Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
Система менеджмента качества |
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
тема «Тетрациклины, аминогликозиды, хлорамфеникол, карбапенемы, линкозамиды»
по учебной дисциплине «Фармакология»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Щигры, 2020
Практическое занятие
Тема: Тетрациклины, аминогликозиды, хлорамфеникол, карбапенемы, линкозамиды.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Тетрациклины, аминогликозиды, хлорамфеникол, карбапенемы, линкозамиды» в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.04 «Фармакология» для специальности 31.02.01 «Лечебное дело» (среднее профессиональное образование углубленный уровень) и предназначена для поэтапной актуализации и коррекции знаний, а также для формирования умений при проведении практического занятия по теме. В методической разработке отражены цели и задачи занятия, содержатся задания для проверки исходного уровня знаний в виде контрольных вопросов, задания для актуализации и коррекции знаний, включающие изучение нормативной документации, задания для формирования профессиональных компетенций, тестовые задания для контроля итогового уровня знаний.
На этапе актуализации знаний используются активные методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, постановка проблемных ситуаций, используется работа «малыми группами».
Для привлечения студентов к творческой деятельности запланировано проведение презентаций творческих работ, выполненных студентами по изучаемой теме.
Оценка деятельности студентов проводится по каждому этапу занятия с использованием само-, взаимоконтроля студентов.
На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из-за большого объема информации в учебной литературе.
Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
Тип занятия: практическое.
Место проведения: кабинет фармакологии.
Методы обучения: работа малыми группами, проблемный метод, моделирование ситуации.
Длительность: 90 мин.
Цели занятия:
Образовательные:
- способствовать усвоению информации о фармакотерапевтическом действии антибиотиков, их фармакокинетики и фармакодинамики, побочных эффектах препаратов и их предупреждении, об основных направлениях терапии антибактериальными средствами;
- обучить рациональному и обоснованному выбору препаратов для применения в медицинской практике;
- сформировать алгоритм работы со справочной литературой, лекарственными препаратами, аннотациями, научить критическому анализу представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов;
- сформировать навыки выписывания рецептов на изучаемые лекарственные препараты;
- способствовать формированию умения дать рекомендации пациенту по использованию лекарственных средств в различных лекарственных формах;
Развивающие:
- развивать способности студентов к обобщениям и выводам, умение добывать и анализировать информацию, вести дискуссию, умение четко и ясно формулировать свои мысли;
- развивать умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
- совершенствовать опыт коллективного творчества и лидерские способности при выполнении самостоятельной работы.
Воспитательные:
- способствовать формированию будущего специалиста, понимающего сущность и социальную значимость своей будущей профессии, и обладающего чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда.
Задачи занятия:
1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику изучаемых противомикробных средств; усвоить спектр действия, показания к применению, побочные эффекты, критерии эффективности и безопасности; запомнить латинские названия и основные формы выпуска лекарственных средств.
2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности лекарственных средств изучаемых групп путем решения фармакотерапевтических задач.
3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.
4. Усвоить применяемую терминологию.
5. Овладеть практическими умениями выписывания рецептов на лекарственные препараты изучаемых групп, выбора средств для профилактики ВБИ, профилактики и лечения инфекционных заболеваний.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
Компетенции, на освоение которых ориентировано практическое занятие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.
ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
Оснащение: методическое: лекционный материал, методические разработки для студентов, задания для самостоятельной работы, мультимедийная презентация, тестовые задания, глоссарий, ситуационные задачи; материальное: упаковки лекарственных препаратов, аннотации, справочники лекарственных средств; ТСО по теме: ноутбук, проектор.
Межпредметные связи: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку, математике, основам микробиологии, основам патологии, ПМ 07.
План занятия
Этап занятия | Продолжительность этапа |
Организационный момент | 1 мин |
Мотивация изучаемой темы | 2 мин |
Совместное целеполагание | 2 мин |
Контроль уровня знаний студентов (проверка домашнего задания, актуализация знаний по вопросам темы) | 10 мин |
Самостоятельная работа студентов | 65 мин |
Рефлексия, само- и взаимооценка (достижение цели занятия) | 5 мин. |
Подведение итогов занятия. Выставление оценок | 3 мин |
Задание на дом | 2 мин |
Ход занятия
Организационный момент
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих (проверка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятию). Следует учитывать, что организация начала занятия является его важным элементом и способствует формированию у студентов навыков рациональной организации своего труда.
