№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ФИО учителя | Нирова Рая Башировна |
2 | Дата посещения урока: | 06.03.2024г. |
3 | Предмет | Математика |
4 | Класс | 4 |
5 | Учащихся по списку | 22 |
6 | Учащихся по факту | 22 |
7 | Цель посещения урока. | Проанализировать эффективность методических приёмов учителя, формирующих прочность знаний учащихся; определить результативность организации методов и приёмов контроля за усвоение знаний учащимися; выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока; выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся. |
8 | Своевременность явки учителя на урок. | Учитель явилась на урок вовремя. |
9 | Готовность учителя к началу урока. | Учитель готова к уроку. |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | Учащиеся готовы к уроку, учитель психологически настроила их на плодотворную трудовую деятельность на уроке. |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Урок проводится в кабинете начальных классов. Используется интерактивная доска, мультимедийный проектор; для выполнения практической работы используется компьютер; для повторения изученного материала и для закрепления новой темы подготовлены дидактические и раздаточные материалы; учебник «Математика. 4 класс». Моро М. И. и др., «Математика. 4 класс». Рабочая тетрадь к учебнику М.И. Моро и др. Часть 2 |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Санитарное состояние класса удовлетворительное, температурный режим соблюдается, класс проветрен перед началом урока, освещение оптимальное. |
13 | Наличие технологической карты урока. | Имеется. |
14 | Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию | Тема урока соответствует календарно- тематическому планированию. |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Результативность урока: способность систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач). | Урок математики в 4 классе по теме: «Решение задач на движение». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний В общей системе уроков по разделу данный урок представляет собой урок-повторения и обобщения. Начало урока было организованным. Учитель смогла в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу. Очень плавно учитель подвел детей к теме урока. Тему урока дети сформулировали самостоятельно. На уроке были созданы учебно-материальные, морально-психологические, эстетические условия. На уроке были применены следующие принципы обучения: 1. Принцип научности заключался в том, что учащиеся для ответов использовали учебный материал, излагали материал, не упрощая лексики. 2. Принцип доступности заключался в том, что всё что прозвучало на уроке было изложено вполне понятно, на доступном детям языке. 3. Прослеживалась, межпредметная связь, в частности связь с уроками окружающего мира. Для предупреждения утомляемости учащихся использовалась смена видов деятельности, физминутка. В процессе учебной деятельности были использованы словесные, наглядные, практические методы обучения в сочетании с индивидуальной, коллективной и фронтальной формой обучения. Применение информационно-компьютерных технологий, способствовали воспитанию интереса к занятиям математикой. Воспитательной цели так же служили беседы о правилах дорожного движения. На подведении итога урока использован элемент самопознания, где дети сами оценили свои способности. Учащиеся оценивались по ходу урока. На уроке добивалась от учащихся полных ответов, доказательств своего мнения, тем самым развивая монологическую речь. Урок прошёл по намеченному плану, поставленные цели и задачи реализованы. Здоровьесберегающие задачи реализовывались через смену видов учебной деятельности, через контроль, за правильной посадкой учащихся за партами. Основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь эффективно освоить тему урока. Урок проведён методически грамотно, соблюдены все этапы урока. |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ |
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся было оптимальное |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | Учитель использовала игровой метод, знания не преподносились в готовом виде; при объяснении заданий, учитель опиралась на знания учащихся, использовала межпредметные связи; дети были активны, соблюдался принцип преемственности в их освоении. |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Проведена рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. Ученики объективно проанализировали результаты урока и определили субъективное значение результатов своей деятельности и деятельности своих одноклассников. |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Для реализации учебных целей учитель использовала все виды памяти. Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся было оптимальное. |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Для активизации мыслительной деятельности учащихся учитель использовала эффективные приемы и методы: проблемные вопросы, опора на жизненный опыт учеников, создание алгоритмов для выполнения действий; игры, использование индивидуальных заданий, |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | На уроке дифференцированная и индивидуальная работа сочеталась с коллективной работой в классе. |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | На уроке учитывались возможности обученности, обучаемости, учебные и воспитательные возможности учащихся |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильной рабочей позы. | Для снятие напряжения в середине урока проведена физкультминутка; учитель постоянно напоминала детям о соблюдении правильной рабочей позы; также для предупреждения утомляемости чередовались виды учебной деятельности (не менее 7 раз за урок). |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Оценка промежуточных результатов обучения проводилась через работу в рабочих тетрадях (первичная проверка понимания изученного) |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
