Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"»
«Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок».
Проверка домашнего задания
- Что вы узнали о жизни М.Ю. Лермонтова из вступительной статьи? (пересказ).
- Проверка знаний «Верю – не верю»
- Чтение наизусть стихотворения «Утёс»
Актуализация знаний
- Какова основная тема стихотворения «Утес»?
- Вспомните детство поэта. Скажите почему уже в детстве Лермонтов чувствовал себя одиноким?
Мать Лермонтова рано умерла. Бабушка запрещала внуку видеться с отцом. Живой отец вынужден был отказаться от сына.
Конечно, бабушка тратила большие деньги на образование и воспитание Миши, но деньги не могут заменить любовь и внимание родителей.
К сожалению, и в более зрелом возрасте поэт чувствовал себя одиноким, никому не нужным. Возможно, поэтому большинство стихотворений у Лермонтова грустные.
Анализ стихотворения «Листок»
Словарная работа
Чинара – дерево из семейства платановых, растёт на юге.
Анализ стихотворения «Листок»
Послушайте стихотворение «Листок» (с.213) Какое настроение передает нам автор?
Анализ стихотворения «Листок»
- Какие два ключевых образа есть в этом стихотворении? (запишите в РЛ)
- Что мы узнаем о судьбе листка? Как он оказался у Чёрного моря?
- Выпишите из текста глаголы, чтобы понять историю листка.
Оторвался – укатился - засох и увял – докатился - прижался - приюта молит
Анализ стихотворения «Листок»
- Легка ли судьба листка? Почему лист засох?
- Какие эпитеты подобрал автор, описывая листок?
Родимой – жестокой - гонимый
- В каком состоянии листок?
Засох и увял; до срока созрел и вырос в отчизне суровой
Заполните схему
Листок
(запишите в РЛ)
Анализ стихотворения «Листок»
- Какой образ появляется во втором четверостишии?
У Чёрного моря, где есть вода и солнце
Молодая, зелёная, на ветвях райские птицы
Заполните схему
Чинара
(запишите в РЛ)
Анализ стихотворения «Листок»
- Прочитайте третье четверостишие. Зачем листок прижался к чинаре?
- Что нового мы узнаем о судьбе листка?
- Чем пытается привлечь чинару листок? Что может он ей дать?
- Чем пытается привлечь чинару листок? Что может он ей дать?
- Каково отношение автора к листку?
Анализ стихотворения «Листок»
- Прочитайте 5 и 6 четверостишие. Как отвечает чинара?
- Почему она не хочет, чтобы листок был рядом? Как она себя ведет?
- Почему чинара не хочет знать о трудностях, которые пережил листок?
- Заслужил ли листок такое отношение?
- Как автор относится к чинаре?
Дополните схему
Чинара
(запишите в РЛ)
- Кого хотел изобразить поэт в образе чинары? Только ли о дереве идет речь?
Анализ стихотворения «Листок»
- Можно ли назвать эти образы противоположными?
- Какой прием лежит в основе этого стихотворения? (запишите в РЛ)
молодая и эгоистичная
сухой и усталый
Антитеза
Анализ стихотворения «Листок»
- Какова тема этого стихотворения?
Листок очень одинок, он ищет приюта, но красивая чинара равнодушна к его мольбам.
В этом стихотворении раскрывается тема одиночества и равнодушия к чужим бедам и чужой судьбе .
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Листок»