Этап мотивации темы
Преподаватель, обращаясь к студентам, побуждает их сформулировать цель занятия, актуальность и место данной темы в системе изучения фармакологии, а также в будущей профессиональной деятельности среднего медработника (при этом можно использовать слайды, видеосюжеты, исторические факты, подтверждающие важность изучаемой группы ЛС, их роль в развитии отраслей медицины. Антибиотики очень большая группа ЛС, и с каждым днем их становится все больше. С начала 2017 года антибиотики в Курской области можно приобрести в аптеке только по рецепту врача. Почему органы управления здравоохранением приняли такой законодательный акт? (ПЭ, осложнения, резистентность м/о и т.д.). Что в этом аспекте вы можете сказать об АБ изучаемых групп? (широкий и сверхширокий спектр действия, новые, высокоэффективные средства и, следовательно, они имеют много побочных эффектов, многие являются резервными). Этим объясняется важность данной темы для фельдшера.
На основе вышесказанного преподаватель руководит совместным целеполаганием. Студенты формулируют задачи, стоящие перед ними, делают записи в тетрадях, опираясь на требования. Преподаватель корректирует высказывания студентов, помогает им сделать правильные выводы и обобщения.
Этап контроля знаний
На начальном этапе контроля преподаватель проводит блиц-опрос «Основные принципы химиотерапии АБ».
Блиц-опрос по теме: «Основные принципы химиотерапии АБ»
Что означает резистентность микробов к антибиотикам?...
Тератогенным действием обладают антибиотики группы …
Что может спровоцировать устойчивость микроорганизмов? …
Фармакотерапия антибиотиками считается … терапией
Препарат, который вызывает гибель бактерий, оказывает … действие
Профилактическое назначение антибиотиков возможно только при…
В начале заболевания выбирают препарат … спектра действия
Что означает бактериостатическое действие антибиотика?...
Предпочтительный путь введения при тяжелых инфекциях…
В начале заболевания назначают препараты… спектра действия.
Эффективность терапии оценивается на … день лечения.
Бактерицидные антибиотики применяют при…
При отсутствии эффекта препарат можно …
При лечении смешанной инфекции используют антибиотики … спектра действия
При легких инфекциях предпочтителен… путь введения.
Бактериостатические антибиотики назначают для лечения … инфекций.
При необходимости одновременного введения больному 2-х антибиотиков их следует вводить … путями.
Резервные антибиотики назначают только в случае … к основному антибиотику.
На следующем этапе контроля студентам предлагается разгадать кроссворд. Вопросы также задаются в форме блиц-опроса. Студенты по очереди отвечают на них, постепенно заполняя сетку кроссворда. Студенты отвечают, обмениваются мнениями, исправляют и дополняют ответы друг друга. Преподаватель задает уточняющие и конкретизирующие вопросы, углубляясь в теоретический материал.
Данная форма контроля позволяет за короткое время опросить большое количество студентов и выяснить, насколько хорошо они усвоили теоретический материал по базовым вопросам химиотерапии АБ, частной фармакологии антибиотиков и готовы к занятию.
По горизонтали:
1. Антибиотик широкого спектра действия для лечения инфекций ЖКТ, инфицированных ран, конъюнктивитов.
2. Фермент-убийца антибиотика.
3. Противотуберкулезный антибиотик.
4. Спектр действия препарата, при котором можно воздействовать на многие бактерии.
5. Антибиотик в запасе.
6. Побочное действие, возможное при введении любого антибиотика.
7. Группа антибиотиков, хорошо проникающих в костную ткань.
8. Антибиотик из группы тетрациклинов, торговое название - вибрамицин.
9. Действие, которое убивает бактерии.
10. Недостаточные дозы антибиотиком могут вызвать……..
11. Группа резервных антибиотиков сверхширокого спектра действия.
По вертикали:
1. Группа антибиотиков, не назначаемых детям и беременным.
2. Медицинский синоним устойчивости.
3. При лечении этой группой антибиотиков можно потерять слух.
4. Нарушение микрофлоры.
5. Против этих мокроорганизмов антибиотики бесполезны.