1 | Методы обучения (метод проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | На уроке использовались различные методы организации познавательной деятельности учащихся: метод проблемного обучения, сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | При выполнении практических работ дети работали в парах и в группах. (формировалось умение работать в группах) |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Учитель умеет поддерживать устойчивое внимание учащихся на протяжении всего урока. |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Установки учителя звучали корректно, четко, обоснованно |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых слов учитель использовала карточки. |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Учителю удалось обеспечить активность и самостоятельность мышления учащихся на протяжении всего урока |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Механического переноса умений и навыков на новые условия работы на уроке не было, дети работали осознанно и продуктивно |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Учитель использовала межпредметные, при этом основной акцент делался на ассоциативное мышление учащихся |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | На протяжении всего урока учитель давала корректные установки. Они были направлены на активизацию мыслительной деятельности детей.Такие реплики как - проанализируйте, докажите (объясните), сравните, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Учебный процесс на уроке имел практическую направленность. |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | На уроке имели место работы творческого характера |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Деятельность учащихся носила познавательный, коммуникативный и регулятивный характер. Дети не пассивные слушатели, а активные участники всего учебного процесса. Они сотрудничали и с учителем и со своими сверстниками. Дети умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии поставленными задачами и условиями коммуникации. |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | Урок окончен вовремя. Дети совсем не устали к концу урока. |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА |
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми оптимальное. Учитель умело создает на уроке доброжелательную и раскрепощенную атмосферу, поддерживает детей одобрительной оценкой, часто шутит с детьми, дети непосредственны, свободны в выражении своих мыслей. |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Задания, выполняемые на уроке, вызывают интерес обучающихся, воспитывают познавательную потребность. Дети с удовольствием принимают участие в реализации учебного процесса. |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп и ритм образовательного процесса оптимальны, действия учителя и обучающихся конкретные, завершенные. |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | На уроке царила доброжелательная атмосфера, дети активно трудились. |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | На уроке осуществлялась смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения. |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Тетради обучающихся ведутся в соответствии с требованиями, на них единая подпись, при выполнении письменных работ соблюдается единый орфографический режим |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | Дифференцированные задания позволили учителю обеспечить активное участие каждого ученика. Ведется работа, как со слабоуспевающими, так и с сильно мотивированными обучающимися |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Учитель тактична, стиль поведения соответствует этическим нормам поведения педагогических работников; взаимоотношения с учащимися доброжелательные, ровные. |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Учитель умеет организовывать детей на учебную деятельность, в течение всего урока дисциплина детей соответствовала требованиям. |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | Голос учителя спокойный, речь правильная, дикция хорошая, выразительная, темп ведения урока оптимальный, жестикулирование умеренное. Учитель владеет артистическими умениями, педагогической техникой и исполнительским мастерством |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Учитель рационально использовала средства обучения (учебник, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК) |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Итоги урока подведены вовремя, дети провели самооценку, выполненных работ, нацеленную на формирование адекватной самооценки. Триединая задача урока выполнена. Качество знаний, умений навыков учащихся соответствует требованиям. Акцент урока был направлен на реализацию развивающей цели обучения: на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, логического мышления обучающихся. |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ |
1 | Самоанализ урока и его результативности | Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок построен по типу закрепление изученного материала по ходу изучения раздела «Задачи на движение». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. |
Зам. директора по УВР МКОУ «СОШ» с.п.Залукодес ______________ Мурзаканова Э.Х
Учитель начальных классов ______________ Нирова Р.Б.