Я. Коровиной, 5-9 классы

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки.

(Элементы содержания действующего УМК не соответствуют ПРП обновленного ФГОС ООО)


2. Из русской литературы XVIII и XIX веков

Басни

А. П. С у м а р о к о в. «Кокушка» И. И. Дмитриев. «Муха» И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Ворона и Лисица». В. А. Жуковский. «Спящая царевна» «Кубок» А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Русская литературная сказка А н т о н и й П о г о р е л ь с к и й. «Чёрная курица, или Подземные жители» М. Ю. Лермонтов «Бородино» Н. В. Г о г о л ь. О «Вечерах на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место». Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви Н. А. Н е к р а с о в. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) И. С. Т у р г е н ев. «Муму» А. А. Фе т. «Чудная картина...», «Весенний дождь» Л. Н. Т о л с т о й.

«Кавказский пленник» А. П. Чехов. «Хирургия» Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок) . И. С. Н и к и т и н «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...» А. Н. Майков «Ласточки». И. С. Н и к и т и н. «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

(Элементы содержания выходят за рамки содержания ПРП, так, для изучения предлагается литература 18 века, более широк выбор произведений 19 века)


3. Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок). И. С. Н и к и т и н «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...» А. Н. Майков «Ласточки». И. С. Н и к и т и н. «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

(Указаны конкретные произведения поэтов для изучения)

1. Мифология. Мифы народов России и мира

(Данный элемент отсутствует в действующем УМК)



2. Литература первой половины XIX века Басни И. А. Крылов. Басни (три по выбору) Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица». А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму». Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

(Предполагается более свободный выбор произведений по сравнению с УМК, разделы представлены в иной хронологии, но в целом содержание сохраняется)

























3. Литература XIX—ХХ веков Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

(Также предполагается свободный выбор авторов и произведений в рамках указанных)

Вывод: в содержание включены новые разделы, есть новые элементы содержания учебного предмета, включены другие произведения авторов, которые были ранее в программе, включены произведения авторов, которых ранее не было в программе, новое в разделе «Планируемые результаты освоения рабочей программы»: личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета), предметные результаты раскрываются по годам обучения, тематическое планирование представлено по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение, изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные работы, предусмотрены резервные часы. Недостающие элементы содержания УМК можно компенсировать за счет «Родной русской литературы», О. М. Александрова, М. А. Аристова, Н. В. Беляева и др. 5-9 классы, сборников произведений и использования хрестоматий.


Выберите несколько элементов содержания, над которыми проведете наблюдение. Используйте видеолекции и презентации Г.В. Крюковой для выполнения задания. Объем – 0, 5 – 1 страница.

Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов. Выберите русский язык или литературу. Объем – 0, 5 – 1 страница.


В рамках одного урока литературы в 5 классе по теме И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» учитель может работать над формированием многих метапредметных результатов.


Задания учебника:


«Размышляем о прочитанном»

  1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чем смысл морали?

Познавательные:

Данное задание направлено на базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений, с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования.

Коммуникативные:

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения.

Регулятивные:

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений. Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций.



  1. Подготовьте инсценированное чтение одной из басен Крылова.


Познавательные:

Данное задание направлено на базовые логические действия: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления.


Коммуникативные:

Общение: публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.


Регулятивные:

Самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль: учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.