Проверка домашнего задания включает составление таблиц «Основные и резервные антибиотики», «Рациональные и нерациональные комбинации антибиотиков». Студенты обсуждают и при необходимости конспектируют представленную информацию. Данный вид домашнего задания способствует развитию творческих способностей студентов, умения самостоятельного поиска и переработки информации и представлении ее в доступном виде. Использование базовых знаний, необходимость их обобщения, систематизации, применения в новых условиях способствует формированию механизмов рефлексии и саморазвития.
Этап самостоятельной работы студентов
С целью организации общения и взаимодействия студентов при самостоятельном выполнении общих заданий преподаватель организует работу 4-х малых групп. Объединение «сильных» и «слабых» студентов дает возможность для взаимообучения, снижает уровень тревожности перед ответом.
Задание № 1. Работа с набором антибиотиков по определению препарата. Преподаватель предлагает студентам классифицировать антибиотики из предложенного набора и дать им полную характеристику, определить показания к применению, возможные осложнения.
Студенты рассматривают предложенные препараты и определяют область применения. Представитель от группы докладывает полученные результаты, все остальные слушают, дополняют, исправляют.
Данное задание формирует навыки работы в команде. Развивает логическое мышление.
Задание № 2. Расчет дозы антибиотиков, количества таблеток и капсул, назначенных пациенту. Для выполнения этого задания студенты должны уметь работать со справочниками лекарственных средств, рассчитывать дозы АБ при разных способах его введения. Задание способствует закреплению элементов сестринского ухода.
Карточка 1.
1. Во флаконе 0,8 г гентамицина сульфата. Врачом назначено ввести 0,4 г. в/м.
2. Требуемая доза линкомицина 0,5 г, доза одной капсулы 250 мг. Сколько больному следует дать капсул?
Карточка 2.
1. Во флаконе 500 мг меронема. Врачом назначено ввести в/в 1,0 г.
2. Требуемая доза метациклина 300 мг, доза одной капсулы 0,15 г. Сколько больному следует дать капсул?
Карточка 3.
1. В ампуле 2 мл 30% раствора линкомицина гидрохлорида. Врачом назначено ввести 0,3 г.
2. Требуемая доза канамицина 50 мг, доза одной таблетки 0,125 гр. Сколько больному следует дать таблеток?
Карточка 4.
1.Во флаконе 250 000 ЕД мономицна. Врачом назначено ввести 100 000 ЕД.
2. Требуемая доза клиндамицина 450 мг, доза одной капсулы 0,15 г. Сколько больному следует дать капсул?
Задание № 3. Работа группами над решением ролевых ситуаций: один студент выступает в роли фельдшера, другой – в роли пациента. Фельдшер выписывает пациенту рецепт и рассказывает, как принимать лекарственное вещество, используя знания, полученные ранее при изучении фармакологии и других дисциплин. Затем роли меняются, при этом студенты проверяют друг у друга правильность выписывания рецептов.
Студенты справятся с заданием, если имеют твердые знания классификации лекарственных средств, их фармакологических эффектов, показаний и противопоказаний к применению, которые позволят студентам правильно выбрать препарат в адекватной лекарственной форме и соответствующей клинической ситуации дозе, правильно выписать и оформить рецепты на выбранные препараты. Прививает навыки работы с документацией, общения с пациентом.
Выписать в рецептах, пользуясь справочной литературой:
1. Комбинированный антибиотик из группы тетрациклина и макролида.
2. Противогрибковый антибиотик в таблетках при кандидозе полости рта.
3. Синтомицин в линименте.
4. Глазную мазь, содержащую тетрациклин.
5. Препарат аминогликозида для в/м введения.
6. Антибиотик группы левомицетина для терапии конъюнктивитов.
7. Антибиотик из группы линкозамидов.
8. Антибиотик из группы аминогликозидов для местного применения.
Схема беседы с пациентом:
Цель разъяснения | Содержание беседы |
1.Название препарата | |
2.Внешний вид препарата | |
3.Цель назначения | |
4.Режим приема | |
5.Пути введения | |
6.Меры, способствующие лечебному действию | |
7.Побочные эффекты | |
8.Симптомы, указывающие на эффективность проводимого лечения | |
Задание № 4.
Решение проблемно-ситуационных задач. Преподаватель предлагает студентам ситуационные задачи. Студенты решают задачи «малыми группами» с последующим обсуждением, исправлением ошибок и неточностей с предоставлением им максимальной самостоятельности. Преподаватель помогает и корректирует ответы в случае затруднений студентов. Решение задач оформляется письменно. Студенты используют полученные ранее знания, которые необходимо систематизировать, обобщить и применить в новых условиях. Подобная методика позволяет студентам свободно излагать свои мысли, учиться вести диалог, узнавать новую информацию из высказываний других студентов и комментариев преподавателя, активизирует их познавательную деятельность.
Задача №1. Для лечения пневмонии был назначен антибиотик широкого спектра действия. Через несколько дней больной пожаловался на чувство жжения, сухость слизистой оболочки полости рта, болезненность и затруднение при глотании. При осмотре выявилось: пораженная слизистая оболочка полости рта гиперемирована, на ней блестящие белые точки, сливающиеся в пленки зеленовато бурого цвета. Слизистая оболочка под пленками разрыхлена, эрозирована.
Что принимал больной?
Какая ошибка была допущена при назначении данного препарата?
Задача № 2. Больной 17лет находится на стационарном лечении по поводу туберкулеза. Спустя 2 недели после начала лечения появился звон в ушах, «закладывание ушей», шаткость при ходьбе, головокружение
Какой препарат назначен больному?
Назовите основные причины возникших осложнений.
Предложите основные меры профилактики.
Задача № 3. Больному с острым бронхитом было назначено: азитромицин по 0,5г 1 раз в день, отхаркивающий препарат амброксол и бактисубтил капсулах в период долечивания. Пациент после выздоровления обратился с жалобой в страховую компанию на неправильное лечение. По его мнению, необходимо было применять более эффективные средства. Вместо азитромицина - ампициллин, который ему всегда помогает, вместо амброксола - амбробене, вместо бактисубтила - линекс для восстановления микрофлоры и дополнительно нужно было назначить иммуностимулятор и жаропонижающее средство.
Примите участие в экспертизе.
Обоснуйте рациональность назначения препаратов
Задача № 4. Светлане 5лет, был назначен тетрациклин. Через месяц после приема препарата у нее появилась желтая пигментация зубов, в связи, с чем родители вынуждены были обратиться за консультацией к стоматологу. Объясните причину изменения окраски зубов.
Задача № 5. Молодой женщине был назначен доксициклин. Во время приема препарата она продолжала посещать солярий. Неожиданно у нее возник ожог, что вынудило ее прекратить инсоляцию. На 2-й неделе от начала приема препарата у нее появились белые творожистые выделения из половых органов, что она связала с приемом солнечных ванн.
Объясните причину возникновения ожога и появления выделений.
Какими профилактическими мерами эти осложнения можно было бы предотвратить?
Какие препараты эффективны при кандидамикозах?
Задача № 6. Больной М. регулярно принимал тетрациклин по назначению врача. Препарат оказался неэффективным, хотя больной для повышения сопротивляемости организма регулярно употреблял в пищу большое количество мясных продуктов и молока.
Объясните причины неэффективности тетрациклинов.
Задача № 7. К участковой м/с обратился пациент с просьбой объяснить, зачем врач выписал ему противогрибковый препарат:
Rp.: Doxycyclini hydrochloridi 0,05
D.t.d. № 20 in capsulis
S. По 2 капсулы 2 раза в сутки.
#
Rp.: Nystatini 250000 ED
D.t.d. № 30 in tabulettis
S. Внутрь по 1 таблетке 2 раза в сутки.
Задание:
Объясните, с какой целью врач назначил данную комбинацию.
Проинформируйте пациента о возможных побочных эффектах, вызванных применением доксициклина.
Задание № 5. Преподаватель предлагает студентам составить памятку пациенту о правилах приема антибиотиков. Студенты демонстрируют составленные рекомендации, озвучивая их. Следуют принципу: «Исключаем сказанное».
Формирует навыки последовательного выполнения заданий по образцу, навыки работы с пациентом. Объединение «сильных» и «слабых» студентов дает возможность для взаимообучения.
Примерная памятка по лечению антибиотиками
Принимайте антибиотики только по назначению врача. Если врач считает, что они вам не нужны - не настаивайте: собственные защитные силы организма могут самостоятельно останавливать рост бактерий.
Антибиотики бесполезно применять при:
ОРВИ, гриппе — эти состояния вызываются вирусами, на которые антибиотики не оказывают никакого действия;
повышенной температуре — антибиотики не являются жаропонижающими и обезболивающими препаратами;
воспалительных процессах — антибиотики не обладают противовоспалительным действием.
Самостоятельное применение антибиотиков может привести к «стиранию» признаков заболевания, и его будет очень трудно (если вообще возможно) выявить. Неэффективное лечение антибиотиком может привести к хроническому течению заболеваний
Если вам выписали антибиотики, то принимайте их в том количестве и по той схеме, которую рекомендовал врач. Лечение обычно бывает курсовым, и прекращать прием лекарства в тот момент, когда вы почувствовали улучшение, нельзя. Самые стойкие бактерии тогда не только «выживут», но и «окрепнут», обретя иммунитет к данному лекарству. И в следующий раз вам придется назначать еще более сильное средство.
Необходимо помнить, что улучшение самочувствия или снижение температуры не являются основанием для отмены антибиотика, так как только полный курс лечения может привести к выздоровлению
Иногда, при тяжелом течении, врач выписывает одновременно несколько антибиотиков. В этом случае рассуждения « хватит и одного» или « обойдусь тем, что подешевле» неразумны.
Нельзя принимать антибиотики, выписанные кому-то другому. Подбор препарата и его дозировки осуществляется индивидуально с учетом многих факторов, которых вам предусмотреть будет невозможно.
Принимать антибиотики необходимо с небольшим количеством воды (кроме водорастворимых форм), лучше на разжевывать .Прочитайте аннотацию к препарату- там указан способ приема. Не следует запивать препараты молоком, и лучше воздержаться от употребления молочных продуктов.
Врач обязательно должен спросить у вас, не было ли аллергии на лекарство, и только после этого назначить лечение. Можно заранее предупредить доктора об имеющейся аллергии к какому-то препарату. Врач сам решит, имеет ли это отношение к назначаемому препарату.
Особенно осторожно следует применять антибиотики у детей, беременных и кормящих женщин.
Следует знать, что многие широко распространенные и «популярные» среди населения антибиотики (тетрациклин, доксициклин, левомицетин и др.) запрещены для применения у детей, беременных и кормящих женщин. Они оказывают токсичное действие на плод и ребёнка.
Во время лечения антибиотиками или сразу после него врачи назначают лекарства, помогающие восстановить «нормальную микрофлору» в кишечнике. Кроме того не встречая сопротивления, начинают размножаться, другие болезнетворные микроорганизмы - например грибки, вызывающие «молочницу».
Чтобы восстановить нормальную микрофлору, назначают бактерийные препараты в капсулах (разжевывать не надо), кисломолочные продукты. Возможно назначение специальных противогрибковых препаратов. Не пренебрегайте этим сопутствующим лечение: борьба с дисбактериозом - важный этап в восстановлении защитных сил организма.
Задания 1-5 обеспечивает кратность повторения знаний и умений, их практическую значимость, создают условия для формирования умений выполнять задание по образцу, принимать решение в нестандартной ситуации умений пользоваться справочной литературой, давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных препаратов.
После выполнения заданий 1-5 студенты осуществляют взаимоконтроль и выставлением оценки друг другу.
Работы сдаются преподавателю. Такой прием дает преподавателю возможность охватить весь объем программного материала (контролировать итоговые задания). Студенту - найти ошибки и обосновать правильный ответ.
Этап рефлексии
Студентам предлагается тестовый контроль. Взаимоконтроль и устное обоснование студентами выбора правильного ответа дают возможность акцентировать внимание на узловых вопросах темы, проследить динамику и эффективность работы обучающихся на занятии, подвести итог при выставлении оценок.
Задания в тестовой форме
Дать определение химиотерапевтическим средствам:
+ это лекарственные вещества, действующие на микроорганизмы, находящиеся в организме человека
- это лекарственные вещества, действующие на микроорганизмы, находящиеся в окружающей среде
-это лекарственные вещества, действующие на микроорганизмы, находящиеся на коже человека
-все верно
2. Способность антибиотиков приостанавливать рост и размножение микробной клетки, называеся:
+бактериостатическим действием
-бактерицидным действием
-все верно
-все неверно
3. Что означает резистентность микроорганизмов к антибиотикам:
+устойчивость
-повышенная чувствительность
-пониженная чувствительность
-отсутствие чувствительности
4. Выберите антибиотики из группы тетрациклинов:
-бензилпенициллина натриевая соль, бициллин-1, феноксиметипенициллин
+тетрациклин, метациклин, доксициклин
-эритромицин, кларитромицин, сумамед
-цефаклор, цефепим, цефуроксим
5. Выберите антибиотики группы макролидов:
-бензилпенициллина натриевая соль, бициллин-1, феноксиметипенициллин
-тетрациклин, метациклин, доксициклин
+эритромицин, кларитромицин, сумамед
-цефаклор, цефепим, цефуроксим
6. Выберите антибиотики группы аминогликозидов
+стрептомицин, гентамицин, канамицин
-тетрациклин, метациклин, доксициклин
-эритромицин, кларитромицин, сумамед
-цефаклор, цефепим, цефуроксим
7. Какой из антибиотиков применяется для лечения туберкулеза:
+стрептомицин
-бензилпенициллина натриевая соль
-тетрациклин
-эритромицин
8. Какой антибиотик нельзя назначать детям до 6 лет, по причине того, что он разрушает костную ткань, в том числе эмаль зубов:
+тетрациклин
-цефепим
-бензипенициллина натриевую соль
-стрептомицин
9. Какой антибиотик нельзя назначать людям пожилого возраста по причине ототоксического действия:
-тетрациклин
-цефепим
-бензипенициллина натриевую соль
+стрептомицин
10. Какой из антибиотиков нельзя назначать детям раннего возраста по причине поражения эритропоэза и возникновения пепельной окраски кожи:
+левомицетин
-цефепим
-бензипенициллина натриевую соль
-стрептомицин
11. Какие антибиотики относятся к антибиотикам стратегического резерва:
+тиенам, линкомицин
-тетрациклин, метациклин
-сумамед, эритромицин
-стрептомицин, гентамицин
12. Назовите формы выпуска антибиотиков для парентерального введения
+порошки во флаконах
+раствор для инъекций
-мази
-настои
13. Сколько вы наберете в шприц антибиотика, если во флаконе 500 000 ЕД, врач назначил 250 000 ЕД, разведение 1:1:
+2,5 мл
-1 мл
-5 мл
-2 мл
14. Сколько вы наберете в шприц антибиотика, если во флаконе 1 000 000 ЕД, врач назначил 500 000 ЕД, разведение 1:1:
-2,5 мл
-1 мл
+5 мл
-2 мл
15. Требуется дать пациенту 50 мг антибиотика, доза одной таблетки 0,1гр, сколько больному дадите таблеток:
+1/2 таблетки
-2 таблетки
-1 таблетку
-3 таблетки
16. Требуется дать пациенту 1 мг антибиотика, доза одной таблетки 0,0005 гр, сколько больному дадите таблеток:
-1/2 таблетки
+2 таблетки
-1 таблетку
-3 таблетки
17. Назовите пути введения тетрациклина гидрохлорида:
+все верно
-внутримышечно
-трансдермально
-через рот
18. Какие требования необходимо соблюдать при приеме антибиотиков, чтобы избежать резистентности:
+все верно
-комбинирование антибиотиков
-тщательный бактериологически подтвержденный диагноз
-назначение антибиотиков в оптимальных дозах
19. Назовите побочный эффект, характерный для всех антибиотиков:
+аллергическая реакция
-диспепсия
-нефротоксическое действие
-нейротоксическое действие
20. Назвать частотный отрезок, входящий в состав названий антибиотиков группы аминогликозидов:
+mycin
-cillin
-ciclin
-cef
Подведение итогов занятия:
Преподаватель побуждает студентов оценить, достигнута ли цель занятия, сформулированная вначале, уровень их личной активности на занятии, само-и взаимооценку работы в ходе занятия. В итоге оценивает работу каждого студента, выставляет отметки. При определении итоговой отметки студента учитываются результаты устного опроса по контрольным вопросам, выполненного домашнего задания, самостоятельного работы, при этом учитывается мнение студентов, делаются выводы по изученному материалу.
Задание на дом: Подробное объяснение домашнего задания помогает студентам лучше ориентироваться в новом материале, показывает значимость систематической подготовки к занятиям.
Учебник В.В. Майский, В.К. Муратов, стр.378-388.
Конспект. Тема: «Сульфаниламиды».
Составитель: преподаватель Кузьмина Л.П.